Искусство как путь к свободе. Как крепостной Василий Тропинин стал известнейшим русским живописцем

За свою долгую и насыщенную жизнь Тропинин написал более трех тысяч великолепных портретов, иллюстрирующих ярчайшие эстетические идеалы эпохи. Но главное, что принесло художнику искусство – вовсе не всемирная известность, а свобода.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/b/b6/Tropinin_lacemaker.jpg

«Кружевница», 1823 год

Василий Тропинин родился именно крепостным, но художественный талант и решимость, позволили ему, через искусство, вырваться из рабства на свободу, и в конечном счете стать весьма обеспеченным и известным портретистом.

Знаменитый российский художник родился в 1776 году в небольшом селе Корпово Новгородской губернии.

Семья Минихов, которая владела семьей Тропинина, отдала его как часть приданого их дочери в семью Мороковых, которые по-видимому и заметили зарождающийся талант и интеллект молодого человека.

Однако богатых землевладельцев больше интересовали кулинарные изыски и Василия отправили в Санкт-Петербург учиться кондитерскому делу.

Примечательно, что в те времена кондитерское дело требовало особого умения изображать фигуры людей и животных.

Фрагмент картины «Кружевница», 1823 год.

Фрагмент картины «Кружевница», 1823 год

В Петербурге, сердце русской художественной культуры, мальчик-подросток стал тайно посещать бесплатные занятия по рисованию в Императорской Академии художеств, но только к 1799 году, владельцем было разрешено делать это открыто.

Первые же произведения кисти Тропинина были столь чудесны, что многие просвещенные люди даже не верили, что живописец был простым крепостным, другие же приходили в крайне возмущение от несправедливости самой жизни на «Руси».

Некоторые дворяне, имевшие с графом Морковым дела и лично знакомые с великолепными произведениями художника, считали не меньше как своим долгом публично требовать у графа освобождения талантливого крепостного.

Но путь на волю был крайне долг и весьма непрост.

Портреты В. А. Мешковой и Е. И. Карзинкиной.

Портреты В. А. Мешковой и Е. И. Карзинкиной

Портреты Тропинина: «Самсон Суханов» (1823) и «Девушка с розами» (1850).

Портреты Тропинина: «Самсон Суханов» (1823) и «Девушка с розами» (1850)

Лишь в 1823 году, в возрасте 47 лет, Тропинину наконец-то была предоставлена свобода. Он сразу же переехал в Москву, где создал собственную портретную студию.


Портрет жены художника Анны Ивановны


Портрет Каратыгина В.А., 1842


Портрет Протасьевой Е.П., 1840-е

В том же году он подарил Императорской Академии художеств свою знаменитую картину «Кружевница» и две другие работы, после чего получил официальный сертификат художника. В следующем году Тропинин получил звание академика, что означало, что он мог преподавать живопись на академическом уровне.

Один из самых известных портретов Тропинина, знаменитого русского поэта, драматурга и прозаика Александра Сергеевича Пушкина относится как раз к этому периоду.

http://www.art-portrets.ru/art/tropinin/tropinin-portret-pushkina.jpg

Портрет Пушкина, 1827 год

С 1824 года и до конца жизни (год смерти 1857) Василий Тропинин жил и работал в Москве. Неустанное портретное творчество сделало художника известнейшим и ведущим портретистом древней столицы.


Девушка со свечой, 1840-е


Казначейша (Женщина в окне), 1841


Девушка с яблоком, 1840

В 1820-х годах художник работал над портретами университетских профессоров и других знатных лиц Москвы. Выполненные им изображения видных городских сановников украшали залы Опекунского совета, Общества скаковой охоты, Сельскохозяйственного общества и других.

обзор по матерриалам из интернета

Художник Андрей Шильдер: дар и рок

 
Художник Андрей Николаевич Шильдер был учеником великого Ивана Шишкина. Однако, сама идеология его работы с пейзажем была принципиально иной.
 
"Ручей в лесу", 1906, холст, масло
 
"Ручей в лесу", 1906, холст, масло

Его творческий путь — замечательный пример того, как, перенимая сильнейшие стороны творчества наставника, можно (и нужно) создавать собственный уникальный стиль, дабы раскрыть в полной мере собственный талант живописца.

Там, где Иван Иванович следовал за объективной действительностью, тщательнейшим образом и в достовернейших подробностях перенося на полотно представшую перед ним картину мира, Андрей Николаевич лишь делал первый пробный рисунок, фактически — черновик будущей работы.

 
"Осенний пейзаж", 1919, холст, масло
 
"Осенний пейзаж", 1919, холст, масло

Там, где гений Шишкина вдыхал искру жизни в завершённую композицию за счёт совершенно неповторимой, непостижимой и невозможной для других художников проработки мельчайших её деталей, Шильдер в первую очередь полагался на собственной фантазию.

 
Серия пейзажей
 
Серия пейзажей

Как свидетельствовали современники живописца, дома у Андрея Николаевича хранились альбомы с зарисовками тронувших душу мастера видов живой природы. Это был настоящий «золотой фонд» живописца, куда (благодаря прекрасной зрительной памяти) рано или поздно попадало каждое понравившееся ему растение, с особой, почти что «шишкинской» тщательностью запечатлённое на пленэре.

 
"Весенний лес. березовые бревна", холст, масло
 
"Весенний лес. березовые бревна", холст, масло

И лишь затем наступал этап подлинного творчества маэстро Шильдера. Сообразно собственному видению прекрасного, он принимался так и эдак корректировать, видоизменять и взаимо располагать отдельную веточку и листочек, тень и оттенок, изгиб и выступ стволов, ветвей своих многочисленных берёз, дубов и сосен. С тем, чтобы «на выходе» добиться максимальной эстетической привлекательности, выразительности и своеобразия.

 
"Лес", 1890, холст, масло
 
"Лес", 1890, холст, масло

Именно они, эти заранее продуманные и проработанные «заготовки», и шли в ход, когда Андрей Николаевич заканчивал свой набросок с натуры. Опираясь на него как на базис, он принимался «доставать» из тайников памяти казавшиеся наиболее уместными для данной конкретной картины элементы. И встраивать их в композицию, совмещая с самыми удачными текущими находками или же вовсе замещая не удовлетворявшие его элементы.

 
"Летний пейзаж с рекой", холст, масло
 
"Летний пейзаж с рекой", холст, масло

В результате пейзажи Шильдера очень часто являли собою нечто не схожее с имевшейся в реальном мире панорамой. Там, где его великий учитель возводил в абсолют саму природу, становясь адептом всех капризов её хаотичных форм и оттенков, герой нашей сегодняшней статьи следовал собственной мечте об идеальном пейзаже. Как не парадоксально, но именно эта мечта и стала его злым роком.

 
"После дождя. Женщина у околицы", 1919, холст, масло
 
"После дождя. Женщина у околицы", 1919, холст, масло

Блестящий талант живописца даровал ему безусловный успех у зрителей и материальный достаток, пошатнувшийся лишь с приходом революции 1917 года. Однако, его последовавший двумя годами позже внезапный уход из жизни был обусловлен совсем не этим событием.

Его творчество, неизменно оценивавшееся по достоинству, было востребовано популярнейшими периодическими изданиями конца XIX- начала XX вв., а сам мастер удостоился звания академика главной художественной академии Российской Империи. Его дарование высоко ценили коллеги и критики. Вот только прирождённый перфекционист Шильдер был о себе принципиально иного мнения.

 
"Березовый лес", 1908, холст, масло
 
"Березовый лес", 1908, холст, масло

Именно в этом и заключался тот самый злой рок, о котором мы писали выше. Мастера буквально сводила с ума и доводила до нервных срывов неудовлетворённость конечными результатами своих работ. Временами он готов был отказаться от каждой из них. Постоянно жаждал улучшить, изменить и полностью переписать каждую картину, иллюстрацию и набросок, раз за разом обнаруживая в них некие несовершенства.

Этот страстный перфекционизм пылал в душе художника всю его творческую жизнь. И наконец «спалил» дотла хрупкую нервную систему творца, покинувшего этот мир в возрасте 58 лет.

 
"зимний лес", 1919, холст, масло
 
"зимний лес", 1919, холст, масло

Художник Laszlo Gulyas. В традициях старых мастеров

Загружается...

Популярное в

))}
Loading...
наверх