На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Искусство

72 065 подписчиков

Свежие комментарии

Жизнь и творчество художника Виталия Графова (продолжение)

Статья из альбома "Живопись В.Ю. Графова".

Автор текста: искусствовед Н.А.Громова.

 

      В мастерской пахнет масляными красками, Виталий Графов работает над портретом жены. Картина «Наденька. Жена художника» (2011г.) очень поэтичная, в каждой ее детали – трепетное любование Надюшей. Грациозная посадка модели, эффектный поворот головы, взгляд на зрителя чуть сверху и легкая улыбка – сложившийся образ вызывает в памяти портреты аристократок начала XX века. Исключительное значение модели в жизни художника передано торжественным нарядом. Виталий изображает молодую жену в неповторимом одеянии – в свадебном платье – так живописец наглядно возводит свою модель над обыденностью. Хорошо продуманный образ раскрывается и посредством предметов, окружающих Надежду. Второстепенные детали портрета – зеркало в резной раме, шкатулка с украшениями, канделябры со свечами – непременно изящные. Портрет Надюши написан с большой деликатностью: будучи парадным по размеру и построению, картина лишена чрезмерного блеска. Перед зрителем не только очаровательная красавица, муза художника, но тонкий, тихий человек. Портрет Надюши можно назвать картиной-признанием в любви.
     Виталий Графов познакомился с Надеждой в Российской Академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова, где оба прошли шестилетнее обучение, Виталий – на факультете живописи, Надежда – на архитектурном факультете. Учеба в Академии явилась важным этапом в жизни художника: именно здесь развился интерес к жанру портрета, именно здесь родилось множество идей, которые воплощаются в картинах по сей день, – однако, в данной истории интересен выбор пути. К нему и обратимся.

 

 

 

Наденька. Жена художника. 2011 г., холст, масло, 190х110

 

     Виталий Графов родился в 1977 году, в небольшом поселке Тамала Пензенской области, в семье художников. Отец Юрий Иванович и мама Нина Павловна стали первыми учителями Виталия. «Я с детства был окружен духом творчества, в чем заслуга моих родителей, которые привили мне любовь к искусству, научили видеть и понимать красоту окружающего мира», – пишет Виталий Графов. Знакомство с линией и цветом было стихийным, не похожим на уроки в художественной школе. Обучение происходило исподволь: работают родители над заказом, Виталий смотрит и пробует повторить. В школьные годы Виталий Графов не предполагал, что будет художником, его увлекал спорт, хорошо давались естественные и точные науки. Поэтому после окончания школы возник вопрос – куда же поступать? В ряде институтов обучение оказалось платным, так остановились на последнем варианте – художественном училище.
     С учебы в Пензенском художественном училище имени К.А. Савицкого (1994-1999 гг.) начался творческий путь Виталия Графова. Практически без подготовки он поступил на живописное отделение 1 курса и через полгода стал одним из лучших учеников. Как вспоминает Виталий, желание писать картины пришло к нему уже в процессе обучения.

      Детские годы, проведенные в живописном, удивительном по красоте месте, дали Виталию яркие художественные впечатления. Меткие наблюдения о жизни деревни, переданные в картинах, связаны с воспоминаниями детства. Деревенские образы Виталия Графова теплые, прочувствованные, живые. «Деревенский дворик» (2010) конечно шумный, нисколько не придуманный: кричат гуси, стоит лязг от заточки косы, слышен топот лошади, здесь – мятое ведро, там – погнутое колесо, – век назад было все то же. Однако вместо мужика с бородой, в рубахе, наш современник, в спортивных штанах и резиновых шлепках. Поразительно точно передан человек, живущий трудом своих рук.

Деревенский дворик. 2010 холст, масло. 110х180

На мельницу 2000 г.холст, масло 30х55



     Иной образ современника находим в картинах «Портрет Юрия Мальцева»(2008) и «Геннадий»(2008), «Прима-балерина Валерия Васильева»(2008) и «Портрет Е.Мелентьевой»(2004). Данные работы знакомят с талантом Виталия Графова как портретиста. Внимательный наблюдатель, он каждого героя портрета характеризует по-своему. В арсенале живописца решение интересных художественных задач – от размера картины, композиционного расположения портретируемого в формате холста, до выбора колорита полотна, и деталей, сопутствующих персонажу. Жители столицы, такие разные! Как передать неповторимость каждого?

 

                      


Портрет современника в белогвардейской форме. 2004 г., холст, масло, 60x45

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Галина Бубыренко. 2008 г., холст, масло,100х80.   


"Портрет Ефима Басина" 2012; холст, масло; 130х100       

 

Прима-балерина Валерия Васильева. 2008 г., холст, масло, 100x80

 

      В 1999 году Виталий Графов защитил диплом. За итоговую училищную работу поставили «отлично», отметили похвалой Совета. В 2000 году художник поступил в Российскую Академию живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова, где получил высшее профессиональное образование.

     О времени учебы Виталия Графова в Академии пишет кандидат искусствоведения Е.А.Скоробогачева:
В процессе обучения  в Академии обязательны постоянная работа с натуры в мастерских, на пленэре во время летних практик. Большое внимание уделяется изучению рисунка, пластической анатомии, копированию произведений классического искусства, что необходимо для постижения техники и технологии живописи старых мастеров. Студенческие работы Виталия Графова, многие из которых включены в собрание академического музея, ясно подтверждают следование реалистической школе. Среди них - «Женский портрет», «Натурщица на фоне ковра», «Обнаженная модель с белым покрывалом», «Костюмированный портрет», «Пейзаж с церковью», «Двухфигурная костюмированная постановка», «Деревенский пейзаж», «Монастырский двор» и многие другие. Виталий Графов удачно совмещал напряженную учебу в Академии с активным участием в выставках в 2000-2006 годах: «Золотая кисть», «Primavera»  и «Молодые художники России» в Центральном доме художника, «Зима, зима, кругом зима» в антикварно-художественной галерее на Старомонетном, «Российская Академия живописи, ваяния и зодчества» в Манеже С.-Петербурга. Ряд студенческих работ В.Ю. Графова был включен в экспозицию выставки Академии Ильи Глазунова, посвященной ее 20-летию, проходившей весной 2007 года в Центральном выставочном зале «Манеж» в Москве.

 

Обнаженная на желтом. 2003 г. холст, масло 70х45


     В соответствии с учебной программой Академии, после защиты малого диплома студенты факультета живописи распределяются по мастерским. Виталий Графов выбрал для себя учебу в мастерской портрета, где после успешных занятий в течение двух лет приступил к написанию диплома «Московский чудотворец Блаженный Василий» под руководством главы портретной мастерской профессора Д.А. Слепушкина. Эскизы художник разрабатывал на протяжении трех лет, начиная с 3-го курса. Был собран огромный подготовительный материал, сделан ряд композиционных эскизов, рисунков и этюдов с натуры, работа в монументальном формате длилась около года. Ее итогом стало сложное многофигурное произведение, которое следует  отнести не столько к портретному жанру, сколько к историко-религиозной живописи. В картине важны и убедительны портретные характеристики Василия Блаженного, исцеленной им от слепоты женщины и других персонажей. Но также жизненно, неравнодушно передан пейзаж, характер костюмов, бытовые детали, то есть сама атмосфера центра Москвы XVI века.
     Блаженный Василий, Московский чудотворец, родился в 1468, по другим данным в 1469 году. В 16 лет святой пришел в Москву, начал юродствовать: в летний зной и в мороз ходил нагой и босой по улицам Москвы, постоянно носил вериги. Странными казались его поступки: то опрокинет лоток с калачами, то прольет кувшин с квасом. Торговцы били святого Василия, а он с ра¬достью принимал побои и благодарил за них Бога. Затем открылось, что калачи  испечены из муки с вредными примесями, а квас был негодным. Его почитание быстро росло: в нем признали человека Божия. Царь Иван Васильевич Грозный чтил и боялся Блаженного, «яко провидца сердец и мыслей человеческих». Однажды Христа ради юродивый проходил по торжищу, где сидели женщины, про¬дававшие свое рукоделие. Они насмехались над его наготой, и вдруг все ослепли. Одна из них, почувствовав, что лишается зрения, устремилась вслед за святым Василием, раскаявшись в своем согрешении. Он сказал: «Прозришь, если исп¬равишься», дунул ей на глаза, и она прозрела. Так чудо, описанное в житии святого, просто и убедительно отображено в картине, словно свершается перед зрителями.
В 2007 году композиция «Московский чудотворец Блаженный Василий» была представлена на конкурс «От старой Руси к новой России» в номинации «Историческая картина». По итогам конкурса В.Ю. Графов награжден творческой поездкой в Италию. Данный факт может напомнить о практике «пенсионерских» поездок в XVIII-XIX веках: лучших выпускников Санкт-Петербургской Императорской Академии художеств отправляли в Рим, Флоренцию, Венецию для усовершенствования мастерства. Результатом путешествия стали новые произведения художника: «Везувий», «Вид с Палатинского холма».

 

 

Монастырские ворота(Суздаль) 2004 г. картон, масло. 30х40     

                                                                                      

Этюд (Суздаль). 2003 г. картон, масло.18х23

 

Убийство Юлия Цезаря 2003 г. холст,масло. 190х170 (малый диплом в РАЖВиЗ)

 

Московский чудотворец Блаженный Василий 2006 г. холст,масло 170х150 (дипломная работа в РАЖВиЗ)

 

Московский чудотворец Блаженный Василий 2005 г. холст,масло 160х85

 

Везувий. 2008 г. бумага,акварель 30х100

 

Рим.Вид с Палатинского холма. 2008 г.бумага, акварель 40х100

 

      После окончания РАЖВиЗ, важной вехой в жизни Виталия Графова стало поступление в творческую мастерскую живописи Российской Академии художеств под руководством А.П. и С.П. Ткачевых. Народные художники братья Ткачевы, признанные мастера пленэрной живописи уже в течение 30 лет руководят творческой мастерской. Выпускниками которой стали известные в наши дни художники: А.В. Колупаев, С.Н. Андрияка, М.Г. Абакумов, А.В. Герасимов, Д.А. Белюкин, Д.А. Шмарин и другие.


     Несомненной удачей художника является картина «Дирижер Валерий Гергиев. Концерт в Цхинвале» (2008). В этом полотне нашли отражение военные события августа 2008 года. Вот некоторые информационные сводки тех дней: «В ночь на 8 августа грузинские войска подвергли обстрелу столицу Южной Осетии Цхинвал, позже начался штурм города». «21 августа по инициативе Валерия Гергиева на главной площади города состоялся концерт-реквием Симфонического оркестра Мариинского театра «Вам, живым и погибшим. Тебе, Южная Осетия!» Небольшой холст, эмоционально очень заряженный, поразительно доходчиво передает атмосферу военного времени. События, произошедшие за тысячи километров от Москвы, были остро прочувствованы художником и перенесены на полотно. Картина, посвященная южно-осетинской трагедии, решена без видимого напряжения: нет сцен кровопролития, нет танков и вертолетов. Война звучит в картине не явно, однако переживания разлиты в воздухе: плачущие люди зашифрованы в листе деревьев в левой части работы, у верхнего края виден остов здания и охваченные дымом постройки. Жестокие события современности противопоставлены вечному – красоте и искусству. Музыкальность всего изображения заключена в образе дирижера Валерия Гергиева. Главный герой картины написан очень вдохновенным, он будто взлетает над землей. Так, произведение  «Дирижер Валерий Гергиев. Концерт в Цхинвале» не оставляет зрителя равнодушным.

Дирижер Валерий Гергиев.Концерт в Цхинвале. 2009г. х.м. 190х110

 

    Другая работа на военную тему посвящена событиям Великой Отечественной войны. Картина «Я вернусь…» (2010 г.) была представлена на выставке, посвященной 65-летию Победы, в Центральном доме художника в Москве. За эту работу Виталия Графова наградили медалью Российской Академии художеств «Шувалов».

Я вернусь. 2010г. х.м., 110х215.

      Картины «Княжеская дружина» и «Даниил Московский» посвящены русской истории, интерес к которой появился у Виталия Графова еще во время учебы в Академии. Названные произведения подтверждают мнение, что работает художник очень творчески и профессионально.

Княжеская дружина 2011 холст, масло 110х190

     В данном альбоме собраны труды Виталия Графова за последние десять лет. Помимо картин, рассмотренных более внимательно в тексте статьи, на страницах альбома читатель встретит множество чудесных портретов, пейзажей и натюрмортов, восприятие которых будет складываться глубоко индивидуально.
      Хочется поздравить тех, кто открывает данный альбом. Хорошего просмотра. В путь!

Текст: искусствовед Н.А.Громова (из альбома "Живопись В.Ю.Графова")

Святитель Николай Мирликийский
2011г.; холст, масло; 300х150см


На берегу озера Неро 2011 г.х.м 100х13

 

На охоте 2009 х.м. 130х160

 

Речка Веля
2011г.; холст, масло; 130х90 см

 

 

Церковь Михаила Архангела 2000г.холст,масло.60х80

 

Дуброво 2006 г. картон,масло 50х70

 

Небо Петербурга. 2003 г.,картон, масло 40х70

 

Мельница. 2004 г..картон,масло.18х23

 

Вечер. 1999 г. холст, масло, 20х60

 

Окрестности Суздаля. 2004 г.холст, масло 31х70

 

Этюд. 2005 г. картон, масло; 19х25

 

Елочка. 1999 г. картон, масло 29х20

 

Плес. 2005г, холст масло, 70х95

 

Дорога в небо 2007 г. х.м. 50х70

 


Прчан.Черногория. 2009 г., холст, масло, 50х70

Будванская ривьера. 2009 г., холст, масло, 70х90

 

Герцегновский залив. 2009 г., холст, масло, 50х70

 

Крепость св. Иоана. 2009г, холст, масло, 50х70

 

Которский причал. 2009, холст,масло, 50х70

 

Старый Бар. 2008г., 50х70,холст, масло.

 

Утро в Монтенегро. 2009,холст, масло, 95х130

 

Которский залив. 2009г., 50х70, холст, масло.

 

Река-Чернуевича. 2009 г., холст, масло, 50х70

 

Яблоки картон, масл 50х70.jpg

 

 

Натюрморт с тыквой х.м.45х60

Натюрморт с тыквой х.м.45х60

 


 

Натюрморт с куганом 2002 г.х.м.

 

Этюд к картине « На охоте». 2007

Этюд к картине « На охоте». 2007 г., холст, масло, 105х85.jpg


 

 

 

 

 

 

 

 


Картина дня

наверх