Особенности картины «Большая одалиска»

Написанная в 1814 году французским художником Жаном Огюстом Домиником Энгром весьма откровенная картина под названием «Большая одалиска» стала не только своеобразным дебютом будущего лидера европейского академизма, но и одним из самых обсуждаемых и критикуемых художественных произведений той эпохи.

И с картиной действительно не все так просто, как кажется на первый взгляд...

 

В буквальном смысле, одалиской называли прислужницу или рабыню в турецком гареме, что на Западе часто воспринимали не иначе как наложницу, но вся неоднозначность общепризнанного шедевра заключается совсем не в этом.

Возможно, вы уже сами заметили, что с девушкой явно что-то не так.

Но что же?

При создании своей работы Энгр опирался на такие известные произведения искусства как «Спящая Венера» Джорджоне и «Венера Урбинская» Тициана.

 
«Спящая Венера». Джорджоне, 1508 - 1510 год.
«Спящая Венера». Джорджоне, 1508 - 1510 год.

Слегка странно, что для изображения наложницы автор вдохновлялся изображениями божеств.

Но сама поза и взгляд через плечо были позаимствованы из «Портрета мадам Рекамье» созданного не менее известным художником Жаком Луи Давидом на полтора десятилетия ранее «Одалиски».

 
«Портрет мадам Рекамье». Жак Луи Давид, 1800 год.
«Портрет мадам Рекамье». Жак Луи Давид, 1800 год.

Обнаженная женщина лежит спиной к зрителю в окружении множественных восточных аксессуаров.

В ее руке веер, а единственный элемент одежды – тюрбан.

Однако в отличии от своих «вдохновителей» Энгр мыслил не столь классически и для достижения привлекательности пошел против анатомии человека.

При внимательном рассмотрении шедевра, в глаза сражу же бросается необычайно длинная спина женщины.

 
Все дело в том, что у нее три лишних позвонка.

Энгр не только не стремился к анатомически правильной передаче пропорций, но и намерено внес в картину множество «ошибок», что прекрасно заметно по созданным им эскизам.

 
Помимо прочего, правая рука гораздо длинней по сравнению с левой.
А левая нога не только неестественной длины, но и изогнута под невозможным, с точки зрения анатомии человека, углом.
 

Каждая часть тела обнаженной женщины подчинена исключительно художественным задачам.

Несмотря на то, что столь нестандартное изображение может рассматриваться как инновационное, а красота самого образа неоспорима, картина была жестко раскритикована в ходе своей презентации на выставке 1819 года.

 

Однако вскоре все изменилось и обнаженная наложница, созданная Энгром, заслужено стала считаться классикой мирового изобразительного искусства.

https://zen.yandex.ru/media/zodchestvo/osobennosti-kartiny-b...