Белка Затейница (Шелл) предлагает Вам запомнить сайт «Искусство»
Вы хотите запомнить сайт «Искусство»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

Культура и искусство

Читать

Маревна с Монпарнаса: русская художница, имя которой было забыто на родине

развернуть
Слева – Мария Воробьёва-Стебельская (Маревна). Автопортрет, 1929 г. Справа – Маревна. Портрет Пабло Пикассо, 1956

Слева – Мария Воробьёва-Стебельская (Маревна). Автопортрет, 1929 г. Справа – Маревна. Портрет Пабло Пикассо, 1956

Мария Воробьева-Стебельская (Маревна) вращалась в кругу самых талантливых художников и писателей своего времени. Максим Горький придумал ей псевдоним, Илья Эренбург и Максимилиан Волошин посвящали ей стихи, Амедео Модильяни, Пабло Пикассо и Диего Ривера писали ее портреты. Она стала одной из самых ярких фигур Парижской школы живописи и монпарнасской богемы, однако на родине ее имя было забыто.



Маревна. Слева – Сенегальский солдат, 1932. Справа – Мария с птицей

Маревна. Слева – Сенегальский солдат, 1932. Справа – Мария с птицей


Мария родилась в 1892 г. под Чебоксарами, окончила Школу изящных искусств в Тифлисе, а затем продолжила обучение в Строгановском училище в Москве. Во время своего первого путешествия по Италии девушка познакомилась с М. Горьким, который придумал ей эффектный псевдоним, навеянный русскими сказками. Горький сказал ей: «Ни у кого никогда не будет такого имени, гордись и оправдай его. Но не стоит ехать в Париж, там ты угоришь».

Слева – Маревна. Автопортрет с натюрмортом, 1917. Справа – А. Модильяни. Портрет Маревны, 1919

Слева – Маревна. Автопортрет с натюрмортом, 1917. Справа – А. Модильяни. Портрет Маревны, 1919


Но становление Маревны как художницы произошло именно в Париже, начиная с 1912 г. Она общалась с Модильяни, Пикассо, Кокто, Аполлинером, Дягилевым, Леже, Матиссом, Шагалом и находилась под сильным влиянием Парижской художественной школы. Ее работы представляют собой синтез пуантилизма, кубизма и примитивизма.

Маревна. Слева – Портрет Диего Риверы, 1960. Справа – Портрет Марка Шагала, 1956

Маревна. Слева – Портрет Диего Риверы, 1960. Справа – Портрет Марка Шагала, 1956


Маревна была одним из самых ярких персонажей парижской богемы. «Мы были молоды, глубоко преданы искусству, верили в наш дар и наши силы, у нас была энергия, чтобы выживать, работать и, конечно, любить», – вспоминала художница. В течение шести лет ее связывали романтические отношения с Диего Риверой, будущим мужем Фриды Кало. От него Маревна родила дочь Марику, ставшую впоследствии довольно известной танцовщицей и актрисой.

Маревна. Триптих *Посвящение монпарнасским друзьям*, 1962. Часть первая. Слева направо: Д. Ривера, Маревна с дочерью Марикой, И. Эренбург, Х. Сутин, А. Модильяни, Ж. Эбютерн, М. Жакоб, М. Кислинг, Л. Зборовски

Маревна. Триптих *Посвящение монпарнасским друзьям*, 1962. Часть первая. Слева направо: Д. Ривера, Маревна с дочерью Марикой, И. Эренбург, Х. Сутин, А. Модильяни, Ж. Эбютерн, М. Жакоб, М. Кислинг, Л. Зборовски
Маревна. Триптих *Посвящение монпарнасским друзьям*, 1962. Часть вторая. Слева направо – М. Волошин, Х. Сутин, М. Горький, Маревна, И. Эренбург и О. Цадкин

Маревна. Триптих *Посвящение монпарнасским друзьям*, 1962. Часть вторая. Слева направо – М. Волошин, Х. Сутин, М. Горький, Маревна, И. Эренбург и О. Цадкин


Об экстравагантным нарядах Маревны и ее многочисленных романах говорил весь Париж. Творчеству уделяли куда меньше внимания, хотя художница все свое время посвящала изучению живописи. Днем она посещала Русскую академию М. Васильевой, а также академии Зулоаги и Коларосси, а вечера проводила в окружении своих друзей-художников.

Маревна. Триптих *Посвящение монпарнасским друзьям*, 1962. Часть третья. Слева направо: Н. Гончарова, М. Ларионов, Ж. Кокто, С. Дягилев, И. Стравинский, П. Пикассо

Маревна. Триптих *Посвящение монпарнасским друзьям*, 1962. Часть третья. Слева направо: Н. Гончарова, М. Ларионов, Ж. Кокто, С. Дягилев, И. Стравинский, П. Пикассо


Увлечение современными направлениями живописи и общение с гениальными художниками сыграло с ней злую шутку: ее картины называли интересными и оригинальными, но безнадежно вторичными. Критики писали, что «в середине ХХ ст. Маревна оказалась практически единственной художницей, в чьем творчестве надежно законсервировались новаторские идеи полувековой давности». Ее творчество снисходительно называли «дамским рукоделием» и отмечали отсутствие в нем эволюции – работы 1920-х и 1960-х гг. принципиально друг от друга не отличаются.

Маревна и опекавший ее М. Волошин | Фото: liveinternet.ru

Маревна и опекавший ее М. Волошин | Фото: liveinternet.ru


Тем не менее творческое наследие Маревны ценно уже хотя бы потому, что она создала серию портретов своих знаменитых современников – Риверы, Пикассо, Модильяни и других, а также написала три книги воспоминаний: «Жизнь в двух мирах», «Жизнь с художниками «Ля Рюш» («Улья») и «Воспоминания кочевницы», в которых содержатся интересные наблюдения над жизнью богемного Парижа начала ХХ в.

Маревна. Слева – Портрет Амедео Модильяни, 1955. Справа – Портрет Осипа Цадкина

Маревна. Слева – Портрет Амедео Модильяни, 1955. Справа – Портрет Осипа Цадкина
Художница Маревна | Фото: liveinternet.ru

Художница Маревна | Фото: liveinternet.ru


В 1952 г. состоялась персональная выставка картин Маревны в Лондоне, в 1942 и 1953 гг. – в Париже, компания ВВС сняла о ней документальный фильм «Маревна и Марика». А в России долгое время художница была неизвестна, но в 2004 г. в Третьяковской галерее провели выставку ее работ, были изданы ее мемуары, и о ней заговорили. Еще при жизни художницы значительную часть ее картин выкупил музей современного искусства «Пти Пале» в Женеве, где они сейчас и хранятся.

Маревна. Слева – Портрет Анри Матисса, 1956. Справа – Портрет Ильи Эренбурга, 1956

Маревна. Слева – Портрет Анри Матисса, 1956. Справа – Портрет Ильи Эренбурга, 1956
Маревна. Модильяни, Кислинг и Сутин, 1914

Маревна. Модильяни, Кислинг и Сутин, 1914

Источник →

Ключевые слова: живопись, Книги, юмор
Опубликовал Олег Смирнов , 02.09.2017 в 19:07

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Любовь Филина
Любовь Филина 5 сентября 17, в 10:55 Марк Шагал, писал: -"Я покинул родину, чтобы вернуться победителем".Не признанные таланты в России,
Маревна-была обласкана богемой Парижа.
Текст скрыт развернуть
0
Наталья Политова (Панова)
Наталья Политова (Панова) 5 сентября 17, в 19:51 Портреты хороши. Текст скрыт развернуть
0
Варфоломей Ночной
Варфоломей Ночной 8 сентября 17, в 08:55 Нет на родной земле пророка...Талантам в мире одиноко...Бредут они по воле рока...И умирают раньше срока.(Тихомиров Владимир) Текст скрыт развернуть
1
Показать новые комментарии
Показаны все комментарии: 3
Комментарии Facebook
Свежее
Пейзажи художника HUANG HSIAO-HUI
Анатолий 好 18 июн, 08:27
+2 0
Все отзвуки земли слились в напев единый... Художник Исаак Бродский
Маритта Кесич 18 июн, 06:33
+2 1
Солнечная акварель Кристиана Гранью
Олег Смирнов 17 июн, 14:11
+7 0
Нежные цветы. Акварели ALBERTO GUILLEN
Анатолий 好 17 июн, 09:29
+9 6
Порой я останавливаюсь в изумлении... Художник Ivars Jansons
Маритта Кесич 17 июн, 03:24
+17 6
"Смотри, как роща зеленеет..…

"Смотри, как роща зеленеет..." — лирический русский пейзай кисти Александра Булакова

12 июн, 23:58
+22 6
"Первозданная красота, где е…

"Первозданная красота, где есть пространство и свобода для ума" — чарующие летние пейзажи Ниты Энгл

14 июн, 23:59
+21 2
Редкий формат — необычные  р…

Редкий формат — необычные работы мастихином художника Albini Leblanc

11 июн, 23:48
+20 4

Последние комментарии

Елена Литвинова
Елена Литвинова
Маритта Кесич

Поиск по блогу

Лучшее за неделю
"Смотри, как роща зеленеет..." — лирический русский пейзай кисти Александра Булакова

"Смотри, как роща зеленеет..." — лирический русский пейзай кисти Александра Булакова

Картины Александра Булакова впечатляют, их хочется рассматривать и любоваться, насыщаясь необыкновенной красотой. Заповедный край Александр Владимирович

Белка Затейница (Шелл) 12 июн, 23:58
+22 6
"Первозданная красота, где есть пространство и свобода для ума" — чарующие летние пейзажи Ниты Энгл

"Первозданная красота, где есть пространство и свобода для ума" — чарующие летние пейзажи Ниты Энгл

Её чарующие акварельные пейзажи, где главный герой - летняя природа, полны нежного света и радостных красок. Нита Энгл ( Nita_Engle) – широко изве

Белка Затейница (Шелл) 14 июн, 23:59
+21 2
Редкий формат — необычные  работы мастихином художника Albini Leblanc

Редкий формат — необычные работы мастихином художника Albini Leblanc

Цвет, фактура и минимум детализации. И еще эти миниатюры необыкновенные потому, что миниатюры -- редкое явление в работе мастихином. Начав с детального

Белка Затейница (Шелл) 11 июн, 23:48
+20 4