На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Искусство

72 072 подписчика

Свежие комментарии

  • Сергей Дмитриев
    Инсинуации вокруг жизни и смерти Христа продолжаются уже 2024 года, который тоже одним боком - счастливый номер. Стат...Главная загадка ...
  • Владимир Алтайцев
    не впечатляетКанадский художни...
  • Владимир Алтайцев
    Интересные картины, мирные, ностальгические5.Детлев Ничке (Det...

Леонардо да Винчи. К 560-летию.

Леонардо да Винчи. К 560 -летию...

Автопортрет Леонардо да Винчи
Автопортрет Леонардо да Винчи. После 1515.
Творчество Леонардо да Винчи.Биография Леонардо да Винчи 
Леонардо да Винчи (полное имя: Леонардо ди сер Пьеро да Винчи, итал. Leonardo di ser Piero da Vinci, родился 15 апреля 1452 года в  селе Анкиано, около городка Винчи, близ Флоренции — умер 2 мая 1519 в замке Кло-Люсэ, близ Амбуаза, Турень, Франция) — великий итальянский художник (живописец, архитектор, скульптор) и учёный (естествоиспытатель, анатом), изобретатель, писатель.

 
ВниманиеИзображения в синей рамочке кликабельны. Огромная галерея - возможны некоторые задержки 
Леонардо да Винчи является одним из крупнейших представителей искусства Высокого Возрождения, его натура представляет собой яркий пример «универсального человека» (по-латыни: homo universalis), что есть идеал итальянского Ренессанса.  Таким образом, явив собою идеал : homo universalis эпохи Возрождения, да Винчи осмысливался в последующей традиции как личность, наиболее ярко представившая диапазон творческих исканий этой эпохи.
Родители Леонардо да Винчи. Детство Леонардо да Винчи  был сыном состоятельного нотариуса. ». Родителями Леонардо были 25-летний нотариус Пьеро и его возлюбленная, крестьянка Катерина. Фамилии Леонардо не имел в современном смысле; «да Винчи» означает лишь"(родом) из городка Винчи». Полное его имя — по-итальянски: Leonardo di ser Piero da Vinci, что обозначает: «Леонардо, сын господина Пьеро из Винчи». Первые годы жизни Леонардо да Винчи  провёл вместе с матерью. Его отец вскоре женился на знатной, богатой девушке, но этот брак оказался бездетным, и Пьеро взял своего трёхлетнего сына на воспитание. Считается, что разлученный с матерью Леонардо да Винчи  всю жизнь пытался воссоздать её образ в своих картинах. Жил Леонардов это время у деда. В Италии того времени к незаконнорожденным детям было отношение почти как к законным наследникам. Когда Леонардо было 13 лет, его мачеха при родах умерла. Отец женился повторно — но снова вскоре остался вдовцом. Пьеро прожил 67 лет, был четырежды женат, имел 12 детей. Отец пытался приобщить Леонардо к семейной профессии, но безуспешно: сын не проявлял интереса к  законами общества.
Обучение Леонардо да ВинчиС самых ранних лет Леонардо демонстрировал неза­урядные художественные сособности, поэтому сэр Пьеро не мог пройти мимо этого факта в принятии решения о судьбе сына. Вскоре отец отдал восемнад­цатилетнего юношу на обучение в одну из самых пе­редовых и успешных мастерских живописи. Настав­ником Леонардо да Винчи стал известный художник Андреа дель Вероккио. К счастью, Вероккио не проповедо­вал средневековые взгляды на искусство, а шагал в ногу со временем. Он интересовался образцами античного искусства, которое так и оставалось непре­взойденным, стремился возродить традиции Греции и Рима. В тоже время в его мастерской широко ис­пользовались современные научные и технические достижения, благодаря которым живопись обрета­ла все больший реализм. Методы работы в мастерской Вероккио, где художественная практика сопрягалась с техническими экспериментами, а также дружба с астрономом П.Тосканелли способствовали зарождению научных интересов молодого да Винчи.
Схематичные и плоские изображения времен Средневековья уступали место стремлению во всем подражать природе. Для этого надо было овладеть приемами воздушной и линей­ной перспективы, понимать природу света и тени, а значит, не обойтись без знаний математики, геоме­трии, черчения, физики, оптики и химии. Леонардо обучался у Вероккио азам точных наук, параллельно овладевая техническими приемами рисования, зани­мался скульптурой и моделированием, приобретал навыки работы с металлом, гипсом и кожей. Его та­лант раскрывался настолько ярко, что уже вскоре мо­лодое дарование с лихвой опередил опытного ма­стера по качеству и мастерству владения живописью.
В 1472 двадцатилетний Леонардо стал членом флорентийской Гильдии художников.
 
Первый флорентийский периодВ становлении творческого облика молодого художника  важное место занимает первый флорентийский период (ок. 1470—1480). Вероятно, у Леонардо да Винчи была собственная мастерская во Флоренции в 1476—1481 годах.
В произведениях  первого флорентийского периода формируются черты нового художественного стиля, отмеченного стремлением к обобщенности, немногословию, сосредоточенности на образе человека, новой степенью полноты образов; важную роль начинает играть светотень, которая  мягко моделирует формы и объединяет их с пространственной средой.  В картине «Мадонна с цветком» Леонардо да Винчи  отказывается от свойственной его современникам детализации, сосредоточив все внимание на Деве Марии и Младенце, соединив в этом  изображенном моменте естественность проявления чувства и торжественную серьезность. Подготовительные рисунки дают возможность проследить поиски наиболее гармоничной и  компактной  композиционной формулы, когда фигуры как бы вписываются в некую  незримую арку, повторяющую очертания картины.
Еще более решительный отход от традиций Раннего Возрождения показывает неоконченное, оставшееся лишь на стадии золотисто-коричневого подмалевка Поклонение волхвов (1481—1482, Флоренция, галерея Уффици), построенное на контрасте драматического волнения, пронизывающего слитую воедино большими массами света и теней толпу, странный пейзаж с руинами, ожесточенно сражающимися всадниками, и благоговейной тишины, объединяющей Мадонну и волхвов.
К флорентийскому периоду относится первый опыт Леонардо в области портрета. Небольшой Портрет Джиневры Бенчи (ок. 1474—1476, Вашингтон, Нац. галерея) выделяется на фоне портретов того времени стремлением художника создать на полотне ощущение богатства духовной жизни, чему способствует тонкая игра света и теней. Бледное лицо изображенной молодой женщины светится на фоне окутанного вечерними сумерками пейзажа с темным кустом можжевельника и отблесками света на поверхности пруда, предвосхищая недосказанностью этого выражения более поздние работы художника.
Миланский периодВ 1481 или 1482 Леонардо поступил на службу к правителю Милана Лодовико Моро, исполнял обязанности военного инженера, гидротехника, устроителя придворных праздников. Свыше 10 лет он работал над конным монументом Франческо Сфорца - отца Лодовико Моро (глиняная модель памятника в натуральную величину разрушена при взятии Милана французами в 1500).
 Миланский период (1482—1499) был временем самой интенсивной и многосторонней деятельности Леонардо да Винчи  . Придворный инженер герцога Лодовико Моро, он руководил строительными работами и прокладкой каналов, проектировал военные сооружения, осадные приспособления, разрабатывал проекты усовершенствования оружия К миланскому периоду относится большая часть научных рукописей Леонардо и его записи, посвященные проблемам живописи, впоследствии систематизированные и изданные его учеником Мельци под названием Книга о живописи.
Немногочисленные живописные работы Леонардо да Винчи миланского периода принадлежат к числу его самых значительных творений. Алтарная картина Мадонна в гроте (ок. 1483, Париж, Лувр) необычна по выбранному художником мотиву — тихое уединение Мадонны с младенцем Христом, Иоанном Крестителем, юным бескрылым ангелом в полумраке грота с фантастическим нагромождением острых скал. Их фигуры вписаны в классическую для композиционных решений Возрождения пирамиду, что придает композиции ясную читаемость, собранность, равновесие; в то же время взгляды, жесты, повороты голов, указующий перст обратившего к нам взор ангела создают внутреннее движение, круговорот ритмов, вовлекающий зрителя, заставляющий его снова и снова обращаться к каждому персонажу, проникаясь атмосферой благоговейной душевной сосредоточенности. Большую роль в картине играет приглушенный рассеянный свет, проникающий через расщелины в полумрак грота, рождающий дымчатую светотень — "сфумато", по терминологии Леонардо, — названную им "создательницей выражения на лицах". Смягчая, размывая контуры и рельеф форм, сфумато создает ощущение нежности и теплоты обнаженных детских тел, придает прекрасным лицам Мадонны и ангела тонкую одухотворенность. Это неуловимое движение чувств Леонардо стремится передать и в Мадонне Литта (ок. 1490—1491, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж), и в Даме с горностаем (ок. 1483, Краков, Нац. галерея Чарторыйских).
Тайная вечеряЦентральное место среди работ миланского периода Леонардо занимает монументальная роспись Тайная вечеря (1495—1497, Милан, монастырь Санта Мария делле Грацие). Отказавшись от традиционной фресковой техники, требовавшей быстроты выполнения и почти не допускавшей правок, Леонардо да Винчи  предпочел сложную смешанную технику, вызвавшую уже в XVI в. осыпание росписи. Освобожденная в наши дни от многочисленных реставрационных записей, она сохранила и следы разрушений от многочисленных выпадений красок, и величие замысла художника. Это первое произведение Леонардо, в котором он достиг той меры художественного обобщения, величия и духовной силы образов, которые свойственны искусству Высокого Возрождения. Исходя из композиционной и сюжетной трактовки, найденной Кастаньо (симметрия композиции, развернутой параллельно плоскости изображения, реакция апостолов на слова "один из вас предаст меня"), Леонардо нашел решение, исключившее традиционную ритуальную торжественность и основанное на драматическом контрасте спокойной отрешенности Христа и взрыве чувств, как бы волнами расходящихся от него, захватывая потрясенных апостолов.
 Мона Лиза (Джоконда)  В портрете "Монны Лизы" или "Джоконды" (около 1503, Лувр, Париж) он воплотил возвышенный идеал вечной женственности и человеческого обаяния; важным элементом композиции стал космически обширный пейзаж, тающий в холодной голубой дымке.
Второй флорентийский период и позднее творчество 
В 1499, Леонардо покинул Милан. В результате шедших войн, город оказался захваченным французами во главе с Людовиком XII, а герцог Сфорца, лишившись власти, бежал за границу. Начались переезды с места на место и до 1503 Леонардо нигде подолгу не задерживался. И вот, в пятьдесят лет его вновь ждала Флоренция - город, где он когда-то начинал простым подмастерьем, а теперь на пике своего творческого пути работал над созданием гениального полотна «Мона Лиза». Через несколько лет Леонардо вернулся в Милан в качестве придворного живописца Людовика XII, в то время получившего контроль над всем итальянским севером.
Какое-то время жизнь Леонардо проходила между Миланом и Флоренцией, пока в 1513 он не переехал в Рим пол покровительство Джулиано Медичи, брата Папы Льва X. В течение следующих трех лет художник в основном занимался наукой, техническими экспериментами и заказами на инженерные разработки.
Остаток своей жизни итальянский гений провел во Франции, куда его пригласил Франциск I, сменивший на престоле Людовика XII. Жизнь в королевской резиденции, замке Лмбуаз, была окружена высочайшим почетом к маэстро со стороны монарха. Несмотря на то, что у престарелого Леонардо онемела правая рука, а состояние здоровья становилось все хуже, он продолжал делать зарисовки и заниматься с учениками, заменившими ему семью, которую мастер так и не создал при жизни.
Вклад  в мировую культуру Леонардо да Винчи Вклад Леонардо да Винчи   в мировую художественную культуру является исключительно важным даже на фоне той когорты гениев, которую дало Итальянское Возрождение. Благодаря его работам искусство живописи перешло на качественно новый этап своего развития. Предшествующие Леонардо художники Ренессанса решительно отказывались от многих условностей средневекового искусства. Это было движения в сторону реализма и многое уже было достигнуто в изучении перспективы, анатомии, большей свободы в композиционных решениях. Но в плане живописности, работы с краской, художники были ещё достаточно условны и скованы. Линия на картине четко очерчивала предмет, и изображение имело вид раскрашенного рисунка. Наиболее условным был пейзаж, который играл второстепенную роль. Леонардо осознал и воплотил новую живописную технику. У него линия имеет право на размытость, потому что так мы её видим. Он осознал явления рассеяния света в воздухе и возникновения сфумато — дымки между зрителем и изображенным предметом, которое смягчает цветовые контрасты и линии. В итоге реализм в живописи перешёл на качественно новую ступень.
 Самые известные картины Леонардо да Винчи  это: «Мона Лиза (Джоконда)». 1503,  "Благовещение" . 1497,   «Портрет Джиневры де Бенчи». 1474. , «Дама с горностаем. Портрет Чечилии Галлерани». 1490,  «Леда с лебедем». 1515., «Святая Анна с Марией и младенцем Христом». 1510.,  «Мадонна Бенуа». 1478., «Мадонна Дрейфус». 1470-1475,  «Иоанн Креститель».  1515-1516., «Тайная вечеря». 1495-1498., «Мадонна Лита». 1480 ,  «Портрет музыканта»., «Мадонна с веретеном». 1501, «Мадонна в гроте»,  «Крещение Христа». 1472 год.
 Важнейшим источником для изучения воззрений Леонардо да Винчи являются его записные книжки и рукописи (около 7 тысяч листов), отрывки из которых вошли в “Трактат о живописи”, составленный после смерти мастера его учеником Ф.Мельци и оказавший огромное влияние на европейскую теоретическую мысль и художественную практику. В споре искусств Леонардо да Винчи первое место отводил живописи, понимая ее как универсальный язык, способный воплотить все многообразные проявления разумного начала в природе. Как ученый и инженер он обогатил почти все области науки того времени. Яркий представитель нового, основанного на эксперименте естествознания Леонардо да Винчи особое внимание уделял механике, видя в ней главный ключ к тайнам мироздания; его гениальные конструктивные догадки намного опередили современную ему эпоху (проекты прокатных станов, машин, подводной лодки, летательных аппаратов). Собранные им наблюдения над влиянием прозрачных н полупрозрачных сред на окраску предметов привели к утверждению в искусстве Высокого Возрождения научно обоснованных принципов воздушной перспективы . Изучая устройство глаза, Леонардо да Винчи высказал правильные догадки о природе бинокулярного зрения. В анатомических рисунках он заложил основы современной научной иллюстрации, занимался также ботаникой и биологией. Неутомимый ученый-экспериментатор и гениальный художник, Леонардо да Винчи стал общепризнанным символом эпохи Возрождения.
 
Мона Лиза (Джоконда). 1503. 
Мона Лиза (Джоконда). 1503. Леонардо да Винчи
Фрагмент картины Леонардо да Винчи "Мона Лиза (Джоконда)" . 
Лицо Моны Лизы (Джоконды). Картина Леонардо да Винчи
Фрагмент картины  "Мона Лиза (Джоконда)" .
  Фрагмент картины Леонардо да Винчи
"Благовещение" . 1497

Фрагмент картины Леонардо да Винчи "Благовещение", 1497
Фрагмент картины
Фрагмент полотна "Благовещение", 1497
Фрагмент полотна Леонардо да Винчи
Портрет Джиневры де Бенчи. 1474. 
Портрет Джиневры де Бенчи. 1474. Леонардо да Винчи
Фрагмент картины Леонардо да Винчи "Портрет Джиневры де Бенчи".
Фрагмент картины Леонардо да Винчи
Дама с горностаем. Портрет Чечилии Галлерани. 1490
Дама с горностаем. Портрет Чечилии Галлерани. Леонардо да Винчи
Фрагмент полотна Леонардо да Винчи "Дама с горностаем".
Дама с горностаем
Леда с лебедем. 1515.
Леда с лебедем. Леонардо да Винчи
Святая Анна с Марией и младенцем Христом. 1510. 
Святая Анна с Марией и младенцем Христом. Леонардо да Винчи
Фрагмент полотна Леонардо да Винчи "Святая Анна с Марией и младенцем Христом".
Фрагмент полотна Леонардо да Винчи
Фрагмент картины Леонардо да Винчи "Святая Анна с Марией и младенцем Христом".
Фрагмент картины Леонардо да Винчи
Леонардо да Винчи. Мадонна Бенуа. 1478
  
Мадонна Бенуа. Леонардо да Винчи
Мадонна Дрейфус. 1470-1475
Мадонна Дрейфус. Леонардо да Винчи
Фрагмент картины Леонардо да Винчи "Мадонна Дрейфус ".
Фрагмент картины Леонардо да Винчи
Фрагмент полотна Леонардо да Винчи "Мадонна Дрейфус".

Иоанн Креститель.  1515-1516
Иоанн Креститель. Леонардо да Винчи. 1515-1516
 
Фреска "Тайная вечеря" на стене трапезной миланского монастыря Санта Мария делле Грацие
Леонардо да Винчи. Фреска
Тайная вечеря. 1495-1498.
Тайная вечеря. 1495-1498. Леонардо да Винчи
Фрагмент фрески Леонардо да Винчи "Тайная вечеря"

Фрагмент картины Леонардо да Винчи "Тайная вечеря"

Фреска Леонардо да Винчи "Тайная вечеря". 1495-1498.
Фреска Леонардо да Винчи
Фрагмент фрески "Тайная вечеря". 1495-1498.
  Фрагмент фрески
 "Тайная вечеря", Леонардо да Винчи 

Мадонна Литта. 1480 Мадонна Литта. Леонардо да Винчи
Портрет музыканта. Леонардо да Винчи
Портрет музыканта. Леонардо да Винчи
Леда.

Мадонна с веретеном. 1501
Мадонна с веретеном. Леонардо да Винчи
Фрагмент картины Леонардо да Винчи " Мадонна с веретеном".
Фрагмент картины Леонардо да Винчи
Мадонна в гроте. Леонардо да Винчи
Мадонна в гроте. Леонардо да Винчи
Фрагмент полотна Леонардо да Винчи "Мадонна в гроте"
Фрагмент Мадонна в гроте. Леонардо да Винчи
Фрагмент картины Леонардо да Винчи "Мадонна в гроте"

Набросок "Битва при Ангьяри"
Леонардо да Винчи
Рисунок "Битва при Ангьяри"

Рисунок мужской головы
Рисунок мужской головы
Поклонение волхвов. Леонардо да Винчи
Поклонение волхвов. Леонардо да Винчи
Рисунок мужчины 
Рисунок Леонардо да Винчи
Голова девушки. 1483
Рисунки Леонардо да Винчи
Рисунок Леонардо да Винчи
  
Из рисунков Леонардо да Винчи

Механизмы Леонардо да Винчи

Святой Иероним. 1480 - 1482
Святой Иероним. Леонардо да Винчи
Крещение Христа. 1472 год.
Крещение Христа.  Леонардо да Винчи
Фрагмент картины  "Крещение Христа".  Леонардо да Винчи
Фрагмент Крещение Христа.  Леонардо да Винчи
Леонардо да Винчи
Леонардо да Винчи рисунки
Аллегория.
Леонардо да Винчи рисунки
Леда. 1503-1507.
Леда
 

Анатомические зарисовки плечевого пояса человека

 

Святая Анна с Марией, младенцем Христом и Иоанном Крестителем 
Святая Анна с Марией, младенцем Христом и Иоанном Крестителем Леонардо да Винчи
Портрет Лукреции Кривелли. 1490-1495 
Живопись Леонардо да Винчи
Витрувианский человек
Витрувианский человек Леонардо да Винчи
Гигантский арбалет

Набросок мужской головы к картине "Тайная вечеря"

Эскиз драпировки для сидящей фигуры

Портрет Беатриче д`Эсте
Портрет Беатриче д`Эстеhttp://www.artcontext.info/pictures-of-great-artists/55-2010-12-14-08-01-06/505-leonardo-da-vinci.html


Картина дня

наверх