Бартоломе Эстебан Мурильо (исп. Bartolomé Esteban Murillo; 1617-18 - 1682) — знаменитый испанский живописец «золотого века», глава севильской школы.
АВТОПОРТРЕТ
В картинах Мурильо религиозные сцены представлены как события из народной жизни. С 1650-х гг. Мурильо насыщает свои работы золотистой светотенью, переходя к более живописной манере (особенно в пейзажных фонах). Мурильо создаёт религиозные композиции, в том числе сцены из жизни богоматери , с проникновенным лиризмом передающие национальный тип испанской женщины.
Испанский живописец XVII века Мурильо был художником лирического плана. Моделями для его картин, в том числе и религиозных, служили народные типы. Он широко вводил жанровые мотивы в композиции.
Бартоломе Эстебен Мурильо родился в Севилье в семье цирюльника четырнадцатым ребенком. Он рано потерял отца и воспитывался у сестры, которая дала ему хорошее образование. Живописи Мурильо учился у Хуана де Кастильо — поклонника романистов XVI века.
К середине 40-х годов XVII века Мурильо был уже вполне сложившимся художником. Его ранние работы отличались простотой и правдивостью («Диего де Алькала, раздающий милостыню», около 1645 г.; «Святое семейство», 1645— 1650). Вскоре Мурильо создал ряд полотен, прославивших его имя («Сон Иакова», «Исаак, благословляющий Иакова», «Рождество богоматери»). Капитул собора постановлением от 8 марта 1656 года признал его лучшим живописцем Севильи и заказал ему картину «Видение св. Антония» для капеллы этого святого в соборе. Картина имела большой успех. На Мурильо со всех сторон посыпались заказы.
В 1660 году Мурильо вместе с художниками Хуаном Вальдес Леаль, Себастьяном де Льявос, Игнасио Ириарте и другими основывает в Севилье Академию художеств и избирается ее первым президентом. Академия содержалась на средства, собираемые среди ее членов. Она ставила перед собой цель — направить молодежь на путь тщательного изучения натуры.
В 60-х—70-х годах Мурильо создает ряд циклов картин для церквей и монастырей в Севилье: двадцать картин для августинского монастыря и одиннадцать картин для капеллы а Каридад (среди них «Св. Фома Вильянуэва, раздающий милостыню», «Антоний Падуанский с младенцем Христом», «Мадонна с салфеткой», «Непорочное зачатие» и др.).
Моделями для изображения мадонн Мурильо служили местные красавицы. Художник мастерски передавал женственность, нежность, национальный облик испанок.
Больших успехов достиг Мурильо в изображении пейзажа, который обычно служил: фоном в его картинах. Особенно интересны пейзажи Мурильо в картинах из цикла «Жизнь Иакова», написанных между 1660—1670 годами. Они отличаются богатством светотени, гармоничным сочетанием красочных тонов, тонкостью в передаче воздушного пространства.
Реалистические тенденции творчества Мурильо ярко проявились в бытовом жанре. Художника влекло к изображению простой, обыденной жизни народа. Его лирический талант полнее всего раскрылся в серии картин, изображающих жизнь уличных детей Севильи («Игра в кости», «За едой паштета», «Маленькие торговки», «Мальчик с собакой», «Продавщица фруктов» и др.). Можно предположить, что моделями для Мурильо служили дети, жившие на той же улице, что и художник, так как одна и та же модель встречается в разных его картинах. Эти же дети служили прообразами ангелов и юных святых Мурильо.
Жанровые картины Мурильо, изображающие уличных детей, представляли собой новый этап развития испанской бытовой живописи. Однако и здесь на творчество Мурильо наложило свой отпечаток официальное испанское искусство второй половины XVII века. Отдавая дань времени, художник снижал жизненную силу образов в своих жанровых картинах некоторой долей сентиментальности.
Мурильо был хорошим портретистом. Портреты его работы, исполненные в мягкой живописной манере, изображают преимущественно севильских идальго. Сохранились два автопортрета Мурильо.
Мурильо имел много учеников, и ему часто приходилось прибегать к их помощи. В этом отношении многочисленные произведения Мурильо еще не изучены должным образом: при их тщательной атрибуции, вероятно, некоторые придется отнести на долю его помощников.
АНГЕЛ СПАСАЕТ СВ. ПЕТРА ОТ ТЮРЬМЫ
АПОСТОЛ ЯКОВ
БЕГСТВО В ЕГИПЕТ
БЛАГОВЕЩЕНИЕ
БЛАГОВЕЩЕНИЕ ОК 1660 Г
БЛАГОСЛОВЕНИЕ ИАКОВА ИСААКОМ
БРАТ ЖЮНИПЕРО И НИЩИЙ
ВИДЕНИЕ СВ АНТОНИЯ ПАДУАНСКОГО
ВИДЕНИЕ СВ ФРАНЦИСКА
ВОЗВРАЩЕНИЕ БЛУДНОГО СЫНА
ВЫПЕЧКА ЛЕПЁШЕК
ДВЕ ЖЕНЩИНЫ В ОКНЕ
ДВЕ ЖЕНЩИНЫ ЗА РЕШЁТКОЙ
ДЕВА С МЛАДЕНЦЕМ И ЧЁТКАМИ
ДЕВА МАРИЯ И СВ. РОЗАЛИНА ИЗ ПАЛЕРМО
ДЕВА МАРИЯ С МЛАДЕНЦЕМ
ДЕВА МАРИЯ С МЛАДЕНЦЕМ
ДЕВУШКА С МОНЕТОЙ (ГАЛИСИЙКА)
ДЕВУШКА С ЦВЕТАМИ
ДЕТИ ИГРАЮЩИЕ В КОСТИ
ДОБРЫЙ ПАСТУХ ХРИСТОС
ЕДОКИ ПИРОГА
ИОСИФ И ЖЕНА ПОТИФАРА
ИСЦЕЛЕНИЕ ПАРАЛИТИКА
КАЮЩАЯСЯ МАГДАЛИНА
КАЮЩАЯСЯ МАРИЯ МАГДАЛИНА
КРЕСТЬЯНСКИЙ МАЛЬЧИК ОБЛАКАЧИВАЮЩИЙСЯ НА ПОДОКОННИК
КРЕЩЕНИЕ ХРИСТА
КУХНЯ АНГЕЛОВ
МАЛЕНЬКИЙ ПРОДАВЕЦ ФРУКТОВ
МАЛЕНЬКИЙ НИЩИЙ
МАЛЬЧИК С СОБАКОЙ
МАРИЯ С МЛАДЕНЦЕМ И АНГЕЛОМ ИГРАЮЩИМ МУЗЫКУ
МАТЕРЬ СКОРБЯЩАЯ
МАЛЬЧИКИ ПОЕДАЮЩИЕ ВИНОГРАД И ДЫНЮ
МЛАДЕНЕЦ ИИСУС ДАЁТ ВОДУ МЛАДЕНЦУ ИОАННУ
МЛАДЕНЦЫ ИИСУС И СВ ИОАНН
МУЧЕНИЧЕСТВА СВ АНДРЕЯ
НЕПОРОЧНОЕ ЗАЧАТИЕ
НИКОЛАС АМАЗУР
ОБРАЩЕНИЕ СВ ПАВЛА
ОБРУЧЕНИЕ МАРИИ
ОСНВАНИЕ ЦЕРКВИ САНТА МАРИЯ МАДЖОРЕ В РИМЕ
ОТДЫХ НА ПУТИ В ЕГИПЕТ
ПОКАЯНИЕ СВ ПЕТРА
ПОКЛОНЕНИЕ ВОЛХВОВ
ПОКЛОНЕНИЕ ПАСТУХОВ
ПОКЛОНЕНИЯ ПАСТУХОВ 2
ПОРТРЕТ АНДРЕАСА ДЕ АНДРЕДЕ
ПОРТРЕТ ДВОРЯНИНА
ПОРТРЕТ ДЖОШУА ТОРГОВЦА ИЗ ИСПАНИИ
ПОРТРЕТ ДОНА АНТОНИЯ МАРКИЗА ЛЕГАРДА
ПРОВОДЫ ЩЕДРОГО СЫНА
РАСПЯТЫЙ ХРИСТОС
РЕБЕККА И ЭЛИЗАР
СВ АВГУСТИН МОЮЩИЙ ХРИСТУ НОГИ
СВ АННА И СВ МАРИЯ ОБУЧЕНИЕ МАРИИ
СВ ИЕРОНИМ ЧИТАЕТ
СВ ИОАНН КРЕСТИТЕЛЬ В ДЕТСТВЕ
СВ СЕМЕЙСТВО С ПТИЧКОЙ
СВ ЮСТА И РУФИНА
СВ ЧЕЛОВЕК
СВ РОЗА ЛИМСКАЯ
СВ СЕМЕЙСТВО СО СВ ИОАННОМ
СВ. ФОМА РАЗДАЁТ МИЛОСТЫНЮ
СВ ФОМА ДЕЛЕТСЯ СВОЕЙ ОДЕЖДОЙ
СВ ФРАНЦИСК АЗИСКИЙ В МОЛИТВЕ
СМЕЮЩИЙСЯ МАЛЬЧИК
СТАРАЯ ЖЕНЩИНА
СТАРАЯ ЖЕНЩИНА С КУРИЦЕЙ
ТУАЛЕТ
УБИЙСТВО ИНКВИЗИТОРА ПЕДРО ДЕ АРБУЭСА
ЩЕДРЫЙ ПОКИНУТЫЙ СЫН
ЯВЛЕНИЕ ДЕВЫ СВ БЕРНАРДО
Свежие комментарии