На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Искусство

72 064 подписчика

Свежие комментарии

  • Майя Maja
    Минкульт.Юрист: Киркорова ...
  • Иван Искренко
    Очень интересная подборка, только я не могу понять, как ее всю посмотреть (?). Здесь 1-я часть, а как найти вторую? Е...Обнаженная натура...
  • Nadya Tertyshnik
    так называемые звезды, настоящие сатанисты....Адвокат Киркорова...

Исаак Левитан и Константин Паустовский

Исаак Левитан


Автопортрет. Конец 1890-х.

Исаак Ильич Левитан (1860 - 1900) - мастер
лирического пейзажа, создавший живые образы неравнодушной к человеческому миру
узнаваемо русской природы.



Константин Георгиевич
Паустовский
(1892 - 1968) - писатель.


Маленькая повесть "Исаак Левитан" написана в 1937.

Великопостный  звон тоскливо гудел 
над дровяными  складами  и тупиками 
старой Москвы-Москвы восьмидесятых годов прошлого века
     Саврасов  пил  водку  из 
рюмки,  серой от  старости. Ученик  Саврасова
Левитан - тощий  мальчик в  заплатанном клетчатом пиджаке  и
серых  коротких брюках- сидел за столом и слушал Саврасова

     -  Нету  у России своего 
выразителя,-говорил Саврасов.- Стыдимся мы еще родины,  как  я 
с  малолетства  стыдился своей  бабки-побирушки. Тихая 
была старушенция, все  моргала красными глазками, а  когда
померла,  оставила мне икону Сергия Радонежского Сказала мне 
напоследок: "Вот, внучек, учись так-то писать,  чтобы 
плакала  вся  душа от небесной и земной красоты". А на иконе были 
изображены  травы  и цветы - самые  наши простые цветы, 
что  растут  по заброшенным дорогам, и озеро, заросшее осинником. Вот
какая оказалась хитрая бабка!  Я  в то время писал  акварели
на  продажу, носил их  на Трубу мелким
барышникам. Что писал - совестно припомнить. Пышные дворцы с башнями и пруды с розовыми
лебедями. Чепуха  и срам. С юности и  до старинных  лет
приходилось мне писать совсем не то, к чему лежала душа.

     Мальчик застенчиво молчал.

                                                               
(К. Паустовский)

 

Автопортрет. 1880-е.

Левитан стремился писать так, чтобы на
картинах  его был ощутим воздух,
обнимающий своей прозрачностью каждую травинку, каждый лист и стог сена. Все вокруг
казалось погруженным в нечто спокойное, синеющее и блестящее. Левитан называл  
это  нечто   воздухом.  Но  это  был 
не   тот  воздух,  каким  он представляется нам. Мы
дышим им, мы чувствуем его запах, холод или  теплоту. Левитан же
ощущал  его  как безграничную среду прозрачного вещества, которое придавало
такую пленительную мягкость его полотнам.

(К. Паустовский)

Лесные фиалки. 1889.

Первая зелень. Май. 1888

Ранняя весна. 1898

Этюд. Весна. Последний снег. 1895

Весна - большая вода. 1897


Тишина.

Этой же  осенью Левитан  написал
"Осенний день в Сокольниках". Это была первая его  картина, где
серая  и  золотая осень, печальная,  как  тогдашняя русская 
жизнь,  как  жизнь  самого  Левитана,  дышала  с
холста  осторожной теплотой и щемила у зрителей сердце.
     По дорожке Сокольнического парка, по ворохам опавшей
листвы шла молодая женщина  в черном... Она была одна  среди осенней
рощи, и это одиночество окружало ее ощущением грусти и задумчивости.
     "Осенний  день  в 
Сокольниках"  - единственный  пейзаж  Левитана,  где присутствует
человек, и  то его написал  Николай Чехов. После  этого люди ни разу 
не  появлялись  на его 
полотнах. Их заменили леса и пажити,  туманные разливы и  нищие 
избы России, безгласные  и одинокие,  как  был в  то время безгласен
и одинок человек.

                                                  
(К. Паустовский)


Осенний день. Сокольники. 1879.

На сарае в деревушке  Максимовке, где
летом жил  Левитан, братья Чеховы повесили вывеску: "Ссудная касса
купца Исаака Левитана"...
     Мечты  о  беззаботной  жизни, 
наконец,  сбылись. Левитан  сдружился  с художником Николаем
Чеховым, подружился с чеховской семьей и прожил три лета рядом с нею.

Чехов  придумал  слово 
"левитанистый"  и употреблял его очень метко.
     "Природа здесь гораздо левитанистее, чем у
вас",  - писал он в одном из
писем.  Даже картины Левитана различались, -  одни были более
левитанистыми, чем другие.
     Вначале это  казалось  шуткой, но со
временем стало ясно, что  в  этом
веселом  слове  заключен точный смысл - оно выражало  собою
то  особое обаяние пейзажа средней России, которое из всех тогдашних
художников умел передавать на полотне один Левитан.
                                                                          
(К. Паустовский)

Бурный день

У омута. 1892

Летний вечер. 1899

Лесной пейзаж

Саввинская слобода под Звенигородом. 1884.

 Несмотря на жизнь, полную летней
прелести, Левитан много работал. Стены его сарая - бывшего курятника - были
сверху  донизу завешаны этюдами.  В них на первый  взгляд
не  было ничего нового - те  же  знакомые всем  извилистые дороги, 
что теряются за  косогорами,  перелески,  дали,  светлый
месяц  над околицами  деревень,  тропки, протоптанные 
лаптями среди  полей,  облака  и ленивые реки.
     Знакомый  мир  возникал  на
холстах,  но  было в  нем  что-то свое,  не
передаваемое  скупыми человеческими словами. Картины Левитана вызывали
такую же боль, как воспоминания о страшно далеком, но всегда заманчивом
детстве. 
     Левитан был художником печального пейзажа. Пейзаж
печален всегда, когда печален человек.  Веками русская 
литература  и живопись говорили о  скучном небе, тощих полях,
кособоких избах...
                                                                    
(К. Паустовский)

Пейзаж с озером

Осинник

Берёзки. 1899

Лунная ночь. Большая дорога. 1897.

В 1886 году Левитан впервые уехал из Москвы
на юг, в Крым.

     В Москве он всю зиму писал декорации для 
оперного театра, и эта работа не прошла для него  бесследно. Он
начал  смелее обращаться с красками. Мазок стал  
свободнее.  Появились  первые  признаки  еще 
одной  черты,  присущей подлинному мастеру, - признаки дерзости в
обращении  с материалами. Свойство это необходимо всем,  кто работает
над  воплощением своих  мыслей и образов.

Писателю  необходима  смелость  в  обращении  со 
словами  и  запасом  своих наблюдений,  скульптору 
-  с  глиной  и мрамором,  художнику - с  красками и линиями.

     Самое ценное,  что Левитан  узнал на юге,
-  это  чистые краски. Время,

проведенное  в Крыму, представлялось  ему непрерывным 
утром,  когда воздух, отстоявшийся за ночь, как вода, в гигантских
водоемах  горных долин, так чист, что
издалека видна роса, стекающая с листьев, и

за десятки миль белеет пена волн, идущих к каменистым берегам.

                                                                       
(К. Паустовский)

Берег моря. Крым. 1886

В Крымских горах. 1887.

На  юге Левитан ощутил с полной
ясностью, что  только солнце  властвует
над  красками. Величайшая живописная сила заключена в солнечном свете, и
вся серость русской природы хороша лишь  потому, что  является 
тем же солнечным светом, но приглушенным,  прошедшим  через  слои
влажного воздуха  и  тонкую пелену облаков.
     Солнце  и  черный свет  несовместимы.
Черный цвет  - это не краска, это труп краски. Левитан 
сознавал  это и после  поездки в Крым решил изгнать со своих холстов
темные тона. Правда, это не всегда ему удавалось.
     Так началась длившаяся много лет борьба за свет.

                                                          (К. Паустовский)

 

 Берёзовая роща. 1885 - 1889

 Вечер на Волге.

После Крыма в жизнь Левитана надолго и крепко
вошла Волга.                                                                   
(К. Паустовский)



Золотая осень. Слободка. 1889

          

Пейзж с церковью. Тихая обитель. 1890 

Лилии. 1895

Озеро. Русь. 1899 - 1900

Вечер на Волге. 1888

Озеро. Весна. 1898

Одуванчики. 1889

Паровоз в пути. 1890

Левитан  увидел прелесть дождей и создал
свои знаменитые "дождливые работы": "После дождя" и "Над
вечным покоем".
     Картину "После дождя" Левитан  написал
за четыре часа. Тучи и оловянный цвет  волжской  воды  создали
мягкое освещение. Оно  могло исчезнуть  каждую минуту. Левитан
торопился.
     Картины Левитана требуют  медленного
рассматривания. Они не  ошеломляют глаз.  Они  скромны и 
точны,  подобно чеховским рассказам;  но  чем  дольше вглядываешься
в них, тем все милее становится тишина провинциальных посадов, знакомых рек и
проселков.
     В картине  "После  дождя"
заключена вся  прелесть  дождливых сумерек  в приволжском
городке. Блестят лужи.  Облака уходят за  Волгу, как низкий дым. Пар
из пароходных труб ложится на воду. Баржи у берега почернели от сырости.                                                                     
(К. Паустовский)

После дождя. Плёс. 1889

Над вечным покоем. 1894.

 В  картине  "Над вечным  покоем"  поэзия ненастного дня  выражена с еще большей 
силой. Картина  была написана  на берегу  озера Удомли  в Тверской губернии.
     С  косогора, где  темные  березы гнутся
под порывистым ветром  и  стоит среди этих берез сгнившая бревенчатая
церковь, открывается даль глухой реки, потемневшие  от 
ненастья  луга,  громадное  облачное  небо. 
Тяжелые  тучи, напитанные холодной влагой, висят над землей. Косые
холстины дождя закрывают просторы.
     Никто из художников до Левитана  не 
передавал  с такой печальной силой неизмеримые  дали  русского ненастья. 
Оно так спокойно и  торжественно, что ощущается как величие.                                                     
(К. Паустовский)

Свежий ветер.

 В эту вторую поездку на Волгу
Левитан  написал  много  полотен. Об этих
вещах Чехов сказал ему:

     "На твоих картинах уже есть улыбка".

     Свет  и блеск  впервые появились у Левитана
в его  "волжских" работах - 
в "Золотом Плесе", "Свежем ветре", "Вечернем звоне".

     Почти  у каждого из нас остались  в памяти
еще с детства лесные поляны, засыпанные листвой, пышные и печальные уголки
родины, что сияют под нежарким солнцем в синеве, в тишине безветренных вод, в
криках кочующих птиц. 
     В  зрелом возрасте  эти воспоминания
возникают с поразительной силой по самому  ничтожному  поводу, - хотя
бы  от мимолетного пейзажа, мелькнувшего за окнами вагона, - и вызывают
непонятное нам самим чувство волнения и счастья, желание  бросить 
все-города,  заботы, привычный  круг  людей, и уйти  в эту глушь,
на берега неизвестных озер, на лесные дороги, где  каждый звук слышен так
ясно и долго, как на горных вершинах, - будь то гудок паровоза  или 
свист птицы, перепархивающей в кустах рябины.
     Такое  чувство  давно  виденных 
милых  мест  остается от  "волжских" и "осенних"
картин Левитана.   

                                                         
(К. Паустовский)



Золотой Плёс. 1889


Вечерние тени. 1891

Вечерний звон. 1892.

Чем ближе к старости, тем чаще мысль Левитана
останавливалась на осени.   Правда, Левитан написал несколько 
превосходных весенних  вещей, но это почти всегда была весна, похожая на
осень...

        Самые мягкие и трогательные
стихи,  книги  и  картины написаны русскими поэтами, писателями
и художниками об осени.      Левитан  так же, как Пушкин  и Тютчев и
многие другие,  ждал осени, как самого дорогого и мимолетного времени
года. 
     Осень снимала с  лесов, с полей, со всей
природы  густые цвета, смывала дождями зелень. Рощи делались сквозными.
Темные краски лета сменялись  робким золотом, пурпуром  и серебром. Изменялся
не только цвет  земли, но и самый воздух. Он был чище, холоднее, и дали
были гораздо глубже,  чем летом.
Так  у великих мастеров литературы  и  живописи юношеская
пышность  красок и нарядность языка сменяется в зрелом возрасте строгостью
и благородством. 
     Осень на картинах Левитана  очень
разнообразна.  Невозможно перечислить все  осенние дни, 
нанесенные  им  на  полотно. Левитан  оставил 
около  ста "осенних" картин, не считая этюдов.
     На них были изображены знакомые с детства вещи:
     стога сена, почернелые от сырости; маленькие реки,
кружащие в медленных водоворотах палую листву;  одинокие золотые березы, еще не обитые
ветром;  небо, похожее на тонкий лед;  косматые дожди над лесными
порубками. Но во всех этих пейзажах, что бы они ни изображали, лучше 
всего передана печаль прощальных  дней, сыплющихся
листьев,  загнивающих трав, тихого гудения пчел перед холодами и
предзимнего солнца, едва заметно прогревающего землю.                                                            
(К. Паустовский)

Долина реки. Осень. 1896

Золотая осень. 1895

Пейзаж с церковью

Осень. Туман. 1899.

…Двадцать  второго июля 1900 года он
умер.  Были поздние  сумерки, когда первая звезда появляется 
над Москвой на  страшной высоте и  листва деревьев погружена в желтую
пыль и в отсветы гаснущего солнца.
     Лето  было  очень  поздним. В 
июле еще доцветала  сирень.  Ее  тяжелые заросли 
заполняли  весь  палисадник  около  дома.  Запах 
листвы,  сирени и масляных   красок  
стоял   в   мастерской,  где  умирал  
Левитан,   запах, преследовавший  всю жизнь 
художника,  передавшего на полотне печаль русской природы...                                                       
(К. Паустовский)

Исаак Левитан и Константин Паустовский - два мастера
лирического пейзажа, два поэта природы средней полосы России. Интерес
Паустовского к творчеству Левитана – явление закономерное. «Живопись, — говорил
К. Г. Паустовский, — важна для про­заика не только тем, что помогает ему
полюбить краски и свет. Живопись важна еще и тем, что художник замечает то,
чего мы совсем не видим. Только после его картин мы тоже начинаем видеть и
удивляться, что не замечали этого раньше». Читая Паустовского, разглядывая
картины Левитана, мы учимся замечать прекрасное в обыденном.

 

 

 

 



Картина дня

наверх