Последние комментарии

  • Людмила Лиханова (Беговщиц)24 августа, 17:20
    Спасибо. Очень нежные и красивые работу с русской душойРусские Берегини в лаковой миниатюре Светланы Беловодовой
  • Лариса Безпрозванная24 августа, 11:15
    Прекрасная самоделка😊"Больше всех цветов я люблю лица, ждущие в окне или у порога..." Художник Александр Сердюк
  • Lyudmila Mironova24 августа, 8:15
    Спасибо!"Больше всех цветов я люблю лица, ждущие в окне или у порога..." Художник Александр Сердюк

Художник Константин Васильев: эпос и душа

Картины Константина Васильева запомнились всем, кто видел их в конце семидесятых, начале восьмидесятых годов двадцатого века. Поражали почти иконописные глаза его героев, взгляд, обращенный куда-то дальше, за пределы реального мира. А гармоничное, точно выверенное пространство, в котором происходит действие, привлекало своим контрастным колоритом.
 
"
"
 

Эстетические образы несли в себе одновременно и символику, и декоративность. Они напоминали живопись на религиозные темы, иллюстрации к сказкам. Сейчас некоторые картины Васильева считают аналогом стиля фэнтези, о котором в семидесятые годы никто и не упоминал.

 
"Автопортрет", 1968
"Автопортрет", 1968
 
"Гадание"
"Гадание"
 
"Один"
"Один"

Смерть – это не финал

Чтобы посетить персональную выставку, люди и час, и два стояли в длинной очереди. В начале восьмидесятых годов далеко не все знали, что художника уже нет в живых. Свежесть и необычность его полотен завораживала зрителя, и трудно было поверить, что в 1976 году трагическая случайность прервала жизнь Константина Васильева. Было ему всего лишь 34 года, но его творчество обширно: он успел написать множество полотен, которые стали достоянием музеев и частных коллекций.

 
"Евпраксия", "Бой Добрыни со Змеем", "Князь Игорь", "Плач Ярославны", "Настасья Микулишна", "Человек с филином"
"Евпраксия", "Бой Добрыни со Змеем", "Князь Игорь", "Плач Ярославны", "Настасья Микулишна", "Человек с филином"

До сих пор не утихают споры о смысле его творчества. Какую задачу поставил перед собой художник? Рассказать о времени и народе возвышенным эпическим языком? Или с пафосом и эпатажем переформулировать известные всем исторические и художественные образы?

 
"Валькирия над сражённым воином"
"Валькирия над сражённым воином"
 
"Горят пожары"
"Горят пожары"
 
"Илья Муромец, стреляющий по церквям"
"Илья Муромец, стреляющий по церквям"

Символ и абстракция

Что касается эпатажа, то такая возможность у Васильева была в шестидесятые годы. Абстрактный символизм, сюрреализм – эта попытка живописца найти себя в модном жанре. Такова, например, картина «Струна».

 
"
"

Но эту стезю он оставил. Вернулся к истокам искусства – мифологии, эпосу. Символизм на картинах Васильева – это обращение к традициям, легендам, мифам, величественным представлениям о мужестве, долге, просветлении, возрождении, верности. Рыцари, мудрецы, битвы с драконами – мир притчи и сказания, который так любят люди с богатым воображением.

 
"Русский витязь"
"Русский витязь"
 
" Рождение Дуная"
" Рождение Дуная"
 
"Витязь"
"Витязь"

Но что интересно: новейшая история была переосмыслена Константином Васильевым как часть эпического сознания народа.

Прозрачные родники

Тема, которая оказалась для художника ключевой, - события родной земли. Масштаб трагедии и величие русского народа в 20 веке, отраженные языком символической живописи, произвели на зрителей не меньшее впечатление, чем реалистические полотна.

 
"Северный орел",1973
"Северный орел",1973
 
"У чужого окна", 1973
"У чужого окна", 1973

Образ поднимался на уровень былинного сказания. Он совпадал по восприятию с легендами о героях прежних веков. Это обращение к архетипам сознания и подсознания, исконному и таинственному пониманию основ бытия, для живописи семидесятых годов XX века в Советской России совсем не типично. Но Константину Васильеву удалось создать полотна, которые и сейчас удивляют своим видением символики происходящего.

 
"Северная легенда"
"Северная легенда"
 
"Гуси-лебеди"
"Гуси-лебеди"

Хотя похожая тенденция существовала в кинематографе: были очень популярны русские сказки в обработке замечательных режиссеров и сценаристов. Кстати, смысл сказок очень вдохновенно передан Васильевым. Как будто сам видишь, как взлетают волшебные птицы на его картине «Гуси-лебеди».

Мысли о Родине

На одном из автопортретов облик художника очень напоминает им же написанный портрет Ф.М. Достоевского. Невозможно не согласиться с Васильевым, что он, на самом деле, художник-мыслитель, который в талантливых живописных произведениях хочет поделиться со зрителем своими выводами и и прозрениями. Картины «Тоска по Родине»«Прощание славянки», «Парад 1941 года» - это и символ, и обращение к душе человека.

 
"Тоска по Родине"
"Тоска по Родине"
 
"Парад 1941 года"
"Парад 1941 года"
 
"Прощание славянки"
"Прощание славянки"

Особо пристального внимания заслуживают пейзажи Васильева. Вот они - «Излучина», «Ель», «Русский север», «Берег». В них нет нарочитой символики. Но есть та сила любви к родной земле и тот взгляд, которые делают каждое отражение на полотне уникальным и зачаровывающим.

 
"Ель"
"Ель"

 

 
"Берег"
"Берег"

Жить дольше и счастливее

Остается только гадать, как сложилась бы судьба живописца: ведь сейчас он мог быть нашим современником. Кто-то полагает, что он стал бы иллюстратором фантастических зарубежных романов, кто-то видит в нем пророка подъема славянской культуры. Возможно, он стал бы исключительным по силе эмоционального воздействия живописцем, для которого пейзаж – главный источник вдохновения.

 
"Осень"
"Осень"
 
"Звездное небо"
"Звездное небо"

Жизнь иррациональна, и нет смысла рассуждать о том, что могло бы быть. Несомненно, счастье в жизни художника было: у него были любящие родители, отчий дом в поселке Васильево. И еще - отличное художественное образование, полученное в Москве и Казани, пытливый ум, любимое дело.

 
"Жница"
"Жница"
 
"Весна"
"Весна"
 
"Ожидание"
"Ожидание"
 
"Русалка"
"Русалка"

Но очень жаль, что художник, который с таким светом и грустью писал женские образы («Гадание», «Жница», «Русалка»), не был счастлив в личной жизни и любил безответно. И еще жаль, что его картины после смерти стали предметом дележа и многолетних разбирательств.

 
"Свияжск"
"Свияжск"

Однако есть прекрасная возможность преодолеть время и посмотреть на его полотна, в том числе и в музеях. Художник очень хотел, чтобы его работа была нужна Отечеству. Каждый решит сам, о чем хотел сказать ему Константин Васильев или что он не успел сказать.

 
"Старец", 1968
"Старец", 1968
Источник ➝

Популярное

))}
Loading...
наверх