На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Искусство

72 064 подписчика

Свежие комментарии

  • Майя Maja
    Минкульт.Юрист: Киркорова ...
  • Иван Искренко
    Очень интересная подборка, только я не могу понять, как ее всю посмотреть (?). Здесь 1-я часть, а как найти вторую? Е...Обнаженная натура...
  • Nadya Tertyshnik
    так называемые звезды, настоящие сатанисты....Адвокат Киркорова...

Бертель Торвальдсен в своей мастерской в Риме

[ratings]

 

Торвальдсен в римской мастерской

Датский скульптор Бертель Торвальдсен (1770-1844) провел большую часть своей творческой жизни в Риме. Это были те самые времена, когда Рим (после Парижа) стал Меккой художников и скульпторов. Не в последнюю очередь этому способствовала могучая (в смысле творческой энергии) личность более старшего предшественника Торвальдсена - Антонио Кановы (1757-1822). Торвальдсен как бы перенял эстафету у Кановы и стал еще больше классицистом, нежели великий итальянский скульптор. Поучил Торвальдсен и русского начинающего скульптора Б.И.Орловского, которого Александр I снабдил сопроводительным письмом к знаменитому датчанину в Риме.

Торвальдсен родился в Копенгагене в семье резчика по дереву, отец – исландец по происхождению. Учился будущий гений в Королевской академии художеств в Копенгагене, получил малую золотую медаль, по итогам обучения в 1793 был отправлен в качестве пенсионера (то есть с пенсионом) в Италию, куда прибыл через четыре года  в 1797, когда ему было 27 лет. В Риме он провел большую часть своей жизни – 40 лет.

Торвальдсен получил известность в 1802-1803 после создания скульптуры «Язон».

В 1820 он приезжал в Копенгаген и работал там над украшением главного собора Копенгагена – собора Богоматери.

В 1825 Торвальдсен был избран президентом знаменитой Академии святого Луки в Риме (после А. Кановы), в 1833 – президентом Академии художеств в Копенгагене, был почетным членом Российской и Французской академий художеств, академий Берлина, Мюнхена, Флоренции, Милана.Кристоффер Вильхельм Эккерсебрг (датчанин). Портрет Торвальдсена в форме академика Святого Луки. 1814. Копенгаген Кристоффер Вильхельм Эккерсебрг (датчанин). Портрет Торвальдсена в форме академика Святого Луки. 1814. Копенгаген

Однако, романтическим оказался портрет нашего блестящего, но неудачливого в личной жизни Кипренского, сделанный во время второго его приезда в Рим.О.Кипренский. Портрет Торвальдсена. 1830. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург О.Кипренский. Портрет Торвальдсена. 1830. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург

На портрете Кипренского Торвальдсен не молод, но сполна овеян музами и славой. Может быть, это выдумка писателя, но К.Паустовский в своей повести «Орест Кипренский» приводит слова Торвальдсена, который в одну из римских ночей сказал гуляющему с ним Кипренскому и другим сотоварищам, любуясь  игрой света на скульптурах: «Ну что же, камень живет? Только так рождаются образы от античной скульптуры и создаются в тайниках нашей души законы мастерства». Конечно, это все романтично, но мастерство во время ночной прогулки не нагуляешь. Еще следует учесть, что Кипренский оказался в Риме, когда уже гремела слава шестядисетилетнего Торвальдсена, не склонного к романтизму, а склонного к классицизму, а кто-то скажет: академизму. Остается считать такое его высказывание плодом послевоенного времени, когда мешавшего Европе спокойно жить Наполеона давно отправили по нужному адресу на остров Святой Елены и все свободно вздохнули.Ганс Дитлев Христиан Мартенс (Hans Ditlev Christian Martens). Папа Лев XII посещает большую студию Торвальдсена в День Св. Луки 18 октября 1826 г.  Копенгаген. 1830 Ганс Дитлев Христиан Мартенс (Hans Ditlev Christian Martens). Папа Лев XII посещает большую студию Торвальдсена в День Св. Луки 18 октября 1826 г.  Копенгаген. 1830. Музей Торвальдсена

На картине изображен Торвальдсен, показывающий жестом руки на свои работы папе Льву XII. В глубине  сидящая фигура папы Пия VIII (на голове тиара – круглый головной убор), создаваемая для надгробия в соборе Св.Петра в Риме. На переднем плане конная статуя Юзефа Понятовского, за которым видны «Три грации», в центре сидит «Меркурий со свирелью», под копытом коня виден бюст кардинала Эрколе Консалви. Прямо над правой поднятой ногой коня можно видеть группу святых для собора Богоматери в Копенгагене.  За этой группой стоит статуя Христа для собора Богоматери в Копенгагене. На переднем плане под хвостом коня здоровый барельеф с античной конницей Александра Македонского.  

На переднем плане куб - купель с барельефами.
Всегда интересно понять, насколько точно художник воспроизвел то, что увидел. Дадим изображения скульптур, которые запечатлел Дитлев в своей картине.Картина  Дитлева с номерами скульптурных композиций Та же картина  Дитлева с номерами скульптурных композиций

А вот эти же скульптуры Торвальдсена отдельно:Фиг.1. Надгробие Пия VII. Собор Св.Петра в Риме Фиг.1. Надгробие Пия VII. Собор Св.Петра в РимеФиг.2. Памятник Юзефу Понятовскому в Варшаве Фиг.2. Памятник Юзефу Понятовскому в Варшаве 

Фиг.3. Три Грации. Музей Торвальдсена Фиг.3. Три Грации. Музей Торвальдсена, Копенгаген

Фиг. 4. Меркурий со свирелью. 1818-1822. Копенгаген, Музей Торвальдсена. Высота 174,5 см Фиг. 4. Меркурий со свирелью. 1818-1822. Копенгаген, Музей Торвальдсена. Высота 174,5 см 

Фиг.5. Монумент кардиналу Эрколе Консалви Фиг.5. Монумент кардиналу Эрколе Консалви. 1824-1825. Рим. Пантеон

В Википедии можно найти упоминание о другом  барельефе работы Торвальдсена, созданном для Пантеона, «Кардинал Консалви представляет папе Пию VII пять провинций, возвращенных Святому Престолу», который сейчас отсутствует. Но, как Торвальдсен изобразил папу Пия VII и кардинала Консалви, мы можем видеть, а заодно оценить их богоугодные дела – присоединение провинций.

Фиг.6. Группа святых для Собора Богоматери: Св. Варфоломей, Св. Фома, Св. Иаков младший, Св. Филипп. Копенгаген Фиг.6. Группа святых для Собора Богоматери: Св. Варфоломей, Св. Фома, Св. Иаков младший, Св. Филипп. Копенгаген

Фиг.7. Христос для Собора Богоматери (модель). Копенгаген Фиг.7. Христос для Собора Богоматери (модель). Копенгаген

Фиг.8. Барельеф с античной конницей. Фрагмент фриза «Триумф Александра Македонского в Вавилоне». 1818-1828 (модель 1812). Тремеццо, вилла Карлотта Фиг.8. Барельеф с античной конницей. Фрагмент фриза «Триумф Александра Македонского в Вавилоне». 1818-1828 (модель 1812). Тремеццо, вилла Карлотта

Фиг.9. Крестильная купель. 1807-1808. Торвальдсен Фиг.9. Крестильная купель. 1807-1808 (по модели 1805-1806). Кирха в аббатстве Брахетроллеборг на острове Фюн. Дания

Чтобы лучше понять, какую роль играла античность, а какую реальные наблюдения для настоящего художника, можно привести историю о том, как Торвальдсен однажды увидел на улице Корсо присевшего на камень грузчика, поза которого была «прекрасно наивной». Так получился «Меркурий». А в Эрмитаже есть уменьшенная копия.


Торвальдсен. Меркурий, победитель Аргуса. Материал - цинк. Высота 72 см. Эрмитаж. Санкт-Петербург Торвальдсен. Меркурий, победитель Аргуса. Материал - цинк. Высота 72 см. Эрмитаж. Санкт-Петербург

Справка. Аргус – стоглазый страж в греческой мифологии. Гера поручила Аргусу стеречь Ио, превратив ее в корову. Гермес (он же Меркурий) усыпил и затем убил Аргуса, освободил Ио. И что самое интересное, Гера расположила глаза Аргуса на хвосте павлина.

Скульптура Торвальдсена «Меркурий» - подлинный шедевр, еще прекрасней его «Пастушка», изображенного в той же позе, - лучшая работа скульптора, но не все сразу.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх