Белка Затейница (Шелл) предлагает Вам запомнить сайт «Искусство»
Вы хотите запомнить сайт «Искусство»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

Культура и искусство

Читать

Бертель Торвальдсен

развернуть
Бертель Торвальдсен
 
 

«В центре Копенгагена расположено здание, мимо которого нельзя пройти, не обратив внимания, — пишет О. Малинковская в журнале «Юный художник». — Приближаясь к нему с фасада, вы в первую очередь увидите огромные двери, объединённые наличниками с окнами второго этажа. Их стиль невольно вызовет у вас ассоциации с древней архитектурой. Если обходить здание справа или слева, перед глазами предстанет роспись, размещённая в виде фриза на высоте человеческого роста. Все изображённые заняты разными делами: женщины оживлённо беседуют, вездесущие мальчишки, сбившись в кучки, наблюдают, с каким трудом тянут лошади огромные скульптуры, установленные на повозках-катках. Другие скульптуры поменьше, но тоже достаточно массивные, рабочие передвигают на специальных подставках. Действие происходит не только на земле: здесь же изображены несколько лодок с людьми. Ваш взгляд задержится на фигуре пожилого седовласого мужчины, который сходит на берег, приветствуемый встречающими. Изображённые люди принадлежат к самым разным слоям общества, но все захвачены одним событием, каждый является его частицей. Что же это за событие? Что скрывается за стенами этого дома?



Росписи, тайну которых не сможет раскрыть человек, не знакомый с историей Дании, для любого датчанина не являются загадкой. Украшая музей знаменитого скульптора Бертеля Торвальдсена — славы и гордости Дании, — росписи рассказывают, как торжественно встречали его соотечественники по возвращении на родину».

Бертель Торвальдсен родился в Копенгагене 19 ноября 1770 года. Отец, исландец по происхождению, был резчиком по дереву. Он не имел большого таланта, но зато сумел привить сыну интерес к скульптуре и рисованию. «Я испытывал страсть к рисованию, — вспоминал позднее скульптор. — Увидев однажды, как я занимаюсь этим на дверях и стенах дома, один из приятелей отца заметил, что у меня определённо есть дар, и спросил отца, не собирается ли тот отдать меня в Академию художеств. Я, мечтая об этом, упросил настоять на таком решении моей судьбы». Так в 1781 году Бертель становится учеником Королевской академии художеств в Копенгагене.

Вскоре юноша был награждён по классу скульптуры малой и большой серебряными медалями, в 1791 году — малой золотой. Одному из своих учителей — Николаю Абильгору — он помогает в отделке королевской резиденции в Копенгагене — Амалиенборге.

Главным его наставником в Копенгагене был даровитый датский скульптор Видевельт, который научил Торвальдсена любить и понимать античное искусство. Работы молодого Торвальдсена на родине не только показали его подающим блестящие надежды учеником, но и вполне самостоятельным художником.

В 1793 году Торвальдсен получил Большую золотую медаль за рельеф «Пётр исцеляет хромого», а с ним — право пенсионерства в Италии. Это давало возможность получать стипендию и продолжать учёбу в Италии. Однако уехать в Рим Торвальдсен смог лишь спустя четыре года. Уже на раннем этапе творчества он выделялся среди своих коллег тщательностью исполнения, грамотным построением скульптуры с учётом всех возможных точек восприятия её.


В 1796 году Торвальдсен отправился в Рим, куда прибыл 8 марта 1797 года. Отныне этот день он отмечает как день своего рождения.

Как пишет Луначарский: «Он привёз с собою в Рим из Дании не только душу, пропитанную самоновейшим для того времени сентиментализмом, — ничуть не искусственным, однако, и почерпнутым у самого источника прочного мещанства, — но и восторженную любовь к человеку, к прекраснейшему, что может видеть в мире око: гармонически развитому человеческому телу. Никакое мещанство не могло заслонить основную ноту нового Возрождения — эстетизм и гуманизм!

Здесь, в Риме, Торвальдсен не только мог насмотреться греческой красоты, но и попал в ближайший круг друзей самого Гёте, группировавшихся вокруг такого человека, как Вильгельм фон Гумбольдт. Таким образом, условия были до крайности благоприятны для развития его таланта».

В своём первом отчёте в Копенгагенскую академию почти сразу по прибытии, в 1798 году, он пишет: «Я уже видел и изучил здесь лучшие произведения». Много времени проводит Торвальдсен в галереях Ватикана. А прогулки по Ватикану становятся для него одним из любимых занятий.

Описание одной такой ночной прогулки даёт в своей повести «Орест Кипренский» К. Паустовский: «Художники стояли неподвижно. Кипренский всматривался в неясную игру огня на тёплом камне. Он старался закрепить в памяти движения теней, сообщавшие необычайную живость лицам героев и мраморных богинь… „Ну что же, камень живёт?“ — тихо спросил Торвальдсен. „Живёт“, — глухо ответил Кипренский. „Друзья, — веско сказал Торвальдсен, — только так рождаются образы от античной скульптуры и создаются в тайниках нашей души законы мастерства“».

В Италии Торвальдсен и провёл большую часть своей жизни, около сорока лет, никогда не забывая своей маленькой родины. Он постоянно был связан с Копенгагеном, посылал туда закупаемые им антики, а перед смертью завещал все свои произведения городу.

Успеху в Риме и продлению командировки способствовало создание группы «Вакх и Ариадна», а особенно скульптуры «Язон» (1803).

 

Бертель Торвальдсен

Бертель Торвальдсен

Бертель Торвальдсен

«Язон» представил все основные черты стиля великого мастера: совершенную простоту и ясность композиционного построения, предпочтение мужественным и благородным характерам; крепкую, уверенную лепку формы.

Л.И. Таруашвили отмечает: «Ясон, каким его изобразил Торвальдсен, уже совершил движение шага, перенеся тяжесть корпуса на опорную ногу, так что образ героя схвачен скульптором в едва уловимый момент неподвижности, которая готова сейчас же смениться новым движением. Характер этого нового движения зрителю заранее ясен. Хотя поза Ясона максимально устойчива, однако она совершенно чужда архаической застылости: она отражает предшествующий момент действия и чревата последующим, одновременно является и следствием, и причиной. И всё-таки связь настоящего момента с последующим движением далеко не так недвусмысленна, как с предыдущим. Статуя „Язона“ отражает в себе двузначность классического образа: действия героя включены в причинно-следственную связь событий, однако внутренне герой отстранён от этих событий и сохраняет способность к их беспристрастной оценке; он движется во „временном потоке“ и одновременно торжествует над превратностями времени силой своего духа».

О статуе Торвальдсена «Язон» Антонио Канова сказал, что это новое слово в скульптуре. Благодаря «Язону» молодой скульптор быстро приобрёл известность в кругах любителей искусства. К нему поступает множество заказов. Художника посещают знатные путешественники, у него появляются средства, чтобы расширить мастерскую, привлечь для работы учеников и подмастерьев. Подчас у Торвальдсена трудилось до пятидесяти человек.

При всей любви к творчеству античных скульпторов, например Фидия или Праксителя, Торвальдсен, однако, не стал их слепым подражателем. Античное искусство было для Торвальдсена, в сущности, лишь источником вдохновения, в самом же творчестве своём он всегда оставался в высшей степени индивидуальным, верным своему своеобразному гению, одинаково сильному и в области статуи, и в области рельефа.

Для выражения мощных художественных идей служили Торвальдсену крупные статуи, рельеф же давал исход целому сонму грациозно-шаловливых, нежно-любовных и других мыслей и чувств, постоянно волновавших его фантазию. Работал Торвальдсен неутомимо, причём обыкновенно, прежде чем приступить к лику задуманной модели, набрасывал её карандашом и разрабатывал в эскизах, иногда до двадцати и более раз. С 1803 по 1819 год Торвальдсен исполнил множество крупных и мелких статуй и рельефов.

Им были, в частности, созданы: «Амур и Психея»

Бертель Торвальдсен

 

«Адонис»

Бертель Торвальдсен

 

Бертель Торвальдсен

 

Бертель Торвальдсен

«Марс и Амур»

Бертель Торвальдсен

«Венера с яблоком»

Бертель Торвальдсен

Бертель Торвальдсен

Бертель Торвальдсен

 

«Геба»

Бертель Торвальдсен

Бертель Торвальдсен

«Ганимед с орлом»

Бертель Торвальдсен

Бертель Торвальдсен

 

«Пастух»

Бертель Торвальдсен

Бертель Торвальдсен

«Три грации»

Бертель Торвальдсен

Бертель Торвальдсен

Бертель Торвальдсен

рельефы: 

"Приам и Ахилл"

Бертель Торвальдсен

"Три грации"

Бертель Торвальдсен

В 1818 году Торвальдсен заканчивает работу над скульптурой «Меркурий со свирелью».

Бертель Торвальдсен

Бертель Торвальдсен

История происхождения этой удивительной статуи в высшей степени характерна для уяснения того, как работал Торвальдсен Однажды, отправляясь обедать, Торвальдсен заметил полусидящего, полустоящего в дверях дома молодого итальянца. Красота и оригинальность позы поразили скульптора. Он прошёл было мимо, но с полдороги вернулся и, застав юношу всё в той же позе, не замедлил хорошенько запомнить детали положения. Затем наскоро пообедав, Торвальдсен немедленно вернулся домой, чтобы засесть за эскиз новой статуи, а на другой день уже серьёзно взялся за работу над моделью «Меркурия».

Торвальдсен выбрал из сюжета, казалось, спокойный, а на самом деле захватывающий момент. Безобидно-праздное положение полусидящей, полустоящей фигуры Меркурия с только что отнятою от губ свирелью маскирует кровавый замысел. Правая нога на самом деле прижимает пяткой ножны меча, чтобы легче было вытащить последний свободною рукою. Черты лица и поза фигуры выражают напряжённую бдительность и готовность перейти к действию. Последнее передано в особенности превосходно — так и кажется, что Меркурий сейчас встанет и выхватит меч.

В 1820 году Торвальдсену поручают скульптурное оформление главного собора Копенгагена — собора Богоматери.

Бертель Торвальдсен

Бертель Торвальдсен

Художник создаёт ансамбль, включающий в себя двенадцать фигур апостолов, размещённых вдоль стен центрального нефа собора, фигуру Христа в апсиде

Бертель Торвальдсен

Бертель Торвальдсен

и изображение коленопреклонённого ангела. Все статуи Торвальдсен исполнил в величину, больше натуральной.

«В фигуре Христа, — пишет Малинковская, — сочетаются движение навстречу людям и статичность. Его руки словно закрывают собой людей, оберегают их и в то же время отстраняют, не подпускают к себе. Застывшие, как бы погружённые в себя образы апостолов создают у входящего в храм настроение самоуглублённости, сосредоточенности, отречения от мирской суеты».

В том же двадцатом году Торвальдсен возвращается в Италию, где много работает над заказами разных европейских стран: Польши, Германии, Англии, Италии, Дании. В основном это памятники-монументы: Копернику для Краковского собора (1823)

Бертель Торвальдсен

Бертель Торвальдсен

Бертель Торвальдсен

Бертель Торвальдсен

Шиллеру в Штутгарте (1835)

Бертель Торвальдсен

Байрону в Кембридже (1831)

Бертель Торвальдсен

папе Пию VII в соборе Святого Петра в Риме (1824–1831)

Бертель Торвальдсен

Торвальдсен проявил себя и как блестящий портретист. Он создал немало великолепных портретов. Среди тех, кого изобразил скульптор, были царствующие особы — Наполеон

Бертель Торвальдсен

Бертель Торвальдсен

Бертель Торвальдсен

Александр I

Бертель Торвальдсен

Бертель Торвальдсен

польский король Понятовский

Бертель Торвальдсен

Бертель Торвальдсен

а также и великие поэты — лорд Байрон, Шиллер.

Воистину, образцом гармонии, ясности, чистоты формы стала портретная статуя княгини Марии Фёдоровны Барятинской, жены известного русского дипломата И.И. Барятинского.

Бертель Торвальдсен

«Барятинская изображена в задумчивой позе, голова чуть склонена вправо, — отмечает Малинковская. — Левая рука придерживает ниспадающую шаль, правая поднята к лицу. Идеально прекрасен овал лица княгини, чудесно сложена фигура, угадывающаяся сквозь складки одежды. Грациозна и в то же время исполнена достоинства поза. Безупречной линией очерчивает Торвальдсен силуэт, складки одежды струятся, образуя плавный ритм. Портрет Барятинской, созданный в 1818 году, признан одним из выдающихся произведений европейской пластики первой трети XIX века».

В 1825 году Торвальдсена избирают президентом Римской академии святого Луки, а в 1833 году — президентом Академии художеств в Копенгагене. Он был также почётным членом Французской и Российской академий художеств, академий Берлина, Мюнхена, Флоренции, Милана.

В 1838 году Торвальдсен решил окончательно вернуться на родину. Здесь ему был оказан грандиозный приём. Остальные годы своей жизни великий скульптор посвятил отечеству. Крупными его работами в этот период являются фризы: «Въезд Христа в Иерусалим» и «Шествие на Голгофу». Кроме них, он исполнил много мелких произведений и усиленно занимался разработкой плана и устройством (на средства, собранные всенародной подпиской) музея, в котором должны были поместиться все его произведения.


В завещании скульптора говорится: «Я передаю в дар городу Копенгагену в Дании произведения искусства… состоящие из принадлежащих мне картин, скульптур, барельефов, гравюр и литографий, медалей и т.п., предметов как античных, так и современных, а также работ по камню, золотых изделий, античной бронзы, этрусских ваз, терракоты, книг, египетских и греческих древностей и других предметов, относящихся к наукам и изящным искусствам».

Торвальдсен скончался внезапно в Копенгагене 24 марта 1844 года, присутствуя на вечернем спектакле в Королевском театре. Тело Торвальдсена погребено под простой каменной плитой в середине двора, образуемого четырьмя флигелями музея его имени. Музей начал сооружаться по плану архитектора Виндесбеля ещё при жизни скульптора. Здесь собрано 80 статуй, 130 бюстов, 240 рельефов прославленного мастера.

Посетители в благоговейном молчании пребывают в этом царстве классической красоты. Ничто не отвлекает внимания от созерцания истинно прекрасных творений выдающегося представителя классицизма в скульптуре.

Торвальдсен воспитал целую плеяду учеников. На долгое время его искусство стало эталоном.

Бертель Торвальдсен

Лев. 1819—1821 г.

Бертель Торвальдсен

 

Бертель Торвальдсен

Нума и нимфа Эгерия. 1794

 

Бертель Торвальдсен

Бертель Торвальдсен

Бертель Торвальдсен

 

Купидон. 1827 г.

Бертель Торвальдсен

Бертель Торвальдсен

Парис

Бертель Торвальдсен

 

Цицерон

Бертель Торвальдсен

Богиня ночи

Бертель Торвальдсен

Купидон и Ганимед

Бертель Торвальдсен

Амур с лирой

Бертель Торвальдсен

 

Бертель Торвальдсен

Один

Бертель Торвальдсен

Бертель Торвальдсен

Зрелость и Осень

Бертель Торвальдсен

Бертель Торвальдсен

Асклепий и Гигея

Бертель Торвальдсен

Бертель Торвальдсен

Бертель Торвальдсен

Геба и Ганимед

Бертель Торвальдсен

Мемориальная плита Ю.Дунин-Барковской

Бертель Торвальдсен

Vittoria Caldoni

Бертель Торвальдсен

Прометей

Бертель Торвальдсен

Европа

Бертель Торвальдсен

 

 Бертель Торвальдсен

Портрет Вильгельмины Бирон

Бертель Торвальдсен

Бертель Торвальдсен

Пастух

Бертель Торвальдсен

Латона и её дети Аполлон и Диана

Бертель Торвальдсен

Св. Ян

Бертель Торвальдсен

Бертель Торвальдсен

Бертель Торвальдсен

Бертель Торвальдсен

Бертель Торвальдсен

Бертель Торвальдсен

Бертель Торвальдсен

 

 

http://murzim.ru/jenciklopedii/100-velikih-skulptorov/18448-bertel-torvaldsen.html

 

http://www.tonnel.ru/?l=gzl&uid=827


Опубликовала lily hansen , 11.12.2012 в 22:46

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Варвара Шелковская
Варвара Шелковская 16 декабря 12, в 17:50 Отобразил классицизм во всей его гармонии. Спасибо за пост. Текст скрыт развернуть
6
Георгий Коломейцев
Георгий Коломейцев 16 декабря 12, в 18:17 Фантастически красивые работы! Большое спасибо! Текст скрыт развернуть
5
Наталья Политова (Панова)
Наталья Политова (Панова) 16 декабря 12, в 18:24 Спасибо! Текст скрыт развернуть
4
Людмила Isakova
Людмила Isakova 16 декабря 12, в 19:15 Великолепный скульптор! Как хороши греческие боги и богини! Замечательно, что он не зациклился на христианской тематике с ее худосочными святыми. А портреты просто изумительны! Текст скрыт развернуть
5
Елена Овчаренко
Елена Овчаренко 16 декабря 12, в 19:25 Замечательный скульптор! Великолепные работы! Спасибо за отличный пост! Текст скрыт развернуть
4
Валентина Трусова
Валентина Трусова 16 декабря 12, в 20:49 МАСТЕР! КАКИЕ ИЗЯЩНЫЕ ЛИНИИ ТЕЛА! ПОЛУЧИЛА УДОВОЛЬСТВИЕ ОТ ПОДБОРКИ, С ИНТЕРЕСОМ ПРОЧИТАЛА ОБ АВТОРЕ. НИЧЕГО НЕ ЗНАЛА О НЕМ. ТАК. ЧТО-ТО ГДЕ-ТО КРАЕМ УХА... СПАСИБО Текст скрыт развернуть
3
Наташа Пономаренко (Шевцова)
Наташа Пономаренко (Шевцова) 16 декабря 12, в 22:23 Спасибо. Текст скрыт развернуть
3
Александр Хорошавцев
Александр Хорошавцев 16 декабря 12, в 23:16 Спасибо. Прекрасная экскурсия. Текст скрыт развернуть
3
Григорий Болтакс
Григорий Болтакс 16 декабря 12, в 23:22 Великолепный художник,превосходные работы, спасибо за подборку! Текст скрыт развернуть
3
татьяна колыбина (спирина)
татьяна колыбина (спирина) 16 декабря 12, в 23:54 Спасибо! Текст скрыт развернуть
1
Юзеф Персидж (Перси)
Юзеф Персидж (Перси) 17 декабря 12, в 00:31 После вот такого прошлого, какими показывают мужчин, все женщины и превращаются в ОНО! Ужас и вы считаете, что это красиво!? Вы в детстве никогда не подсматривали за женщинами в бане? Да и таких бань теперь нет! Это не люди а гемофродиты! Ужас! Текст скрыт развернуть
-3
Галина Серикова
Галина Серикова 17 декабря 12, в 14:54 Очень интересная подборка, спасибо! Текст скрыт развернуть
1
Петр Краснер
Петр Краснер 17 декабря 12, в 18:05 Великолепные образцы классического искусства. просмотрел с огромным наслаждением. Большое спасибо! Текст скрыт развернуть
1
Нина соколова
Нина соколова 18 декабря 12, в 11:01 Очень красиво!!! Текст скрыт развернуть
0
vladimir morozov
vladimir morozov 18 декабря 12, в 21:44 Шикарные скульптуры, посмотрел с превеликим удовольствием. СПАСИБО!!! Текст скрыт развернуть
1
Наталья Филатова (Корнеева)
Наталья Филатова (Корнеева) 18 декабря 12, в 22:54 Какой талантливый человек! Изваяния его прекрасны! Текст скрыт развернуть
2
Владимир Селявкин
Владимир Селявкин 18 декабря 12, в 23:00 и сегодня достоин восхищения талант и мастерство,спасибо! Текст скрыт развернуть
1
элла литвинова (Бобынина)
элла литвинова (Бобынина) 20 декабря 12, в 19:32 Большое спасибо за доставленое удовольствие!Я очень люблю древнюю мифологию . Насладилась её героями в мраморе. Мастерство великолепное,творения вечны,как и мифы. Текст скрыт развернуть
0
Руслан Насиров
Руслан Насиров 13 января 13, в 20:04 У каждого персонажа свой отчётливый характер.Удивительно!Они как живые, наполнены изнутри!Христос просто прекрасен!Очень интересны портреты .Спасибо! Текст скрыт развернуть
0
Владимир Батурин
Владимир Батурин 15 января 13, в 21:48 А он хитрец догадывался, что встретится с сиренами и... решил показать товар лицом, так сказать ! Текст скрыт развернуть
0
Показать новые комментарии
Комментарии с 1 по 20 | всего: 37
Комментарии Facebook
Свежее
Визитная карточка японского искусства — прекрасные гейши мастера укиё-э Китагава Утамаро
Белка Затейница (Шелл) 18 авг, 00:21
+2 1
Ян ван Хёйсум. Мастер голландского натюрморта
Олег Смирнов 17 авг, 14:02
+1 0
"Светлеет грусть, когда цветут цветы..." Творчество художника Алексея Зайцева
Олег Смирнов 17 авг, 12:45
+4 0
Йозеф Штилер
Олег Смирнов 17 авг, 12:43
+5 0
От его картин веет жарким солнцем и соленым ветерком — яркие пейзажи Юрия Петренко
Белка Затейница (Шелл) 16 авг, 22:46
+13 2
Живописное деревенское раздо…

Живописное деревенское раздолье в прекрасных пейзажах кисти Ольги Одальчук

14 авг, 00:12
+35 4
В лучших традициях импрессио…

В лучших традициях импрессионизма — щедрое и красочное творчество Алексея Зайцева

12 авг, 23:55
+26 3
Шедевры Ивана Шишкина — сам…

Шедевры Ивана Шишкина — самые известные картины великого русского пейзажиста

14 авг, 23:16
+21 5

Последние комментарии

Белка Затейница (Шелл)
Nikolay Sviridenko
Не обычная техника и жизнерадостная гамма. Мастер
Nikolay Sviridenko Поль Мессели
Анна Торохова
КРАСОТА!!!!
Анна Торохова Нежные акварели Любови Титовой

Поиск по блогу

Лучшее за неделю
Живописное деревенское раздолье в прекрасных пейзажах кисти Ольги Одальчук

Живописное деревенское раздолье в прекрасных пейзажах кисти Ольги Одальчук

Ольга Николаевна Одальчук родилась 25 апреля 1961 года в г. Новокузнецк, Россия. В 1982г. закончила Новосибирское художественное училище, отделение живописи.

Белка Затейница (Шелл) 14 авг, 00:12
+35 4
В лучших традициях импрессионизма — щедрое и красочное творчество Алексея Зайцева

В лучших традициях импрессионизма — щедрое и красочное творчество Алексея Зайцева

Алексею Зайцеву одинаково хорошо удаются и урбанистические зарисовки, и природные пейзажи, и жанровые сценки. Все дышит жизнью, полно красок. Алексей Зай

Белка Затейница (Шелл) 12 авг, 23:55
+26 3
Шедевры Ивана Шишкина — самые известные картины великого русского пейзажиста

Шедевры Ивана Шишкина — самые известные картины великого русского пейзажиста

Среди долины ровныя. И. Шишкин. 1883 Ивана Ивановича Шишкина по праву считают великим художником-пейзажистом. Ему, как никому другому, удавалось пере

Белка Затейница (Шелл) 14 авг, 23:16
+21 5