На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Искусство

72 066 подписчиков

Свежие комментарии

Корабли в живописи. Уильям Тёрнер.

«Мол в Кале. Французские рыбаки выходят в море; прибывает английское пассажирское судно».

Необычайно реалистичная картина. Это связано с живыми воспоминаниями мастера, который и сам попал в ужасный шторм при первом своём путешествии во Францию. Достигнув Кале, из-за грозных бурлящих волн, корабль на котором путешествовал Тернер, не мог причалить к пристани, и в нетерпении художник пересел в шлюпку, что едва его не погубило.

Картина представляет собой магически-притягивающий пейзаж – пенное море, гребни волн, затянутое небо. Всё эта невообразимая сила — лишь фон для ещё более удивительных вещей: средь бушующей воды пытаются достигнуть спасительной суши корабли со рвущимися от ветра парусами. Пассажиры испуганно жмутся друг к другу. Однако на пристани всё идёт своим чередом – мужчина с вином ведёт какой-то взволнованный диалог с женщиной, рыбачки сортируют рыбу.

Это поразительный контраст заставляет ещё и ещё всматриваться в сюжет – не подвело ли зрения. Всё в действительности так — никакая буря не способна потревожить привычное течение жизни прибрежного Кале. В технике Тернер верен себе – острый драматизм, достигаемый цветовыми сочетаниями и световыми контрастами, динамичность и внимание к деталям. Этот стиль невозможно спутать, хотя и влияние его можно определить во многих картинах будущих импрессионистов.

1803 г. 240 x 170 см. Национальная галерея, Лондон, Великобритания.

Уильям Тернер «Трафальгарская битва, вид с вантов бизань-мачты по правому борту корабля «Виктории»

Созданная в 1808 году «Трафальгарская битва», принадлежит к одной из лучших работ, связанных с историческими событиями. Хотя здесь изображена смерть известнейшего британского флотоводца Горацио Нельсона, случившаяся на борту «Виктории», но даже самый беглый взгляд приводит к мысли, что событие и люди, – здесь не главное.

Мачты и паруса, на которых контрастируют световые переходы, а также явно ощущаемое противоборство корабельных снастей, магнетически привлекают внимание.

Картина принадлежит к категории работ, которые принесли художнику наибольшую популярность.

Уильям Тернер «Трафальгарская битва»

Трафсгальская битва. У.Тёрнер.

Уильям Тернер «Рыбаки в море»

1796 г. 91 x 122 см. Холст. Масло. Тейт Британия, Лондон, Великобритания.

В 1796 году, когда Уильям Тернер уверенно владел техникой акварели и всего лишь пару лет экспериментировал с масляной живописью, на выставке в Королевской академии были выставлены десять его акварельных работ и одна, выполненная маслом – «Рыбаки в море» («Марина Чомли»).

Формально, художник не занимался этой техникой, но при любом удобном случае, а именно, посещая мастерские коллег-художников, или дома богатых и влиятельных покровителей, подолгу изучал там работы старых мастеров.

После посещения выставки критиками, работа «Рыбаки в море» получила множество положительных отзывов. Не осталась в стороне пресса. Было отмечено, что Тернер владеет техникой масляной живописи на уровне стандартов академии.

Она изображает несколько рыбачьих судов в открытом море ночью. Лунный свет, льющийся в прорывы облаков, освещает на волнах лодку, на которой мигает красноватый огонек фонаря. Тернер осваивает непривычные для него возможности масляной живописи: он усиливает контрасты между освещенными и затемненными частями и старается передать едва уловимое различие рефлексов фонаря от бликов лунного света на волнующейся водной глади океана. Уже в этой первой картине маслом он строит беспокойный световой овал композиции и окружает месяц туманным ореолом. Тернер воплотил в этой картине свое трагическое ощущение неустойчивости бытия в зыбкости набегающих пенистых валов, столкновении резких диагоналей мачт и парусов и безнадежности усилий копошащихся в лодках людей, выхваченных из мрака надвигающейся бури случайно прорвавшимся лучом. Характерный овал композиции особенно ясно виден в подготовительном рисунке с его черной громадой поверженного на бок корабля и стремящейся наперерез ему по орбите огромной кривой волны утлой лодчонки, белый парус которой стремительно несется к своей гибели и точно взывает о помощи.

Молодой художник в постоянном поиске совершенствования своего мастерства и работает над мельчайшими деталями. В картине, изображая океанскую гладь, он тонко передает на ней различия между отблесками луны и лучами от фонаря.

Эксперты полагают, что в этой работе отчетливо передано ощущение неустойчивости бытия, точно соответствующее внутреннему миру самого Тернера; подчеркивают это и на мгновение освещенные лучом позы рыбаков, создавая их незащищенность перед надвигающейся стихией.

Уильям Тернер «Голландские рыболовные лодки во время шторма»

Уильям Тернер «Голландские рыболовные лодки во время шторма».

Уильям Тернер «С судна, перевозящего рабов, бросают за борт умирающих и мёртвых, надвигается тайфун»

Уильям Тернер «С судна, перевозящего рабов, бросают за борт умирающих и мёртвых, надвигается тайфун»

"Китобойные суда" 1846

В совершенстве владея техникой акварели, художник добивается легкости и прозрачности водяных красок, сквозь которые просвечивает тон белой бумаги. В поздних работах Джозефа Мэллорда Уильяма Тернера появляются образы отвлеченной символики.

"Горящий уголь в ночи"

Уильям Тернер «Метель. Пароход выходит из гавани и подает сигнал бедствия, попав в мелководье».

Картина «Метель. Пароход выходит из гавани и подает сигнал бедствия, попав в мелководье» (1842), подверглась самой нещадной критике. Тернер не перестает подыскивать сюжеты, при этом критерии поиска трудно понять даже людям, хорошо разбирающимся в искусстве. Пытаясь добиться максимальной реалистичности в изображении морской стихии, пожилой мастер попросил привязать себя к корабельной мачте на четыре часа. Это событие даже присутствовало в примечании к названию.

Дикая, необузданная сила стихии, так привлекавшая Тернера, передана в картине почти на уровне физических ощущений. Как всякая творческая душа, он интуитивно чувствовал приближение катастроф мирового масштаба, и попытался это передать в форме собирательного образа бури.

Сам автор с обидой отмечал, что не преследовал цели быть понятым, но хотел «показать, на что это похоже»

A Coast Scene with Fishermen Hauling a Boat Ashore, 1803.jpg

1803
Кораблекрушение

В 1804 году Тёрнер открыл собственную галерею, где собирался выставлять свои лучшие полотна. Галерею он открыл "Кораблекрушением". М.А. Орлова пишет о картине: "Явственно ощутимо тут сопротивление волн яростному урагану, всей силой своей тяжести они влекутся обратно в океан. И с такой же энергией люди на пострадавшем паруснике и лодках, спешащих ему на выручку, силятся удержаться на волнах. Это уже вполне романтическое полотно построено на смелых контрастах светлого и темного, тонов холодных - темное море с изумрудными отливами - и горячих - пятна красного и желтого, какими набросаны фигуры на судах".

Dort or Dordrecht- The Dort Packet-Boat from Rotterdam Becalmed, 1818.jpg

ДОРДРЕХТ, ЗАШТИЛЕВШИЙ КОРАБЛЬ ИЗ РОТТЕРДАМА. УИЛЬЯМ ТЕРНЕР

Venice, The Rialto, 1821-23.jpg

Венеция

1805
Кораблекрушение
Тейт Британ (Лондон)

Тернер родился в самой гуще тесных переулков Лондона, на берегу Темзы, 23 апреля 1775 года. Здесь мальчик ощущал пульс жизни огромного торгового города. Его отец имел цирюльню, среди постоянных посетителей которой было немало художников и граверов. Поэтому не было ничего удивительного в том, что отец Тернера развесил в лавке и акварели своего сына, когда тому едва исполнилось двенадцать лет, и стал продавать их по два-три шиллинга за штуку. Это были сначала копии с модных тогда топографических видов живописных местностей, замков, руин, архитектурных памятников Лондона. Отец рассматривал занятия сына рисованием отнюдь не как пустое развлечение, а как довольно верный источник приработка. В конце XVIII века в Англии были весьма популярны топографические зарисовки, затем переводимые в гравюры, иллюстрирующие всякие путеводители и описания. По рекомендации некоторых художников, заметивших талантливые рисунки мальчика, его зачисляют в декабре 1789 года в бесплатные ученики Королевской академии. Когда Тернеру было всего 15 лет, один из его рисунков был принят на выставку в академии.

Тернер сближается с кружком доктора Монро и с лучшими английскими мастерами акварели, увлеченными новыми идеями "живописности образов грандиозного, величественного пейзажа". Огромное влияние на Тернера оказало также учение Гилпина о гармонии красок, советовавшее "сводить всю картину к основному, или ключевому, тону, который в пейзаже всегда надо брать с безоблачного участка неба". В доме Монро художники в большинстве своем копировали работы старых мастеров, а Тернер, когда хотел понять достижения какого-нибудь художника, вместо копирования писал оригинальную картину в соответствующем стиле.

Картина дня

наверх