Фешин Николай Иванович (1881-1955)
Николай Фешин родился в Казани в семье, причастной к художественному мастерству.
Его отец, резчик иконостасов, стал рано привлекать мальчика к своим работам. В четырнадцать лет Фешин поступил в Казанскую художественную школу, а в 1901 г. по ее рекомендации был принят в Высшее художественное училище при АХ, где вскоре перешел в мастерскую И. Е. Репина.
В Казань он вернулся преподавателем. Здесь, в Казани, он создал свои самые выдающиеся произведения российского периода жизни. Здесь он стал действительным членом Академии художеств. Но Казань, город, хотя и являвшийся в то время культурным и административным центром Поволжья, все же не был городом столичным.
Вот что пишет сам Фешин в своей автобиографии: "В Казани мы, студенты, варились все время в собственном соку, никогда не видя ни последних выставок, ни картин, которые заслуживали того, чтобы их посмотреть. Нетрудно представить, каким чудодейственным городом представлялся мне Петербург с его первоклассными музеями, театрами и другими ценностями".
Но странно то, что, учась в Петербургской Академии художеств, он не выполнил ни одной работы, связанной с этим прекрасным и величественным городом.
Будучи посланным Академией художеств за границу, он не был очарован ни Парижем, ни Германией, ни Италией.
Дочь художника Ия вспоминала: "Не было ничего такого особенного, чем бы отец был восхищен. Ему не нравился Париж. Там не было ничего, что впечатлило бы его. Он был в Италии, и только в Неаполе рыбный базар заинтересовал его".
Фешин во время учебы в Академии почти в каждом году его пребывания в ней брал отпуск для поездок по России "с целью художественных работ с натуры".
За исключением 1903 года, когда он побывал в Сибири, основные места его поездок – все то же, родное ему, среднее Поволжье и Нижегородский край.
Также и в Америке: наиболее продуктивным периодом его творчества был Таосский период, где им выполнены самые великолепные произведения - портреты местных жителей.
Черты зрелого стиля Фешина ясно проявились уже в произведениях 1908 года, в бытность его еще студентом Академии: «Дама в лиловом» (ГРМ), «Портрет Н. М. Сапожниковой» (Художественный музей, Сан-Диего), «Черемисская свадьба» (Национальный музей, Оклахома). В 1909 году была написана конкурсная «Капустница» (Научно-исследовательский музей Академии художеств), давшая ему право пенсионерской поездки за границу.
В этих картинах определился не только язык, но и главная тема творчества Фешина — человек в его разных ипостасях: создание природы и творение культуры.
Фешин — художник во многом парадоксальный. Он индивидуален и неповторим, и одновременно его художественный язык соединяет в себе многочисленные стилевые направления. Ясно читается и академическая основа, и реалистические традиции передвижников, и импрессионистические элементы, и экспрессионистические тенденции. Все трансформировано в единую систему, где основным является соединение натурных впечатлений с условной режиссурой. Процесс важнее результата, поэтому работы часто не закончены, либо «как бы» не закончены; создание произведения не останавливается во времени и свершается на наших глазах.
С 1908 года Фешин подписывает контракт на работу преподавателем в Казанской художественной школе и после Европы возвращается в родной город. Активная педагогическая практика не обрывает творческой жизни.
В это время созданы два больших жанра: «Обливание» и «Бойня» (обе работы из коллекции ГМИИ Республики Татарстан), великолепные работы 1910—1918 годов: «Портрет архитектора П. Абрамычева» (частная коллекция, США), портреты Вари Адоратской, отца (ГМИИ РТ). В женских портретах 1917 года (Т. Поповой, ГМИИ РТ; M-lle Жирмонд, частная коллекция, Таос) предельно интенсифицируются эстетические переживания.
Революция повлияла на смену тем. Фешин пишет серию исторических портретов по заказам советских учреждений: деятели революции и великие музыканты.
Мысль об эмиграции возникает не столько по причине разрухи и голода, сколько из-за невозможности сохранить себя как творческую личность. Следующий период творчества Фешина связан с США. Первые четыре года эмиграции, проведенные в Нью-Йорке (1923 — 1926), были крайне важным этапом. Успех пришел быстро: его сразу признали и публика, и профессионалы — Фешин даже вел специальный мастер-класс.
Он участвовал во всех выставках русского искусства и устраивал персональные показы в крупнейших галереях. Работы покупали чуть ли не с мольберта. Его моделями хотели быть кинозвезда Лилиан Гиш, популярная романистка Уилла Катер и многие другие.
Среди безусловных шедевров, созданных в Нью-Йорке, — портрет Давида Бурлюка (Художественный музей, Санта-Фе), «Ия с дыней» (частная коллекция, США), «Мать и дочь» (собрание Х. Уильямс, США).
Но все же главным местом в Америке для художника стал Таос. Он возник в жизни Фешина из-за болезни: открывшийся туберкулез требовал другого климата. Семья Фешиных объездила половину Америки в поисках подходящего варианта, но все было не то. Друг-художник Янг-Хантер попросил Мэйбл Додж Люхан — богатую даму, покровительницу искусств, пригласить Фешиных в Нью-Мексико, в Таос.
Они приехали на лето 1926 года и поняли, что уезжать не хотят. Это происходит почти со всеми, кто оказывается в Таосе, небольшом поселении, окруженном горной цепью Сангри де Кристо, от которой начинается пустыня, пересекаемая Рио-Гранде. Мощь природы, индейская культура, испанские поселения — все смешалось в особый коктейль.
Таос привлек к себе внимание художников еще в конце XIX века. Решая проблему идентификации американского искусства, они начали здесь селиться, чтобы писать природу, индейцев, ковбоев, испанскую архитектуру. К моменту приезда Фешиных это была цветущая художественная колония, которая, благодаря Мэйбл Додж, превратилась в международную и стала одним из центров американского модернизма.
Шесть лет в Таосе были самыми яркими и плодотворными в американской жизни Фешина. Его рисунки индейцев Таоса — одни из самых романтических, возвышенных образов «людей земли». Самые нежные чувства открывались в портретах жены и дочери. Интенсивнее работать просто невозможно.
Все кончилось, когда Александра попросила развод. Оставив дом и мастерскую, они с дочерью, которая предпочла быть с отцом, оказались ни с чем. Все опять нужно было начинать заново.
Фешина вновь спасло искусство. И он будет еще двадцать лет жить в Лос-Анжелесе, будут новые работы, поездки и увлечение Востоком.
Древние греки считали, что, если человек умирает во сне, значит, он отмечен богами. Фешин тихо умер во сне.
По материалам статьи Тулузаковой Г.П. Журнал "Русское искусство" за 2004 год. "Русский американец Николай Фешин"
Портрет неизвестной. Дама в лиловом. 1908
Портрет П. А. Родимова. 1910
Портрет отца. 1910
Портрет Нины Белькович. 1910
Молодая женщина. 1912
Катенька. 1912
Портрет Вари Адоратской. 1914
Золотые волосы. 1914
Натурщица. 1913
Натурщица. 1910-е
Купальщица. 1913
Портрет матери художника. 1916
Дама за маникюром. 1917
Портрет дочери Ии. 1919
Портрет жены. 1920
Фешина с дочерью. 1922
Портрет Н. Н. Кротовой. 1923
Портрет Ии. 1923
Портрет Д. Д. Бурлюка. 1923
Дама в черном. Портрет А. Н. Фешиной. 1924
Портрет Веры Фокиной. 1926
Портрет Н.Н. Евреинова. 1926
Портрет Ии.1926
Сеньорита Ройбэл. 1927-1933
Мальчик. 1927-1933
Ла Эбуэла. 1927-1933
Портрет молодой индейской девушки
Пьетро. 1933
Портрет мужчины. 1933
Таосский вождь. 1933
Старый индеец. 1933
Эль Каргадор. 1936
Мексиканская девочка. 1936
Хуаню Пеон. 1936
Храмовая танцовщица. 1938
Девочка с острова Бали. 1938
Старик с острова Бали. 1938
Ия Фешина. Конец 1930-х.
Ия в Кимоно. Конец 1930-х
Чернокожая танцовщица. 1940
Камойв. 1940
Патриарх. 1940
Гадалка. 1934-1955
Обнаженная. 1934-1955
Автопортрет. 1948
Натюрморт с чайником. 1948
Эвергрин. 1955
Старик в серой шляпе. 1955
Лилии и маргаритки. 1940-е
Подсолнухи. 1934-1955
Лилии с раковиной. 1934-1955
Свежие комментарии