На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Искусство

72 066 подписчиков

Свежие комментарии

Елена Львовна Кульчицкая (15 сентября 1877 - 8 марта 1967 )

 

Елена Кульчицкая Иллюстрация к сказке Охота 1920-е.

 

 

Елена Кульчицкая Автопортрет 1917 г.

 

График, живописец, мастер декоративно-прикладного искусства, ученый-этнограф, знаток крестьянской одежды и народного зодчества, художник-педагог, крупный общественный деятель... Елена Львовна Кульчицкая как бы вобрала в себя жизнь не одного, а многих художников. Для нее не существовали какие-либо жанровые или тематические ограничения. Кульчицкая являла собой ныне уже уникальный тип художника-энциклопедиста, равнозначного во всех творческих проявлениях.
Она была среди тех, кто способствовал на Западной Украине становлению и развитию самостоятельной национальной школы нового реалистического искусства. Роль Е. Кульчицкой в культурных процессах Украины первой половины XX столетия оказывается шире непосредственного художественного значения ее произведений, число которых, кстати, измеряется несколькими тысячами.

 

Елена и Ольга (фото Льва Кульчицкого).

 

Елена Кульчицкая Гуси. 

 

 

Елена Кульчицкая Портрет Ольги в белом. 1906 г.

 

Родина Елены Кульчицкой — маленький древний городок Бережаны (ныне Тернопольская область). Родилась она 15 сентября 1877 года. Здесь, а также в других местечках тогдашней Восточной Галиции — Каменке-Струмиловой (теперь Каменка-Бугская), Лопатине и Городке прошли ее детство и молодые годы.
Большую роль в формировании ее характера и взглядов сыграл отец. Юрист по образованию, человек незаурядного ума, эрудиции и эстетического вкуса, он всячески поощрял склонность дочери к искусству, деятельно помогал становлению ее мировоззрения, интереса и любви к народному творчеству. Часто брал ее на сельские праздники и ярмарки; там она открывала для себя красочный и своеобычный мир домашнего убранства крестьян, их одежды и вышивок, вековых традиций народных обрядов, задушевных и мелодичных песен.

 

 

Елена Кульчицкая Искусство. Триптих 1906 г.

 

Елена Кульчицкая Пастушок 1903-06 гг

 

 

 


Елена Кульчицкая Экслибрис "Пчелка" 1906 г.

 

 

Елена Кульчицкая Материнство

 

Детское увлечение рисованием с годами переросло в страстную мечту — стать настоящим художником. Окончив в 1894 году среднюю школу во Львове, Кульчицкая пытается самостоятельно овладеть акварельной и масляной живописи, но становится все более очевидной необходимость специальной подготовки. В 1901 году вместе со стершей сестрой Ольгой она поступает на художественное отделение Львовской ремесленно-промышленной школы, где под руководством опытного акварелиста А. Стефановича делает заметные успехи. Еще через год она была принята в лучшую во Львове частную студию популярных в то время польских художников-реалистов С. Качор-Батовского и Р. Братковского.

 

 


Елена Кульчицкая Пастушок с гусями 1908 г.

 

 

Дети на леваде 1908 г.

 

 

Елена Кульчицкая Ярмарка в Косове 1908 г.

 

 

 

 

Елена Кульчицкая Портрет отца 1908 г.

 

 

Елена Кульчицкая Портрет матери 1908 г.

 

 

В 1903 году Кульчицкая решает продолжить учебу, однако возникают барьеры официального характера: доступ женщинам в Краковскую Академию художеств был заказан, Елене пришлось ехать в Вену. Венская художественно-промышленная школа (Kunstgewerbeschule) готовила специалистов узкого профиля, но среди ее факультетов был так называемый общий; на него-то и пал выбор Кульчицкой. Общий факультет давал широкую и разностороннюю художественную подготовку, окончившие его получали право преподавания в общеобразовательных и специальных школах.
В годы учебы здесь Кульчицкая наряду с рисунком и живописью (масло, темпера, акварель, пастель, фреска, мозаика) успешно овладевает разнообразными техниками гравюры и офорта, эмалей, керамики, скульптуры малых форм, основами книжной и прикладной графики. В этой многогранности нетрудно увидеть столь присущую молодым художникам любознательность и в то же время признак еще не устоявшихся вкусов и устремлений, желание испытать себя в разных видах, жанрах и техниках искусства. Для Кульчицкой они означали большее: возможность способствовать своим примером расширению тематического, жанрового, технического диапазона западноукраинского изобразительного и прикладного искусства.

 

 

Елена Кульчицкая Сестра в красном 1909 г.

 

Осваивая уроки венских наставников — монументалиста и графика А. Кеннера, живописца и скульптора Г. Геллера, орнаменталиста, известного также своими портретами и историческими композициями Ф. Цижека и других, Кульчицкая одновременно приобщалась к художественной атмосфере Австрии начала века. Громадное значение имело для нее изучение богатейших собраний венских музеев, незабываемое впечатление оставила и поездка в 1904 году в Венецию.

Естественно, она не могла остаться в стороне и от такого значительного явления западноевропейского искусства рубежа веков, как модерн, или, как его называли в Германии и Австрии, — Сецессион.
Отношение Кульчицкой к венскому Сецессиону было неоднозначным и во всяком случае избирательным, тем не менее, модерн наложил определенный отпечаток на последующее творчество
Кульчицкой, особенно на ее графику, где проявились такие качества, как подчеркнутая декоративность обобщенной формы, геометрическая четкость орнаментализированного рисунка и конструктивность лаконичных композиций.

 

 

Елена Кульчицкая У керосиновой лампы 1910 г.

 

 


Елена Кульчицкая У колодца (Соседки) Порто-Ре 1911 г.

 

 

Елена Кульчицкая Оля на палубе 1911 г.

 

 

 

Успешной защитой дипломной работы в 1908 году Кульчицкая завершила учебу. В том же году за исполнение металлической шкатулки с сюжетно-аллегорическими вставками из эмали она получила первую премию на конкурсе торгово-промышленной палаты в Австрии. Это позволило молодой художнице провести несколько месяцев за границей — в Мюнхене, Париже, Лондоне.

В 1908 году Кульчицкая возвращается во Львов. Время ученичества кончилось, и перед львовским зрителем неожиданно предстал художник не только широко эрудированный, стоящий на уровне современного европейского искусства, но и зрелый, со своей идейно-творческой программой, которая во многом совпадала с тем, к чему призывал выдающийся живописец, художественный критик и общественный деятель И. Труш. Он выдвинул программу изобразительного творчества национально-самобытного и народного, единого в своих связях с украинской культурой по обе стороны Збруча.
Создание им во Львове первых объединений художников — «Общества развития украинского искусства» (1898) и «Общества друзей украинской литературы, науки и искусства» (1905), организация в 1905 году первой выставки произведений художников Западной и Восточной Украины, издание первого художественного журнала «Артистический вестник» (1905) имели огромное значение для всей культуры в целом.

 

 

Елена Кульчицкая Лето 1912 г.

 

 

Елена Кульчицкая Сирота 1912 г.

 

 

Олена Кульчицька. Діти зі свічками. 1913

 

 

Елена Кульчицкая Весна 1913 г. 

Но если западноукраинская живопись на рубеже веков отмечена безусловными достижениями, то этого нельзя сказать о графике. Традиции, заложенные Т. Шевченко, получили известное продолжение и развитие в творчестве художников Восточной части Украины, но на Западной Украине до Е. Кульчицкой выдающихся графиков практически не было.

В начале 1909 года в рамках «Общества любителей искусства» состоялась первая публичная выставка Кульчицкой во Львове, где дебютантка представила пятьдесят две работы, выполненные в студенческий период. Скупой на похвалы И. Труш заявил: «Так быстро и так хорошо мало кто раскрывает свой талант... В украинское искусство влилась новая серьезная сила».
Особенно впечатлили критиков картины на темы галицкого крестьянства. Еще в годы учебы художница неизменно проводила каникулы в Косове — в одном из самых прекрасных уголков Карпат и центре народного искусства Гуцульщины.
«...Я оказалась среди гуцулов,— вспоминала потом художница, — этой частицы нашего народа, которую так сильно полюбила, полюбила ее обычаи, архитектуру и своеобразное, очень ценное народное искусство». К тому же семья Кульчицкой к этому времени поселилась в Косове, отец художницы открыл здесь адвокатскую контору.
Кульчицкая заявляет о себе в разных видах и техниках искусства. Она пишет акварели, создает эмали и женские украшения, работает в аппликации и скульптуре малых форм и, наконец, в живописи.

Большое место в косовском периоде творчества Кульчицкой занимал живописный портрет. Среди ее моделей преобладают близкие художницы— мать, отец, сестра. В стремлении придать их образам внутреннюю значительность, Кульчицкая, однако, не чуждается внешне эффектных приемов светского репрезентативного портрета. Однако с годами ее живописный портрет обретает все большую психологическую остроту.

1909 год принес Кульчицкой и радость первого успеха, и горечь тяжких испытаний. Со смертью отца семья лишилась моральной и материальной поддержки. В полученной было должности учительницы рисования в женском лицее во Львове ей вскоре отказали. Решение Краевого школьного совета о переводе Кульчицкой в небольшой городок Перемышль на долгие годы отдалило ее от Львова и его культурной жизни.
«Окончив художественную школу, — вспоминала впоследствии Кульчицкая,— я мечтала целиком отдаться искусству, однако скоро убедилась, что жить на средства творческой работы — это неосуществимая мечта... Я 29 лет проработала учительницей рисования. Днем я учила, так что писать не могла. Приходилось вставать в 4 часа утра и садиться за палитру, чтобы хоть немного поработать... Зато летом мы с сестрой бродили по селам Гуцульщины, и не было у нас большего счастья, как писать и собирать прекрасные образы народного творчества».


 

Елена Кульчицкая Дедушка (На закате жизни) 1913 г.

 

 

Елена Кульчицкая Мальчик в венке из колосьев. Львовщина. 1913 г.

 

Картины становятся теперь в творчестве Кульчицкой редким исключением, излюбленными техниками стали офорт и акватинта.
В первые годы пребывания в Перемышле художница часто выставляла свои произведения во Львове, Кракове, Варшаве, Познани. Событием ее творческой биографии той поры стало участие в художественных выставках в Киеве, состоявшихся в 1911 и 1913 годах.
Австрийской администрацией и польскими шовинистами участие галицкой художницы в этих выставках было воспринято как вызов властям. Критика, столь благожелательно встретившая первые произведения Кульчицкой, теперь даже не упоминала ее имени. Ее работы, посланные на выставки, отклонялись без рассмотрения жюри. В эти же трудные времена она иногда выставляла графику в витринах книжного магазина Научного общества им. Т. Шевченко во Львове.


 

Елена Кульчицкая За океан 1914 г.

 

 

Елена Кульчицкая / Блуд

 

В годы первой мировом войны австро-венгерские власти жестоко преследовали украинское население и прежде всего передовых интеллигентов. Кульчицкая была заключена в тюрьму, затем интернирована в Вену под бдительный надзор полиции. В Вене по акварельным оригиналам Кульчицкой массовыми тиражами издаются открытки, о содержании которых говорят уже их названия; «Черная туча... Август 1914», «Война — беженцы», «Жертвы войны».
«Впечатления войны, — читаем в дневнике художницы, — были так сильны, украинский народ пережил такие несправедливости, что они не были содержанием одной картины, а остались мотивом на всю жизнь».
Сторонясь тех или иных художественных объединений, она в эти годы прочно удерживает за собой положение лидера искусства Западной Украины, а ее персональная выставка, состоявшаяся в 1933 году во Львове, и участие в многочисленных выставках — в Харькове, Киеве, Львове, Праге, Варшаве, Берлине, Риме — подтверждают эту репутацию.
В Харькове и Виннице выходят книги с ее иллюстрациями.
В 1920 году Кульчицкая создает «Галерею украинских писателей» — серию гравированных портретов плакатного типа. Это портреты Т. Шевченко, И. Франко, Леси Украинки, М. Коцюбинского и О. Кобылянской.

 

Елена Кульчицкая на этюдах подо Львовом.



Елена Львовна продолжала заниматься педагогической деятельностью. По словам ее учеников, в ней было нечто особенно притягательное, внутренняя величавость и отрешенность от будничной суеты, какое-то художническое и человеческое достоинство. При более близком знакомстве покоряли скромность и простота художника, словно стесняющегося своей известности, доброго, чуткого и заботливого человека, для которого понятие учить означало любить творческую молодежь.

 


Елена Кульчицкая Перемышль зимой 1926 г.

 

Тематический диапазон ее книжной графики вобрал в себя едва ли не все богатство отечественной литературы — от народных сказок до трехтомной «Украинской народной мифологии» (1918—1921) этнографа и фольклориста В. Гнатюка. Художница иллюстрировала произведения выдающихся современников – сборник новелл В. Стефаника «Дорога» (1917), повесть М. Коцюбинского «Тени забытых предков» (1929), поэму И. Франко «Моисей» (1939).

В цикле линогравюр «История княжеских времен» (1918) Кульчицкая воссоздает образы легендарного основателя Киевского княжества Кия, ратоборцев и созидателей древнерусской державы Святослава, Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха. Историзм тематических и образных решений присущ и циклу линогравюр «Славные женщины прошлого» (1934). Подлинная история здесь сливается с ее фольклорной интерпретацией, что свою очередь заставляет вспомнить еще один этапный в творчестве Кульчицкой цикл линогравюр — «Гуцульщина» (1935), центральным героем которого является легендарный предводитель антифеодального восстания карпатских крестьян в XVIII веке Олекса Довбуш.


 


Елена Кульчицкая За вышиванием (Портрет сестры). 1928 г

 

 

Елена Кульчицкая Цикламены 1930-е.

 

 

Елена Кульчицкая Христос воскресе! 1930 г.

 

 

Елена Кульчицкая Деревянная церковь св. Юра в Дрогобыче. Бойковщина. 1931 г.

 

 

Елена Кульчицкая Священная Пасха 1933 г.

 

 

Елена Кульчицкая Часовня трех святителей во Львове 1934 г.

 

 

 

 

 

Елена Кульчицкая Гуцульская свадьба (фрагмент триптиха) 1935 г

 

 

Елена Кульчицкая Женская и мужская одежда. Лемковщина. 1938 г.

 

 

Елена Кульчицкая Олекса Довбуш 1940 г.

 

С юности и до преклонного возраста, более сорока лет без перерыва Кульчицкая зарисовывала памятники народного зодчества и образцы крестьянской одежды, наблюдала сельские обычаи и обряды. С 1938 года она работала художником Этнографического музея Научного общества им. Т. Шевченко во Львове, после войны — в Музее этнографии и художественного промысла АН УССР. Сотни выполненных ею листов — акварелей, рисунков, гравюр, объединенных в циклы «Народное зодчество западных областей Украины», «Западноукраинская народная одежда», «Народные обряды», «Жизнь и труд в селе», стали достоянием этнографии и по сей день не утратили своей научной и художественной ценности.


Не случайно первой значительной работой художницы явился триптих «Искусство» (1906), исполненный в технике перегородчатой эмали. В образах гуцула скрипача, крестьянской девушки-пряхи и старого лирника, повествующего детям о героическом прошлом, Кульчицкая выразила свое отношение к фольклору и свою сокровенную мысль о просветительской миссии художника.

 В 1910-1930 годах художница в соавторстве со своей старшей сестрой Ольгой выполнила более восьмидесяти ковров и гобеленов, сыгравших важную роль в процессе возрождения и обновления художественного ковроткачества в западных областях Украины.

 В 1938 году Елена и Ольга Кульчицкие возвращаются из Перемышля во Львов и поселяются в небольшой скромной квартире, служившей им и мастерской (ныне здесь размещается мемориальный музей художницы). Следующие несколько лет оказались очень тяжелыми в ее личной жизни: в 1939 году умирает мать, а спустя год — любимая сестра Ольга. И все же шестидесятидвухлетняя художница нашла в себе силы включиться в стремительный ритм новой, теперь уже советской жизни.


 

Елена Кульчицкая Встреча советского воина-освободителя на Гуцульщине 1939 г

 

 

Елена Кульчицкая И вновь весна 1944 г.

 

В львовской газете было напечатано обращение «К работникам искусства Советской Украины»:
«Поход героической рабоче-крестьянской Красной Армии освободил нас от капитализма и дал нам возможность плодотворно работать. Мы будем идти в ногу с многонациональной семьей Советского Союза к лучшему будущему и неутомимому труду для подъема культуры наших трудовых масс». Под этим воззванием в числе других стоит и подпись Елены Кульчицкой.

Одной из первых Кульчицкая была принята в 1940 году в члены Союза советских художников Украины.
Ее картины и гравюры экспонируются на выставках во Львове, Киеве, Харькове, им отводится почетное место на большой ретроспективной выставке искусства западных областей Украины и народного творчества гуцулов в Москве.

 

Внезапное нападение фашистских захватчиков резко оборвало стремительное течение новой жизни. Годы оккупации остались самыми мрачными и тяжелыми в биографии художницы.
В июле 1944 года Львов был освобожден. И снова наступил подъем творческой энергии. Непременный участник всех областных, республиканских, многих всесоюзных и зарубежных выставок, один из руководителей Львовской организации Союза художников, профессор Украинского полиграфического института им. И. Федорова, депутат Верховного Совета УССР двух созывов — это лишь некоторые вехи деятельности Е. Л. Кульчицкой в первые послевоенные десятилетия.

 

Елена Кульчицкая Женсовет 1948 г.

 

 

Елена Кульчицкая Итальянский дворик (Львовский исторический музей) 1948 г.

 

В 1945 году ей первой из львовских художников было присвоено почетное звание заслуженного деятеля искусств республики, в 1956 - народного художника УССР.

 

Но главным для художницы всегда оставалась работа. «Работаю, потому что не работать не могу,— говорила Елена Львовна. — Художник должен писать. Мне 78 лет...». После длительного перерыва Кульчицкая вновь вернулась к живописи.
Эпилогом и вершиной исторической темы в творчестве Е. Кульчицкой стал триптих «Галицкие князья» (1956, линогравюра), исполненный ею к 700-летию Львова. Это, по существу, ее последняя работа, и можно лишь поражаться, что у тяжелобольной, завершающей восьмой десяток жизни художницы нашлось столько творческой силы.
Последнее десятилетие жизни художницы было омрачено тяжким недугом. Прикованная к постели, она была лишена самого драгоценного — возможности работать. Пришел час итогов, и художница сама определила судьбу своего творческого наследия.
«Руководствуясь безграничными чувствами преданности своему родному Отечеству, — говорится в ее завещании, — и любовью к своему народу, для которого я с воодушевлением работала все время, делаю такое завещательное распоряжение — все, созданное мною ... завещаю в собственность украинскому народу в лице Львовского государственного музея украинского искусства».
Елена Львовна Кульчицкая скончалась 8 марта 1967 года, на 90-м году жизни. Едва ли не в последний ее день пришла весть о присуждении ей Государственной премии УССР им. Т. Шевченко.



Автор текста - Анатолий Попов


Оригиналы здесь::: http://www.liveinternet.ru/users/2010239/post154036334
http://www.liveinternet.ru/users/2010239/post156345884
http://www.liveinternet.ru/users/2010239/post156349968/

 

 

 

 





 

 

 

 

 

 

 

Картина дня

наверх