Картина Брюллова «Бахчисарайский фонтан» – одно из ярких свидетельств роли двух гениев в истории

Картина Брюллова «Бахчисарайский фонтан» – одно из ярких свидетельств роли двух гениев в истории.

Карл Брюллов, "Бахчисарайский фонтан", 1838-1849 гг

Живописный шедевр Брюллова "Бахчисарайский фонтан". В настоящий момент подлинник находится в Москве, в Музее им. А. С. Пушкина, радуя глаз своим великолепием, насыщенностью красок и сложнейшей композицией.

Брюллов работал над холстом в течении десяти лет, изображая быт и незамысловатый дневной досуг ханских жен.

Зритель понимает, каким редчайшим талантом и мастерством обладал Карл Павлович.

Картина, написанная после смерти поэта, является своеобразным реквиемом величайшему гению Пушкина А. С., с которым художника связывала крепкая мужская дружба.

Роскошь в убранстве, наличие всевозможных фруктов, дорого украшенная одежда: все говорит о беззаботности и неге умиротворенного существования в гареме. Брюллов старался изобразить на своем полотне настоящих восточных женщин. В этом ему помогает акцентирование внимания публики на национальных костюмах, бликах золота и серебра, блеска драгоценных камней.

Фрагмент

Надо отметить, что в основе полотна лежит произведение А. С. Пушкина "Бахчисарайский фонтан". Написана поэма была по мотивам рассказа Потоцкой С. С. Она поведала поэту о своей родственнице Марии, которую крымский хан Керим-Гирей увез в свой гарем. Проверить данный факт невозможно, правда это или вымысел. Но поэма была создана и опубликована.

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/61014/pub_5c1718688ae9ee00ab73e895_5c1b01c7eef61d00ab64e255/scale_600

Братья Чернецовы, «Пушкин в Бахчисарайском дворце»,1837

"Гирей сидел, потупя взор;

Янтарь в устах его дымился;

Безмолвно раболепный двор

Вкруг хана грозного теснился." (А.С. Пушкин)

Брюллов же на своем холсте изображает Марию поодаль от остальных невольниц, сидящей на окне в грустной позе. Автор как бы хочет спросить "можно ли быть счастливым, будучи в заточении?"

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1209300/pub_5c1718688ae9ee00ab73e895_5c1afdbbbe843d00ae3cdafc/scale_600

Фрагмент

К.П. Брюллов и А.С. Пушкин прожили недолго, но их жизни были необычайно насыщены. Для всей мировой культуры эти гениальные мастера сделали настолько много, что их вклад переоценить действительно невозможно: их наследие уже многие годы служит источником творческих сил, вдохновения для разных поколений деятелей искусства.

https://zen.yandex.ru/media/id/5b56ff56050fd400a9295af2/veli...

Художник Андрей Шильдер: дар и рок

 
Художник Андрей Николаевич Шильдер был учеником великого Ивана Шишкина. Однако, сама идеология его работы с пейзажем была принципиально иной.
 
"Ручей в лесу", 1906, холст, масло
 
"Ручей в лесу", 1906, холст, масло

Его творческий путь — замечательный пример того, как, перенимая сильнейшие стороны творчества наставника, можно (и нужно) создавать собственный уникальный стиль, дабы раскрыть в полной мере собственный талант живописца.

Там, где Иван Иванович следовал за объективной действительностью, тщательнейшим образом и в достовернейших подробностях перенося на полотно представшую перед ним картину мира, Андрей Николаевич лишь делал первый пробный рисунок, фактически — черновик будущей работы.

 
"Осенний пейзаж", 1919, холст, масло
 
"Осенний пейзаж", 1919, холст, масло

Там, где гений Шишкина вдыхал искру жизни в завершённую композицию за счёт совершенно неповторимой, непостижимой и невозможной для других художников проработки мельчайших её деталей, Шильдер в первую очередь полагался на собственной фантазию.

 
Серия пейзажей
 
Серия пейзажей

Как свидетельствовали современники живописца, дома у Андрея Николаевича хранились альбомы с зарисовками тронувших душу мастера видов живой природы. Это был настоящий «золотой фонд» живописца, куда (благодаря прекрасной зрительной памяти) рано или поздно попадало каждое понравившееся ему растение, с особой, почти что «шишкинской» тщательностью запечатлённое на пленэре.

 
"Весенний лес. березовые бревна", холст, масло
 
"Весенний лес. березовые бревна", холст, масло

И лишь затем наступал этап подлинного творчества маэстро Шильдера. Сообразно собственному видению прекрасного, он принимался так и эдак корректировать, видоизменять и взаимо располагать отдельную веточку и листочек, тень и оттенок, изгиб и выступ стволов, ветвей своих многочисленных берёз, дубов и сосен. С тем, чтобы «на выходе» добиться максимальной эстетической привлекательности, выразительности и своеобразия.

 
"Лес", 1890, холст, масло
 
"Лес", 1890, холст, масло

Именно они, эти заранее продуманные и проработанные «заготовки», и шли в ход, когда Андрей Николаевич заканчивал свой набросок с натуры. Опираясь на него как на базис, он принимался «доставать» из тайников памяти казавшиеся наиболее уместными для данной конкретной картины элементы. И встраивать их в композицию, совмещая с самыми удачными текущими находками или же вовсе замещая не удовлетворявшие его элементы.

 
"Летний пейзаж с рекой", холст, масло
 
"Летний пейзаж с рекой", холст, масло

В результате пейзажи Шильдера очень часто являли собою нечто не схожее с имевшейся в реальном мире панорамой. Там, где его великий учитель возводил в абсолют саму природу, становясь адептом всех капризов её хаотичных форм и оттенков, герой нашей сегодняшней статьи следовал собственной мечте об идеальном пейзаже. Как не парадоксально, но именно эта мечта и стала его злым роком.

 
"После дождя. Женщина у околицы", 1919, холст, масло
 
"После дождя. Женщина у околицы", 1919, холст, масло

Блестящий талант живописца даровал ему безусловный успех у зрителей и материальный достаток, пошатнувшийся лишь с приходом революции 1917 года. Однако, его последовавший двумя годами позже внезапный уход из жизни был обусловлен совсем не этим событием.

Его творчество, неизменно оценивавшееся по достоинству, было востребовано популярнейшими периодическими изданиями конца XIX- начала XX вв., а сам мастер удостоился звания академика главной художественной академии Российской Империи. Его дарование высоко ценили коллеги и критики. Вот только прирождённый перфекционист Шильдер был о себе принципиально иного мнения.

 
"Березовый лес", 1908, холст, масло
 
"Березовый лес", 1908, холст, масло

Именно в этом и заключался тот самый злой рок, о котором мы писали выше. Мастера буквально сводила с ума и доводила до нервных срывов неудовлетворённость конечными результатами своих работ. Временами он готов был отказаться от каждой из них. Постоянно жаждал улучшить, изменить и полностью переписать каждую картину, иллюстрацию и набросок, раз за разом обнаруживая в них некие несовершенства.

Этот страстный перфекционизм пылал в душе художника всю его творческую жизнь. И наконец «спалил» дотла хрупкую нервную систему творца, покинувшего этот мир в возрасте 58 лет.

 
"зимний лес", 1919, холст, масло
 
"зимний лес", 1919, холст, масло

Художник Laszlo Gulyas. В традициях старых мастеров

Загружается...

Популярное в

))}
Loading...
наверх