Кто все эти люди? Куртизанка с полотен Эдуарда Мане

Мне всегда было интересно, кого писали на своих картинах мои любимые художники. Когда знакомишься с моделью, и живописец будто бы становится ближе. Итак, кто эта дама?

 
Эдуард Мане, "Портрет Мэри Лоран с моськой", 1882. Холст, пастель, гуашь. ГМИИ им. Пушкина
Эдуард Мане, "Портрет Мэри Лоран с моськой", 1882. Холст, пастель, гуашь. ГМИИ им. Пушкина
 

Как следует из названия картины, что живёт в зале №10 Галереи искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков, перед нами Мэри Лоран. И это правда лишь наполовину. Мэри Лоран — псевдоним, под которым сия дама была хорошо известна в Париже второй половины XIX века.

А настоящее её имя — Анна-Роза Лувио. На этой и последующих картинах ей 33 года. Она была актрисой оперетты и варьете, а ещё — содержанкой пожилого доктора Томаса Эванса из США (доктор славен не только хорошим вкусом на женщин, но и тем, что лечил зубы Наполеону III и императрице Евгении).

 
Эдуард Мане, "Мэри Лоран в чёрной шляпе", 1882
Эдуард Мане, "Мэри Лоран в чёрной шляпе", 1882

В салоне Мэри Лоран встречались известнейшие поэты, художники и литераторы того времени. Среди них Марсель Пруст, Эмиль Золя, Джеймс Уистлер, Стефан Малларме и Эдуард Мане. Последние двое были не только друзьями, но и любовниками Мэри. С Мане она познакомилась в его же мастерской: отвергнутый Салоном, он решил, чем вывозить свои картины в выставочный зал, пригласить зрителей прямо в мастерскую. Среди 4000 гостей выставки была и Мэри.

 

О романе Эдуарда и Мэри, который скрасил последние 6 лет жизни мастера, пишет Жан-Поль Креспель в книге "Повседневная жизнь импрессионистов""Каждый вечер он стоял под окнами Мэри на улице де Ром; как только доктор Эванс уезжал, дама сердца давала знак платочком, и Мане поднимался к своей возлюбленной. Однажды свидание превратилось в забавную комедию в стиле театра Пале-Рояль. Мэри, под предлогом мигрени, спровадила старика и дала знак Мане, что путь свободен. Увы! Доктор Эванс, случайно позабыв у своей подруги записную книжку, вернулся и в дверях столкнулся с Мане... Ничего ужасного не произошло, правда, разгневанный дантист несколько дней дулся".

 
Эдуард Мане, "Осень", 1881-1882. Галерея Нанси
Эдуард Мане, "Осень", 1881-1882. Галерея Нанси

Марсель Пруст придал своей Одетте в цикле романов "В поисках утраченного времени" черты Мэри Лоран. А его дядя Антонен Пруст заказал Эдуарду Мане цикл из четырёх картин, посвящённых временам года. Каждое время года должна была представлять известная в Париже красавица. Мане успел написать только межсезонье. Мэри Лоран, скрасившей осень его жизни, и позировавшей для картины "Осень", эта картина и осталась на память после его кончины.

 
Эдуард Мане, "Весна", 1882
Эдуард Мане, "Весна", 1882

А для "Весны" позировала актриса Жанна Демарси. (Это единственная в статье картина, на которой изображена не Мэри Лоран.) В 2014 году "Весна" ушла с аукциона Christie's в США за $65 млн, хотя эксперты оценивали её в $35 млн. Таким образом, она стала самой дорогой картиной Мане, проданной с аукциона. Но вернёмся к нашим героям.

 
Эдуард Мане, "Женщина в мехах", 1882
Эдуард Мане, "Женщина в мехах", 1882

Мане умер от сифилиса в 1883 году, ему был 51 год. Доктор Эванс скончался в 1897 году 74-х лет от роду. Последний любовник Мэри "проклятый поэт" Стефан Малларме ушёл из жизни в 1898 году в возрасте 56 лет. Мэри пережила их всех и отошла в мир иной в 1900 году. Ей, как и Мане, был 51 год. Поэт Джордж Огастас Мур вспоминал: "Когда я видел её в последний раз, мы говорили о Мане. Она сказала, что каждый год непременно приносит на его могилу первую сирень".

Источник ➝

Художник Андрей Шильдер: дар и рок

 
Художник Андрей Николаевич Шильдер был учеником великого Ивана Шишкина. Однако, сама идеология его работы с пейзажем была принципиально иной.
 
"Ручей в лесу", 1906, холст, масло
 
"Ручей в лесу", 1906, холст, масло

Его творческий путь — замечательный пример того, как, перенимая сильнейшие стороны творчества наставника, можно (и нужно) создавать собственный уникальный стиль, дабы раскрыть в полной мере собственный талант живописца.

Там, где Иван Иванович следовал за объективной действительностью, тщательнейшим образом и в достовернейших подробностях перенося на полотно представшую перед ним картину мира, Андрей Николаевич лишь делал первый пробный рисунок, фактически — черновик будущей работы.

 
"Осенний пейзаж", 1919, холст, масло
 
"Осенний пейзаж", 1919, холст, масло

Там, где гений Шишкина вдыхал искру жизни в завершённую композицию за счёт совершенно неповторимой, непостижимой и невозможной для других художников проработки мельчайших её деталей, Шильдер в первую очередь полагался на собственной фантазию.

 
Серия пейзажей
 
Серия пейзажей

Как свидетельствовали современники живописца, дома у Андрея Николаевича хранились альбомы с зарисовками тронувших душу мастера видов живой природы. Это был настоящий «золотой фонд» живописца, куда (благодаря прекрасной зрительной памяти) рано или поздно попадало каждое понравившееся ему растение, с особой, почти что «шишкинской» тщательностью запечатлённое на пленэре.

 
"Весенний лес. березовые бревна", холст, масло
 
"Весенний лес. березовые бревна", холст, масло

И лишь затем наступал этап подлинного творчества маэстро Шильдера. Сообразно собственному видению прекрасного, он принимался так и эдак корректировать, видоизменять и взаимо располагать отдельную веточку и листочек, тень и оттенок, изгиб и выступ стволов, ветвей своих многочисленных берёз, дубов и сосен. С тем, чтобы «на выходе» добиться максимальной эстетической привлекательности, выразительности и своеобразия.

 
"Лес", 1890, холст, масло
 
"Лес", 1890, холст, масло

Именно они, эти заранее продуманные и проработанные «заготовки», и шли в ход, когда Андрей Николаевич заканчивал свой набросок с натуры. Опираясь на него как на базис, он принимался «доставать» из тайников памяти казавшиеся наиболее уместными для данной конкретной картины элементы. И встраивать их в композицию, совмещая с самыми удачными текущими находками или же вовсе замещая не удовлетворявшие его элементы.

 
"Летний пейзаж с рекой", холст, масло
 
"Летний пейзаж с рекой", холст, масло

В результате пейзажи Шильдера очень часто являли собою нечто не схожее с имевшейся в реальном мире панорамой. Там, где его великий учитель возводил в абсолют саму природу, становясь адептом всех капризов её хаотичных форм и оттенков, герой нашей сегодняшней статьи следовал собственной мечте об идеальном пейзаже. Как не парадоксально, но именно эта мечта и стала его злым роком.

 
"После дождя. Женщина у околицы", 1919, холст, масло
 
"После дождя. Женщина у околицы", 1919, холст, масло

Блестящий талант живописца даровал ему безусловный успех у зрителей и материальный достаток, пошатнувшийся лишь с приходом революции 1917 года. Однако, его последовавший двумя годами позже внезапный уход из жизни был обусловлен совсем не этим событием.

Его творчество, неизменно оценивавшееся по достоинству, было востребовано популярнейшими периодическими изданиями конца XIX- начала XX вв., а сам мастер удостоился звания академика главной художественной академии Российской Империи. Его дарование высоко ценили коллеги и критики. Вот только прирождённый перфекционист Шильдер был о себе принципиально иного мнения.

 
"Березовый лес", 1908, холст, масло
 
"Березовый лес", 1908, холст, масло

Именно в этом и заключался тот самый злой рок, о котором мы писали выше. Мастера буквально сводила с ума и доводила до нервных срывов неудовлетворённость конечными результатами своих работ. Временами он готов был отказаться от каждой из них. Постоянно жаждал улучшить, изменить и полностью переписать каждую картину, иллюстрацию и набросок, раз за разом обнаруживая в них некие несовершенства.

Этот страстный перфекционизм пылал в душе художника всю его творческую жизнь. И наконец «спалил» дотла хрупкую нервную систему творца, покинувшего этот мир в возрасте 58 лет.

 
"зимний лес", 1919, холст, масло
 
"зимний лес", 1919, холст, масло

Художник Laszlo Gulyas. В традициях старых мастеров

Загружается...

Популярное в

))}
Loading...
наверх