Белка Затейница (Шелл) предлагает Вам запомнить сайт «Искусство»
Вы хотите запомнить сайт «Искусство»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

Культура и искусство

Читать

Неизвестный Казимир Малевич: путь от импрессионизма к мистическим абстракциям и обратно

развернуть
 Пейзаж. На даче. / Краснознаменец Жарновский. (1932).Автор: Казимир Малевич.

Пейзаж. На даче. / Краснознаменец Жарновский. (1932).Автор: Казимир Малевич.


«Дегенеративное искусство», «мазня», «психически нездоровый» художник... В первую очередь с этими словами ассоциируется имя Казимира Малевича - теоретика искусства, идеолога, философа, гения и безумца, входящего в пятерку самых ярких революционеров искусства мирового масштаба XX столетия. Но мало кто знает о творчестве Малевича раннего и позднего периодов - времени, когда он творил в стиле импрессионистов.



На сегодняшний день, вопреки неоднозначному мнению публики, полотна Малевича — «гордость лучших музеев мира и несбыточная мечта многих коллекционеров».

Малевич и импрессионизм: как все начиналось

«Пейзаж недалеко от Киева» (1930). Государственная Третьяковская галерея. Автор: Казимир Малевич.

«Пейзаж недалеко от Киева» (1930). Государственная Третьяковская галерея. Автор: Казимир Малевич.



В художественное наследие авангардиста Малевича, помимо шедевров супрематизма и кубизма, вошли и полотна «попроще», созданные в стиле импрессионизма. Они понятны и привычны для большинства любителей живописи, что разрушает годами сложившиеся легенды о сложном и непонятном безумце Малевиче.

 Автопортрет. 1910-1911. Государственный Русский музей. Петербург. Автор: Казимир Малевич.

Автопортрет. 1910-1911. Государственный Русский музей. Петербург. Автор: Казимир Малевич.



Жизнь Казимира был наполнена трагедиями личностного и творческого характера, практически вся прошедшая в нищете. "Голодный и гонимый" художник своим трудом не заработал даже того, что сейчас дают за один его рисунок. И это не говоря о картинах, оценивающихся в десятки миллионов долларов.

Голова мальчика в шляпе. Начало 1930-х. Государственный Русский музей, С.-Петербург. Автор: Казимир Малевич.

Голова мальчика в шляпе. Начало 1930-х. Государственный Русский музей, С.-Петербург. Автор: Казимир Малевич.



Но тяга к рисованию была у него с раннего детства так велика, что не имея красок, сам их изготавливал из разных цветов глины и пытался ими рисовать.

Портрет матери. Около 1932. Государственный Русский музей.

Портрет матери. Около 1932. Государственный Русский музей.



Из воспоминаний матери художника Людвиги Александровны - сколько она помнила Казимира: "...он всегда что-то рисовал. Постоянно толок в ступке то синьку, то дубовую кору. Разводил краски, вязал кисточки из куриных перышек, из ниток... Когда не было бумаги, мог начать малевать свои картинки прямо на беленой стене. Ну откуда в нем это?"

Мужской портрет. 1933-1934. Государственный Русский музей, С.-Петербург. Автор: Казимир Малевич.

Мужской портрет. 1933-1934. Государственный Русский музей, С.-Петербург. Автор: Казимир Малевич.



Отец же рьяно противился увлечению сына, питая надежды, что тот продолжит его дело. Но Казимира невозможно было вразумить ни угрозами, ни уговорами, его не могли охладить даже неудачи при поступлении в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, куда поступал дважды и проваливал экзамены, ни вечное безденежье, ни жизнь впроголодь.

Портрет ударника (Краснознаменец Жарновский). 1932. Государственный Русский музей.

Портрет ударника (Краснознаменец Жарновский). 1932. Государственный Русский музей.



В начале творческого пути Малевич был чистым импрессионистом около четырех лет, но его импрессионизм не был принят современниками. И в итоге постоянный поиск собственного стиля подвел художника к новомодному течению - авангарду.

 Церковь. (1905). Частная коллекция. Автор: Казимир Малевич

Церковь. (1905). Частная коллекция. Автор: Казимир Малевич



« Читающая женщина.(Портрет члена семьи художника).» (1906). Автор: Казимир Малевич.

« Читающая женщина.(Портрет члена семьи художника).» (1906). Автор: Казимир Малевич.



И вот однажды в 1915 году произошло событие, о котором Малевич мечтал долгие годы своих мытарств. В одночасье пришла громкая и скандальная слава. Выставка 39-ти супрематических работ направления авангарда в Петербурге привела в шок не только публику, но и критику. Главным экспонатом был знаменитый "Черный квадрат", который был вывешен в углу выставочного зала наискосок - как икона. "Пусть ругали нещадно, зато заметили". И как бы там ни было в скорости русского авангардиста действительно заметили: с успехом прошли выставки его работ в странах Западной Европы.

Автопортрет. (Около 1910). Государственная Третьяковская галерея. Автор: Казимир Малевич

Автопортрет. (Около 1910). Государственная Третьяковская галерея. Автор: Казимир Малевич



Авантюра с импрессионизмом

В 1928 году к тридцатилетию творческой деятельности художника Третьяковская галерея готовилась к его персональной выставке. И Казимир - теоретик, педагог и проповедник абстрактного искусства, возвращается к предметной живописи импрессионизма и создает серию работ в этом направлении.

Три женщины на дороге. Около 1930. Государственный Русский музей, С.-Петербург. Автор: Казимир Малевич.

Три женщины на дороге. Около 1930. Государственный Русский музей, С.-Петербург. Автор: Казимир Малевич.



Критики объясняли это по-разному: "старостью, политическим давлением, денежными трудностями и нависшей над авангардом угрозой со стороны власти". Были выдвинуты предположения, что художник просто закончил работу над картинами, начатыми больше 20 лет назад, а так же существовала версия, что специально для персональной выставки в 1928 году он создал копии работ, которые были вывезены из Союза в Германию.

Цветущие яблони. Около 1930. Государственный Русский музей, С.-Петербург

Цветущие яблони. Около 1930. Государственный Русский музей, С.-Петербург



Но более вескими были доводы французского исследователя и куратора Жана-Клода Маркаде: «Малевич переделал свой творческий путь согласно логическому (а не хронологическому порядку), реализованному в его трактовке искусства от импрессионизма к супрематизму». И что примечательно, полотна, написанные в конце 20-х и начале 30-х годов Казимир датировал началом 19 века. С той целью, чтобы его не уличили в том, что он отошел от своих идеалов и принципов .

Цветочница. Около 1930. Государственный Русский музей, С.-Петербург. Автор: Казимир Малевич.

Цветочница. Около 1930. Государственный Русский музей, С.-Петербург. Автор: Казимир Малевич.



По истечению двух лет после выставки Малевича арестовали. Два месяца тюремных застенков дали о себе знать. Страшная болезнь подкосила здоровье Малевича и в мае 1935 года Казимира не стало.

Портрет жены художника. 1934. Государственный Русский музей. Автор: Казимир Малевич.

Портрет жены художника. 1934. Государственный Русский музей. Автор: Казимир Малевич.



Последние годы жизни художник полностью отошел от супрематизма и абстракционизма и начал писать природу, которую так любил; портреты родных и знакомых. И как бы странно не звучало, в последние месяцы жизни прямо над его кроватью висела одна из первых его импрессионистских картин — небольшой этюд «Пейзаж с желтым домом».

Работница. 1933. Государственный Русский музей, С.-Петербург

Работница. 1933. Государственный Русский музей, С.-Петербург



Авангардизм же (не только супрематизм, но и импрессионизм)
исключился из необходимых советскому государству видов искусства.

Бульвар. (Около 1930). Государственный Русский музей. Петербург. Автор: Казимир Малевич.

Бульвар. (Около 1930). Государственный Русский музей. Петербург. Автор: Казимир Малевич.



Девушка без службы. Около 1930. Государственный Русский музей. Автор: Казимир Малевич.

Девушка без службы. Около 1930. Государственный Русский музей. Автор: Казимир Малевич.



На даче. Автор: Казимир Малевич.

На даче. Автор: Казимир Малевич.



Сестры. 1930. Государственная Третьяковская галерея. Автор: Казимир Малевич.

Сестры. 1930. Государственная Третьяковская галерея. Автор: Казимир Малевич.



И еще раз о «Чёрном квадрате»


Нет такого творения в русском искусстве с более громкой славой, нежели «Чёрный квадрат» Казимира Малевича, ставшего настоящей вехой в истории живописи.

Автопортрет. Автор: Казимир Малевич

Автопортрет. Автор: Казимир Малевич



Это самое известное, самое обсуждаемое полотно художника-авангардиста. Всего их четыре. Первый и третий хранятся в Третьяковке, второй — в Русском музее в Петербурге. Четвертый находится в Эрмитаже. Приблизительная стоимость каждого «черного квадрата» по отдельности — более 20-30 млн. долларов. Картины эти на сегодняшний день не продаются.


Источник →

Ключевые слова: живопись, Санкт-Петербург
Опубликовал Олег Смирнов , 03.07.2018 в 18:06

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Андрей 1961
Андрей 1961 4 июля, в 22:17 Я воздержусь от комментариев,каждому своё! Текст скрыт развернуть
0
Лариса Безпрозванная
Лариса Безпрозванная 4 июля, в 22:25 Спасибо за открытие другого Малевича! Оказывается, в Русском музее столько его картин! Наверно, я их никак не ассоциировала с Малевичем, оттого и скользила взглядом невнимательно, хотя многие сейчас мне очень понравились. Пойду в музей и найду их, чтобы увидеть по-новому. Текст скрыт развернуть
1
Иозеф Швейх
Иозеф Швейх Лариса Безпрозванная 5 июля, в 16:38 Как неизвестное, то мимо , как малевич, сразу пойду посмотрю! Платье голого короля не примеривали?
Был в Барселоне, как раз бесплатная выставка Пикассо. Пошли с женой, отстояли немного, всего 1 час. Зашли, пошли по залам, впечатления у меня и жены. Да хуйня полнейшая, смотреть нечего. Какие-то бабища с тремя глазами, какие-то курицы грубо намалеванные, полный пиздец. Где-то в последнем зале за дверью налево, маленькая зарисовка, толстый мужчина делает минет (за щеку) КАКОЙ-ТО БАБЕНКЕ. Мне и жене очень понравилось, тонкое рисование, незамысловатость сюжета, отлично. Начал читать, немного испанский и английский знаю, так это сам Пикассо делает в рот своей служанке. Ну гений! 
А так, грубая мазня с претензией на гениальность. По-моему, сами евреи себя хвалят, чтобы вздуть популярность. 
Хорошее например, был в Феодосии, смотрел нашего Айвазовского, вот это письмо, вот это техника, передача колорита и света не освоена до сих пор.  Смотрел, вышел, прошло 40 лет, до сих пор стоят в глаза его картины. Самое интересное, больше всего понравились его ученические работы в Италии, бесподобно. Но самое интересное, на выходе из выставки галерея его учеников маринистов - полная мазня. 
Текст скрыт развернуть
1
Лариса Безпрозванная
Лариса Безпрозванная Иозеф Швейх 5 июля, в 22:19 Ну нравится Айвазовский, и прекрасно, мне тоже нравится. А кому -нет? Но это не повод писать гадости о Пикассо. Текст скрыт развернуть
0
Иозеф Швейх
Иозеф Швейх Лариса Безпрозванная 6 июля, в 04:32 А я не писал  гадости, просто мои впечатления. Добавлю. При посещении музея там было очень много народа, притом, очень многих национальностей, всё-таки Барселона. Я не увидел ни одного заинтересованного человека. Просто проходили мимо его картин, и как-то безучастно.  Никто у картин, не вглядывался внимательно, ничего, просто проходили мимо и всё. Никто не резал картины, не было сумасшедших. Не было даже книги отзывов, видимо не нужна такая книга. Народ не обманешь. 
Был в музее Дали, вот это потрясающе, эмоции через край. Хотя туда добраться очень сложно и долго. И народу было в 100 больше, чем у Пикассо. 
Текст скрыт развернуть
0
Лариса Безпрозванная
Лариса Безпрозванная Иозеф Швейх 6 июля, в 10:19 В музее Дали мне тоже понравилось. У меня дома его репродукции оттуда висят. Думаю, Пикассо просто дошел до какого-то уровня в своей живописи, который нам недоступен, а от этого неприемлем. У него же прекрасная классическая школа. А вообще-то пост о Малевиче! Далеко ушли! ))
Текст скрыт развернуть
0
Иозеф Швейх
Иозеф Швейх Лариса Безпрозванная 7 июля, в 06:47 Спасибо, жалко не встретились Текст скрыт развернуть
0
Владимир Безбадченко
Владимир Безбадченко Лариса Безпрозванная 13 июля, в 14:44 Мадам, если о говне писать, что оно повидло, то оно останется тем что есть! Его всё равно нельзя есть,  какой бы повод Вы не придумали! Вы, думаю, из искусствоведов.... Текст скрыт развернуть
0
Аурелия Запсенко
Аурелия Запсенко 5 июля, в 09:50 Не являясь специалистом в этой области,могу судить только поверхностно. И мой вердикт: ничего так, не хуже иных прочих. Поэтому мне непонятен ажиотаж вокруг его имени. Текст скрыт развернуть
0
Иозеф Швейх
Иозеф Швейх Аурелия Запсенко 5 июля, в 16:42 Потому что еврей. Они друг друга хвалят, посмотрите мой комментарий Текст скрыт развернуть
1
Владимир Безбадченко
Владимир Безбадченко Иозеф Швейх 13 июля, в 14:45 !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! Текст скрыт развернуть
0
Владимир Безбадченко
Владимир Безбадченко 13 июля, в 14:49 Слабенький, на уровне ученика, Казик потому и голодовал,  что НЕ БЫЛ ХУДОЖНИКОМ! А работать не хотел. Таланта ноль! Сюжетов нет! Техника... Только квадраты и писать! Текст скрыт развернуть
1
Показать новые комментарии
Показаны все комментарии: 12
Комментарии Facebook
Свежее
У цветов не бывает будней... Американская художница Lorraine Watry
Маритта Кесич 23 сен, 00:07
+2 5
Завораживающая «галактическая» керамика от художницы Наоми Зингер
Белка Затейница (Шелл) 22 сен, 23:51
+2 3
Насилие и херассмент в живописи. История о красавице Сусанне
Анатолий 好 22 сен, 20:45
+2 0
Кошачьи сказки художника Александра Маскаева
Олег Смирнов 22 сен, 18:11
+1 0
"Люблю я русскую природу..." Пейзажи Александра Булакова
Олег Смирнов 22 сен, 18:08
+6 3
Искусство резьбы по камню: "…

Искусство резьбы по камню: "Шары дьявола"

16 сен, 10:28
+25 5
И у цветов есть душа... очар…

И у цветов есть душа... очаровательнейшие букеты Анны Коттерилл

21 сен, 01:50
+24 2
Природа хороша и летом, и зи…

Природа хороша и летом, и зимой... Художник Константин Вещилов (1878-1945)

20 сен, 13:12
+23 2

Последние комментарии

Маритта Кесич
Маритта Кесич
Белка Затейница (Шелл)

Поиск по блогу

Лучшее за неделю
Искусство резьбы по камню: "Шары дьявола"

Искусство резьбы по камню: "Шары дьявола"

Изучая работы работы китайских мастеров резчиков по камню, можно натолкнуться на работы, которые европейцы в свое время называли «Дьявольские шары». Просто потому,

Олег Смирнов 16 сен, 10:28
+25 5
И у цветов есть душа... очаровательнейшие букеты Анны Коттерилл

И у цветов есть душа... очаровательнейшие букеты Анны Коттерилл

Представляю вашему вниманию очаровательные натюрморты художницы Anne Cotterill (1933-2010). Британская художница Анна Коттерилл (Anne Cotterill) почти в

Белка Затейница (Шелл) 21 сен, 01:50
+24 2
Природа хороша и летом, и зимой... Художник Константин Вещилов (1878-1945)

Природа хороша и летом, и зимой... Художник Константин Вещилов (1878-1945)

Вид на гору МонБлан в Швейцарии Константин Александрович Вещилов - любимый ученик И.Е. Репина, писал картины на темы русской и античной истории, много рабо

Маритта Кесич 20 сен, 13:12
+23 2