Белка Затейница (Шелл) предлагает Вам запомнить сайт «Искусство»
Вы хотите запомнить сайт «Искусство»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

Культура и искусство

Читать

Бурлаки на Волге — как это было устроено

развернуть

О чем рассказывает картина Ильи Репина «Бурлаки на Волге» и почему важна каждая деталь.

«Бурлаки на Волге» - одна из самых известных картин великого русского художника Ильи Репина (1844-1930). Картина была создана в период 1870-1873 гг. Искусствоведы определяют жанр данной картины, как натурализм с элементами критического реализма.


Когда Достоевский увидел эту картину Ильи Репина, он очень обрадовался, что художник не вложил в нее никакого социального протеста.
В «Дневнике писателя» Федор Михайлович заметил:
«…бурлаки, настоящие бурлаки и более ничего. Ни один из них не кричит с картины зрителю: „Посмотри, как я несчастен и до какой степени ты задолжал народу!“ И уж это одно можно поставить в величайшую заслугу художнику. Славные, знакомые фигуры: два передовые бурлака почти смеются, по крайней мере, вовсе не плачут и уж отнюдь не думают о социальном своем положении. Солдатик хитрит и фальшивит, хочет набить трубочку. Мальчишка серьезничает, кричит, даже ссорится — удивительная фигура, почти лучшая в картине и равна по замыслу с самым задним бурлаком, понуренным мужичонкой, плетущимся особо, которого даже и лица не видно…
Ведь нельзя не полюбить их, этих беззащитных, нельзя уйти, их не полюбя. Нельзя не подумать, что должен, действительно должен народу… Ведь эта бурлацкая „партия“ будет сниться потом, через пятнадцать лет вспомнится! А не были бы они так натуральны, невинны и просты — не производили бы такого впечатления и не составили бы такой картины».
Достоевский не мог даже представить, сколько банальностей еще будет сказано об этой картине и каким бесценным документом она будет теперь для тех, кто захочет понять организацию труда бурлаков.

Бурлаки на Волге — как это было устроено


1. Бечевник.

Истоптанная прибрежная полоса, по которой ходили бурлаки. Император Павел запретил здесь строить заборы и здания, но этим и ограничился. Ни кусты, ни камни, ни топкие места с пути бурлаков не устраняли, так что написанное Репиным место можно считать идеальным участком дороги.

Бурлаки на Волге — как это было устроено


2. Шишка — бригадир бурлаков.

Им становился ловкий, сильный и опытный человек, знавший много песен. В артели, которую запечатлел Репин, шишкой был поп-расстрига Канин (сохранились наброски, где художник указал имена некоторых персонажей). Бригадир чалился, то есть крепил свою лямку, впереди всех и задавал ритм движения. Каждый шаг бурлаки делали синхронно с правой ноги, затем подтягивая левую. От этого вся артель на ходу покачивалась. Если кто-то сбивался с шага, люди сталкивались плечами, и шишка давал команду «сено — солома», возобновляя движение в ногу. Чтобы поддерживать ритм на узких тропинках над обрывами, от бригадира требовалось большое умение.

Бурлаки на Волге — как это было устроено


3. Подшишельные — ближайшие помощники шишки.

По левую руку от Канина идет Илька-моряк — артельный староста, закупавший провиант и выдававший бурлакам их жалованье. Во времена Репина оно было небольшое — 30 копеек в день. Столько, например, стоило пересечь на извозчике всю Москву, проехав со Знаменки в Лефортово. За спинами подшишельных чалились нуждавшиеся в особом контроле.

Бурлаки на Волге — как это было устроено


4. «Кабальные».

«Кабальные», как этот человек с трубкой, еще в начале пути успевали промотать жалованье за весь рейс. Будучи в долгу перед артелью, они работали за харчи и не особо старались.

Бурлаки на Волге — как это было устроено


5. Кашевар Ларька.

Кашеваром и сокольным старостой (то есть ответственным за чистоту гальюна на корабле) был самый молодой из бурлаков — деревенский парень Ларька, испытывавший на себе настоящую дедовщину. Считая свои обязанности более чем достаточными, Ларька порой скандалил и демонстративно отказывался тянуть лямку.

Бурлаки на Волге — как это было устроено


6. «Халтурщики».

В каждой артели попадались и просто нерадивые, как этот человек с кисетом. При случае они были не прочь переложить часть ноши на плечи других.

Бурлаки на Волге — как это было устроено


7. «Надзиратель».

Сзади шли самые добросовестные бурлаки, понукавшие халтурщиков.

Бурлаки на Волге — как это было устроено


8. Косный или косной.

Косный или косной — так назывался бурлак, замыкавший движение. Он следил, чтобы бечева не цеплялась за камни и кусты на берегу. Косный обычно глядел под ноги и чалился особняком, чтобы иметь возможность идти в собственном ритме. В косные выбирали опытных, но больных или слабых.

Бурлаки на Волге — как это было устроено


9-10. Расшива и флаг.

Вид барки. На таких возили вверх по Волге эльтонскую соль, каспийскую рыбу и тюлений жир, уральское железо и персидские товары (хлопок, шелк, рис, сухофрукты). Артель набиралась по весу груженого судна из расчета примерно 250 пудов на человека. Груз, который тянут вверх по реке 11 бурлаков, весит не менее 40 тонн.
К порядку полос на флаге относились не слишком внимательно, и часто поднимали вверх ногами, как здесь.

Бурлаки на Волге — как это было устроено


11 и 13. Лоцман и водолив.

Лоцман — человек на руле, фактически капитан корабля. Он зарабатывает больше всей артели, вместе взятой, дает указания бурлакам и производит маневры как рулем, так и блоками, регулирующими длину бечевы. Сейчас расшива делает поворот, обходя мель.
Водолив — плотник, который конопатит и ремонтирует судно, следит за сохранностью товара, несет за него материальную ответственность при погрузке и разгрузке. По договору он не имеет права покидать расшиву во время рейса и замещает хозяина, руководя от его имени.

Бурлаки на Волге — как это было устроено


12 и 14. Бечева и парус.

Бечева — трос, к которому чалятся бурлаки. Пока барку вели вдоль крутояра, то есть у самого берега, бечева была вытравлена метров на 30. Но вот лоцман ослабил ее, расшива отходит от берега. Через минуту бечева натянется как струна и бурлакам придется сначала сдержать инерцию судна, а потом тянуть изо всех сил.
В этот момент шишка затянет запевку:
«Вот пошли да повели,
Правой-левой заступили.
Ой раз, еще раз,
Еще разик, еще раз…»
и так до тех пор, пока артель не войдет в ритм и не двинется вперед.

Бурлаки на Волге — как это было устроено


15. Резьба на расшиве.

С XVI века волжские расшивы было принято украшать затейливой резьбой. Считалось, что она помогает кораблю подняться против течения. Лучшие в стране специалисты по топорной работе занимались именно расшивами. Когда в 1870-е годы пароходы вытеснили с реки деревянные барки, мастера разбрелись в поисках заработка, и в деревянном зодчестве Средней России наступила тридцатилетняя эпоха великолепных резных наличников. Позднее резьба, требующая высокой квалификации, уступила место более примитивному выпиливанию по трафарету.

Бурлаки на Волге — как это было устроено

http://timeallnews.ru/index.php?newsid=27832


Ключевые слова: живопись
Опубликовал Анатолий 好 , 11.03.2017 в 10:08

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Борис Ивашкович
Борис Ивашкович 11 марта, в 15:41 Интересно. По-моему и Гиляровский никогда не писал о распределении мест в артели. Текст скрыт развернуть
0
МамаПапа Шестаковы
МамаПапа Шестаковы 11 марта, в 19:37 Очень интересно... Текст скрыт развернуть
0
Показать новые комментарии
Показаны все комментарии: 2
Комментарии Facebook
Свежее
Бывает же светлая грусть? Чудесные работы художника Евгения Муковнина
Белка Затейница (Шелл) 27 май, 00:37
+3 1
На грани фантастики: рукотворные работы Кима Кивера, созданные при помощи аквариума, красок, воды и реди-мейдов
Олег Смирнов 26 май, 21:44
+2 0
Дети глазами аргентинского художника Франсиско Массерии: экспрессивно-реалистические портреты
Олег Смирнов 26 май, 20:40
+3 0
Удивительные иллюстрации Джесси Уилкокс Смит/Jessie Willcox Smith
Маритта Кесич 26 май, 20:37
+4 1
Радостный зеленый шум и вольные просторы — такие родные пейзажи Аркадия Рылова
Белка Затейница (Шелл) 26 май, 00:39
+13 7

Поиск по блогу

Блог
Акварели художника Михаила Орловски

Акварели художника Михаила Орловски

Акварели современного польского художника Михаила Орловски (Michal Orlowski) изображают старинные улицы городов. Если вам доводилось бывать на таких стар

Анатолий 好 24 май, 18:53
+28 6
José Salís Camino (1863-1927)

José Salís Camino (1863-1927)

Хосе Салис родился в городе Сантона, Испания, 1 декабря 1863 года. Его отец был француз, мать - басконка. В семь лет он осиротел и переехал жить в приёмную сем

Маритта Кесич 22 май, 22:17
+28 16
Гурам Доленджашвили. Имеретинская зима

Гурам Доленджашвили. Имеретинская зима

Утончённый реализм, изящная графика, десятки тысяч параллельных коротких штрихов. Этого человека называют «художником зимы», «романтиком Имеретии», «блистател

Маритта Кесич 21 май, 00:32
+27 8