На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Искусство

72 064 подписчика

Свежие комментарии

  • Майя Maja
    Минкульт.Юрист: Киркорова ...
  • Иван Искренко
    Очень интересная подборка, только я не могу понять, как ее всю посмотреть (?). Здесь 1-я часть, а как найти вторую? Е...Обнаженная натура...
  • Nadya Tertyshnik
    так называемые звезды, настоящие сатанисты....Адвокат Киркорова...

НЕМНОГО О ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ИСКУССТВЕ

РЕПЕТИЦИЯ СОСТОЯНИЙ

   На протяжении своей жизни человек познает множество эмоций, чувств, ощущений, как глубоких, так и поверхностных, мимолетных и оставляющих след навсегда. И при общей схожести картины испытываемого каждым из нас, все эти состояния абсолютно различны. Как сказал Шопенгауэр, мы никогда не сможем понять объективности бытия, так как не имеем возможности воспринимать его не субъективно.

Девятнадцать лет в промышленной архитектуре, пятнадцать лет в книжной графике и восемнадцать лет работы арт-терапевтом в психотерапевтических центрах не могли не сказаться на моем творчестве: по сути, я иллюстрирую какое-либо состояние личности (разумеется, в собственной интерпретации) и предлагаю зрителю или соиспытать его со мной, или испытать заново и по-новому, или просто «прорепетировать», «прокатать» данное состояние, как артист проигрывает роль. При этом затронуть не только эмоциональную сферу, что так характерно для живописи, но и логическую – основную составляющую архитектуры - (в субстазиях, где цвет масла, абстрактность пятен, соседствуют с лаконичной монохромностью карандашной графики и текстом). Это даёт возможность стать ближе, осознать и принять себя, других, окружающее, попробовать изведать неизведанное, почувствовать и понять себя другим…

 

 

 О ВЫБОРЕ

Проблема выбора… Значим ли он в масштабах Космоса или только личности: ВЫБОР аксиологичен всегда. Психологически - это катастрофа (микро или макро); приобретая, нельзя не потерять. Вот только, что важнее?

 

«Непорочное зачатие» х/м/цв.карандаш, 50х40, 2001

 

О ГАРМОНИИ

Дети часто видят мир через окна. И на протяжении многих лет предметы практически не изменяются, если не считать сезонных преобразований. Эта цепь упорядоченных событий способствует формированию в душе необходимой гармонии, избавляет от хаоса. Может быть, поэтому мы все время возвращаемся к детству?

 

«Москва. Картинки детства. Высоко-Петровский монастырь» х/м/гипс/цв.карандаш, 50х80, 2002

Работа хранится в частной коллекции

 

О СНАХ

Зима провоцирует беззащитность. Холод – одиночество и замкнутость в себе. Искрящиеся кристаллы снега – отстраненную красоту жизни. Зимние люди, как спящие птицы: вроде бы вместе - и врозь, в движении,  но остаются застывшими, надеются, не веря, и мечтают ни о чем… Явь, растворяющаяся в тягучем сне, и сон, «застывающий кошмарной явью»…  Птицы встрепенутся весной, стряхнут хаос зимнего наваждения, ринутся в суету и многоголосье. А люди? Что люди:  у зимних людей не бывает весны.  Но, все же, иногда…

 

«Сны зимних птиц» х/м/гипс/цв.карандаш, 70х50, 2009

 

ОБ АМБИВАЛЕНТНОСТИ

Мне кажется, амбивалентность – это дух нашего времени, хотя истоки ее в неведомом и простирается она в бесконечность. Полярность чувств, противоречивость идей, конфликт выбора… Лететь, стремиться или… пусть все как всегда. А если и лететь, то куда, может быть в ночь или, все-таки, в день? Показать когти или сжаться в комок. Презирать восхищаясь? Готика…  Ждать, застывая от изнеможения, любить ненавидя – или, бросив такое родное уютное постылое мчаться туда, к свету, в «прекрасное далеко». Чудесное, но пугающее коварством неизведанного… Руины… Запустение, поглощение землей…  Или романтический уголок в милом сердцу старинном парке? Мечта – это индульгенция амбивалентности. Грезы разрешают и выполняют любое желаемое. Иллюзорность бытия – сладостна, вот только явь так настойчиво требует возвращения…

 

Амбивалентные мечтатели (вертикальный диптих)

«Готика» х/м/гипс, 100х80, 2010

«Руины» х/м/гипс, 100х80, 2010

 

О СЧАСТЬЕ

Люди ищут счастье. Здесь и всегда. Лягушки-путешественники, мнящие себя царевнами оправданно и нет, явно и исподволь, отважно прыгают в новое болото, принимая его за родниковое озеро. Время уничтожает прелесть настоящего, требуя движения к неопределенности. Вне зависимости от желания. Такова жизнь...

 

«Царевна-лягушка» карт./м/гипс, 45х35, 2000

 

О ВЕРЕ

  «Все равно, какими путями господь человека взыщет, лишь бы взыскал»

                                                                                         Н.С. Лесков

Вера (любого содержания от субъектно-бытового до духовно-возвышенного) - крайне важная составляющая человеческой субстанции, и суть есть необходимая движущая сила для достижения желаемого в частности и для осуществления жизненного бытия в целом.

 

«Запечатленный ангел» по мотивам одноименной повести Н.С. Лескова х/м/гипс/цв.карандаш, 70х60, 2011

 

О БОДИАРТЕ

    Художники…  Неприкаянные, ранимые, закрытые в своей открытости…  Они всегда искали возможность объяснить свой внутренний мир, и чем  более сложным он был, тем более нестандартными оказывались формы выражения, трансформируясь в новые техники, течения и направления в искусстве. Так появился «бодиарт» - роспись обнаженного человека. Это действительно необыкновенно интересно: наносить рисунок на живое, подвижное человеческое тело. Твоя картина, твой мир как бы отделяется от тебя, начиная жить своей непредсказуемой жизнью,изгибаясь, меняя формы, оттенки, то кокетливо прячась в тени, то бесстыдно раскрываясь в самых нелепых сочетаниях. Взлелеянный тобою внутренний образ становится даже не трехмерным, потому что воинственно захватывает пространства прошлого, настоящего и будущего. Только что родившись, он уже немедленно обречен на гибель. Поэтому так жадно стремится жить и меняться. Художник еще работает, кисточка еще летает в его руке, нанося очередные мазки, а на теле модели штрихи и цветовые пятна уже существуют самостоятельными, завершенными произведениями, тем не менее постоянно обновляющимися. Однако каждый этап – сиюминутен и закончен. Вещь удивительная, завораживающая и простая в своей трагичности и жизненной силе. Подобно сгорающей спичке. Только что бушевали жаркие страсти – и пепел… Остаются только сухие фотографии, никак не отражающие всего таинства процесса. А что же художник ?  Разве ему не жаль, что его мир, его душу, только что такую живую и трепещущую смыли мочалкой и мылом ? Ничуть. Ведь он видел его! Не чувствовал, не ощущал нечто такое переливчатое, не статически закрепил ( какую-то часть, пусть даже и похожую ) на холсте. А видел. Бесконечно близким и бесконечно далеким. Все наслаждение, вся щемящая боль именно в этом..

 

 

 

                                                                             

                                                                   «Опиум»

 

 

                               

                       

                                                                 «Декаданс» 

 

 

                                                                                                                                                                                                   

                                                             «Танцующая птица» 

 

 

             

                                                                                 «Рок»

ОБ АКСИОЛОГИЧНОСТИ

     « Княгиня Ольга… Жена князя Игоря, мудрая, мстительная, жесткая, первая, равноапостольная святая… – вот примерный набор познаний обычного человека об этой давным-давно жившей женщине. Аксиологичность – ориентированность на нравственные духовные ценности – как объективна, так и субъективна. Убивать – плохо? А если это месть за любимого мужа – тогда хорошо? А если всего 18 лет, маленький сын и вокруг куча других жен с детьми и прочих претендентов на власть и абсолютная ясность, что с тобой церемониться не будут, и если не ты, то… А ведь были нежность, любовь, счастье – всё, нет ничего: одна борьба, мозги, расчет и внутренний червяк – это, действительно то, что ожидалось от жизни? Нравственные духовные ценности выбираются по обстоятельствам. Любые события можно подать «красиво» и «не красиво». «Красиво» поданные не всегда однозначные события эстетичны, притягательны, заранее оправданы. Это для общества. А для конкретного участника, как он с этим живет? Христианство – политический ход, попытка искупить неискупаемое или очередной «свой крест» на шее, ведь гладко и мягко язычество в христианство не перетекло… Кто она и как она на самом деле? Не как уникальный представитель рода человеческого, просто как женщина? В портрете я пыталась написать «психологию личности». Такую, какую я могла представить у нее (старалась немного побыть в ее внутреннем мире, хотя каждый тянет одеяло на себя), попутно подкрепляя свои мысли разнообразными символами: корона – терновый венец, меч и вериги – крест, изумруд – мудрость, увядший цветок – растоптанное прошлое, ну и тд. Я, естественно, могу ошибаться, и это просто мое личное восприятие княгини Ольги, с которым можно соглашаться, и нет. Одно я знаю точно, что эстетика аксиологичности и ее проблемы актуальны сейчас и будут актуальны впредь. Так может в этом и заключается связь поколений – глядя на прошлое, видеть настоящее?»

 

«Княгиня Ольга. Эстетика аксиологичности» х/м/гипс, 100х80, 2010  

Работа хранится в Музее портрета «Национальная портретная галерея»

 

О СОВРЕМЕННОМ ИСКУССТВЕ

   Современное искусство… Современное кому.., чему.. и когда..?.. Относительное понятие. Расплывчатое. Некорректное. Как показали итоги одного недавно пошедшего конкурса, современное, видимо нам, сейчас живущим, искусство, на самом деле современно началу и немножко середине прошлого века… Субъективно-личностное восприятие термина? Или ничего не произошло, кроме поисков «новых мыслей в старых журналах»? Но ведь это не так. Просто, видимо, само понятие отсутствует как таковое: слишком пластичное и движимое. Сродни «символизму», у которого есть и время появления и описание направления, а на самом деле любое произведение искусства символично. Только символы могут быть глубинно-архаичными, философско-осмысленными, психологичными, индивидуально-авторскими, социально-принятыми, ну и т.д.  Если написан лопнувший кувшин с цветами, это что, натюрморт или авторское символичное понятие тяги к жизни, или неизбежности смерти (и кувшина, и цветов, и каждого не по своей воле)? Забавно, улыбка есть, а кота нет. Так и современное искусство – оно и есть, и нет. Как нет настоящего, а только прошлое и будущее. Для себя я определяю его как визуальная интерпретация психологического состояния личности на момент изображения (момент, соответственно, вне времени). И если эта интерпретация сущностна, то она современна вне зависимости от направления, жанра и года создания. А раз так, то: "Мы, художники, свободны в своих поступках также как поэты или безумцы» - Паоло Кальяри (Веронезе).

 

 

«Анубис (сон собаки)» х/м, 90х70,      1991  

 

 

 

«Предопределенность» х/м,  75х90,     1991  

 

 

 

«Защита черных птиц» х/м,  90х70,    1991  

 

 

 

«Отдыхающая птица. Оптимистичность веры» х/м/гипс,  70х50,  2010

 

 

 

   

 «Белые птицы. Фрагментарность надежд» х/м/гипс,  70х50,  2010

 

 

 

«Прерванная прогулка ("Дворянское гнездо") » х/м,  60х40,  2011

Работа хранится в Орловском Государственном литературном музее И.С.Тургенева                                                                 

Фрагменты из текста статьи в журнале "CLUB"

 

Ольга Борисовна Мочалова родилась в Москве, окончила Московский архитектурный институт.
Член Творческого Союза Художников России и Международной Федерации Художников с 1989г.
Член Союза Архитекторов СССР с 1991 г.

Член Творческого Союза Профессиональных Художников с 2010 г.
В настоящее время работает в области станковой живописи, графики и бодиарта. Участник более 50  выставок, в том числе 8 персональных. Работы хранятся в частных, общественных и государственных коллекциях в России и за рубежом.

Лауреат Общесоюзного межведомственного конкурса проектов Московского полиграфического комплекса.

Лауреат Республиканского конкурса проектов РИК г. Уфа.

Обладатель патента на изобретение в области «малая архитектурная форма» №41271

Включена в международную энциклопедию «Hubners Who is Who» (биографическая энциклопедия лучших представителей профессиональных сообществ).
Награждена дипломом Национального Культурного Фонда «Возрождение» «За вклад в развитие российского искусства».

Награждена дипломом Музея портрета «Национальная портретная галерея» «За вклад в развитие российской культуры».

Лауреат арт-конкурса  « Best Russian Art 2011»                       

Призер конкурса «ArtPreview 2011»

Персональный сайт:   www.mochalova.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Картина дня

наверх