На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Искусство

72 065 подписчиков

Свежие комментарии

Борис Кустодиев и его картины

Борис Михайлович Кустодиев (1878 -1927) был учеником И. Е. Репина. По глубине характеристик, по живописной манере портреты Кустодиева почти неотличимы от репинских. Первые самостоятельные работы Кустодиева, поражая блеском мастерства (за портрет И. Я. Билибина в 1902 году ему была присуждена медаль на Международной выставке в Мюнхене), не несут на себе печати оригинальности. Он не копирует, не подражает, он усваивает — с поразительным проникновением и одушевлением. Иногда натура подсказывает ему именно то решение, которое наверняка пленило бы и увлекло Репина, в других случаях он как бы вспоминает о другом своем кумире — Валентине Серове. Он будто усваивает самую душу его мастерства. Его портрет художника В. Матэ, а также портрет дочери с куклой («Японская кукла») естественно существовали бы в мире Серова.

 
Живопись Куснодиева имеет много общего с народным искусством — с росписью городецких прялок, с живописью торговых вывесок, которыми так богата была провинция, с теми лубками, которые висели в мещанских и купеческих домах. Так же, как в народном искусстве, в работах художника весело и звонко сочетаются зеленый, желтый, красный тона, в условно-плоскостной манере изображаются лица и фигуры, деревья, купола церквей и колоколен. Но главное, что роднит манеру Кустодиева с русским народным искусством,— это приподнятый, праздничный настрой, та веселость, которая неизбежно сопровождает каждое народное гулянье, каждый праздник.
 
 
Сытые купчихи, чаепития с самоваром, масленичные гулянья, привычные, застывшие формы провинциальной жизни — этот мир уходил в прошлое, разрушался, и Кустодиев не мог этого не видеть и не понимать. Не формы этой жизни были ему милы, а то, что стояло за ними,— стихия народная, разудалая, буйная, широта души русского человека, ощущение им полнокровности бытия. Вот почему о картинах его говорили, что есть в них «великая правда о России».
 
 
В этом же году Кустодиев пишет «Масленицу», которую мы сегодня репродуцируем (хранится в музее-квартире И. И. Бродского в Ленинграде). Этот сюжет — один из самых его любимых. Первую «Масленицу» художник написал в 1916 году, потом неоднократно создавал варианты. Почему так притягивал его этот сюжет? Потому ли, что нравилась ему русская зима или сам праздник прощания с ней давал возможность собрать вместе и показать всех персонажей любимой им фантастической страны, показать и этот город, в котором каждый из зрителей узнавал свою родину? Об этом рассказывал сын Бориса Михайловича. Приходили в мастерскую люди и, посмотрев на полотно, угадывали: кто — Кострому, кто — Москву, кто — Ярославль. Даже улицы подчас называли, спорили. А художник только улыбался, ему по душе были эти споры. Он к тому же и стремился, чтобы каждый узнавал свое, родное.
 
 
На фоне народного гулянья на масленицу написал Кустодиев и один из лучших своих портретов — портрет Шаляпина. Написал так, что понимаешь глубинные основы мастерства великого артиста, как бы слышишь его голос.
 

Картина дня

наверх