Последние комментарии

  • Иван Михайлов
    Интересный, необычный, действительно "ироничный и романтичный" стиль художника. Впечатляющие картины. Спасибо!Художник Lindsay Norman (1879 – 1969). Живопись от души
  • Иван Михайлов
    "Зато, любуясь произведениями Спратт, мы незаметно для самих себя погружаемся в размышления на вечные темы любви, оди...Художник Тина Спратт: каждому свое
  • Василий Топчий
    Боже, как красиво!Художник Александр Леднёв. Русская зима

Ты что такой серьезный: Почему люди на старых портретах не улыбаются?

 

Вы никогда не задумывались, почему люди, запечатленные на картинах прошлых веков, почти никогда не улыбаются? Портреты старых мастеров - торжественны и серьезны, порой - манерны, но увидеть улыбку на музейных полотнах можно очень редко. Но почему?

 
 Рембрандт Харменс ван Рейн "Смеющийся мужчина", 1630
Рембрандт Харменс ван Рейн "Смеющийся мужчина", 1630
 

Первое, что приходит на ум - плохое состояние зубов или вовсе их отсутствие, что совсем не хотелось демонстрировать.

Однако это маловероятно, так как проблема с зубами была довольно распространена в то время и проблемой как таковой не считалась. Например, видный британский политик лорд Пальмерстон потерял несколько передних зубов, но все равно считался привлекательным. А в века более темные даже существовала мода на гнилые зубы: кариес свидетельствовал о достатке, так как сахар и сладости могла себе позволить только богатая аристократия, а беднякам, чтобы выглядеть стильно, приходилось чернить зубы углем.

Но истинная причина куда более интересная. В высшем обществе улыбаться считалось просто неприличным. В 17 веке улыбка была дозволена только детям и простолюдинам, а также улыбающимися художники изображали проституток, клоунов, актеров, шутов, цыган, пьянь, рвань и прочее социальное дно. Известный священник и педагог 17 века Жан Батист де ла Саль, например, сокрушался на счет людей, которые "высоко задирают верхнюю губу".

 
Франс Хальс "Весельчаки на масленице", 1617
Франс Хальс "Весельчаки на масленице", 1617

Итальянский художник Антонелло да Мессина был первым в 15 веке, кто задолго до Леонардо да Винчи открыл улыбку как новый выразительный прием. Хоть и известно, что он рисовал знать, по его портретам невозможно определить, к какому сословию принадлежит человек. Его портреты улыбающихся людей - совершенно нетипичны. Например, долгое время считалось, что ухмыляющийся небритый мужчина на "Портрете неизвестного" - это пират, и лишь недавно выяснилось, что скорее всего это барон.

 
Антонелло да Мессина "Портрет неизвестного", 1465
Антонелло да Мессина "Портрет неизвестного", 1465

Как тут не вспомнить Леонардо да Винчи? Но если уж и говорить об улыбках, то стоить упомянуть не Джоконду, а странную улыбку Иоанна Крестителя кисти Леонардо. Портрет святого, на котором тот изображен в совершенно непривычном виде да еще и с игривой, почти зазывной улыбкой, вызвал много вопросов. Современники недоумевали, с какой стати Иоанну Крестителю, который жил в пустыне аскетом и питался саранчой и медом, так кокетливо улыбаться?

 
Леонардо да Винчи "Иоанн Креститель", 1516
Леонардо да Винчи "Иоанн Креститель", 1516

Открытая улыбка в живописи прошлого - это что-то форс-мажорное, вызывающее, эксцентричное. Например, современники Караваджо были ошарашены его "разнузданным" "Амуром-победителем" и считали , что в образе бога любви с нахальной улыбкой художник воспевал торжество гомосексуальных страстей.

 
Караваджо "Амур-Победитель", 1602
Караваджо "Амур-Победитель", 1602

Голландские художники 17 века знамениты своими бытовыми сюжетами из повседневной жизни низших слоев - они изображали все и всех: веселых гуляк, пьянчужек, проституток, цыган, музыкантов, бедняков. Улыбка и смех часто сопровождают невысокородных персонажей картин Яна Стина, Франца Хальса, Юдит Лейстер или Геррита ван Хонтхорста. Даже само понятие "голландства" в живописи и в жизни в обществе 17 века стало восприниматься как синоним распущенности.

 
Геррит ван Хонтхорст "Улыбающаяся куртизанка с непристойным изображением в руках", 1625
Геррит ван Хонтхорст "Улыбающаяся куртизанка с непристойным изображением в руках", 1625

Даже с изобретением фотографии в 19 веке приличным людям все еще было не дозволено улыбаться. Хотя не стоит забывать и про выдержку, требовавшую от позирующих долго оставаться неподвижными. Так что в викторианской Англии вместо привычного нам "che-e-e-ese" говорили чопорное "pru-u-u-nes" ("чернослив"), чтобы сохранить подобающее выражение лица.

Источник ➝

Популярное в

))}
Loading...
наверх