Белка Затейница (Шелл) предлагает Вам запомнить сайт «Искусство»
Вы хотите запомнить сайт «Искусство»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

Культура и искусство

Читать

12 портретов Анны Ахматовой – 12 попыток запечатлеть неуловимое: от беззаботности до обреченности

развернуть
Н. Альтман. А. Ахматова, 1914. Фрагмент

Н. Альтман. А. Ахматова, 1914. Фрагмент

Трудно сказать, сколько всего существует портретов Анны Ахматовой, – ее писали знаменитые художники начала ХХ в.: А. Модильяни, З. Серебрякова, Н. Альтман, Ю. Анненков, К. Петров-Водкин
и многие другие, и на всех полотнах она абсолютно разная. Чеканный профиль, нос с горбинкой, прямая челка, королевская осанка – ее черты знакомы каждому школьнику. Но есть что-то неуловимое, изменчивое, что всегда словно ускользает от художников. И загадка Анны Ахматовой так и остается неразгаданной.



А. Модильяни. Обнаженная, 1911

А. Модильяни. Обнаженная, 1911


В 1910 г., во время медового месяца с Н. Гумилевым в Париже, Анна Ахматова познакомилась с молодым, еще не известным и бедным художником Амедео Модильяни. Он предложил написать ее портрет, и она согласилась. Ахматова никогда не говорила о том, какие чувства между ними тогда возникли, но художник написал несколько ее портретов и продолжал писать ей письма после ее отъезда.

А. Модильяни. А. Ахматова, 1911

А. Модильяни. А. Ахматова, 1911


Гумилев ревновал жену и называл Модильяни «вечно пьяным чудовищем». Но через год они разругались, и Ахматова снова поехала в Париж к Модильяни. Они провели вместе три месяца. К сожалению, большинство его работ не сохранилось – то ли сгорели во время пожара, то ли тщательно скрывались самой поэтессой. Это было 16 карандашных рисунков, один из которых она всегда носила с собой.

Н. Альтман. А. Ахматова, 1914

Н. Альтман. А. Ахматова, 1914


В 1914 г. был создан один из самых знаменитых портретов Ахматовой кисти Н. Альтмана. Он увидел ее царственной, величественной, самоуверенной, но одновременно хрупкой, беззащитной и женственной. Художник пытался передать саму ее сущность, созданный им образ настолько притягателен, что многие называют эту работу лучшим портретом поэтессы.

О Кардовская. Портрет А. Ахматовой, 1914

О Кардовская. Портрет А. Ахматовой, 1914


Осенью того же года художница Ольга Кардовская записала в дневнике: «Сегодня у меня позировала Ахматова. Она своеобразно красива, очень высока, стройна, обаяние модели царит надо мною, страшно отвлечься, хочется работать и жить этой работой». Созданный ею образ несколько идеализирован и смягчен.

Ю. Анненков. Портрет А. Ахматовой, 1921

Ю. Анненков. Портрет А. Ахматовой, 1921


В 1921 г. образ на портретах существенно меняется, в нем становится все больше трагизма, скорби и обреченности. О рисунке пером Юрия Анненкова Е. Замятин писал: «Портрет Ахматовой – или, точней: портрет бровей Ахматовой. От них – как облака – легкие, тяжелые тени по лицу, и в них – столько утрат. Они, как ключ в музыкальной пьесе: поставлен этот ключ – и слышишь, что говорят глаза, траур волос, черные четки на гребне». Анненков говорил, что увидел ее «печальной красавицей, казавшейся скромной отшельницей, наряженной в модное платье светской прелестницы». Этот портрет в 2013 г. был продан на торгах аукционного дома Sotheby’s за 1,380 млн долларов.

Слева – З. Серебрякова. Анна Ахматова, 1922. Справа – К. Петров-Водкин. Анна Ахматова, 1922

Слева – З. Серебрякова. Анна Ахматова, 1922. Справа – К. Петров-Водкин. Анна Ахматова, 1922


В 1922 г. появились два новых портрета, создающие кардинально противоположные образы. Ахматова Зинаиды Серебряковой – трогательная, нежная, необычайно женственная. Абсолютно иной увидел ее Кузьма Петров-Водкин, на его портрете запечатлен сдержанный и строгий стоик, мужественно переносящий испытания, поэт, поглощенный тем, что происходит внутри. Его Ахматова лишена привлекательности и женской прелести, в ее лице больше мужских черт.

Н. Тырса. А. Ахматова, 1927-1928

Н. Тырса. А. Ахматова, 1927-1928


В 1927-1928 гг. серию графических портретов Ахматовой пишет художник Н. Тырса. Эти портреты лаконичны, но очень выразительны. Они выполнены в необычной манере – копотью от керосиновой лампы в сочетании с акварелью. Художник создал тонкий, строгий, поэтический, одухотворенный и скорбный образ поэта.

М. Лянглебен. А. Ахматова, 1964

М. Лянглебен. А. Ахматова, 1964


На портрете 1964 г. художника Лянглебена – измученная болезнями и невзгодами, но не сломленная женщина, пережившая смерть мужа, арест и заключение сына, литературную травлю и забвение. Позже ее талант признают во всем мире, а вот к Модильяни признание пришло только после смерти.

http://www.kulturologia.ru/blogs/240815/25951/?utm_campaign=...


Ключевые слова: живопись, портрет
Опубликовал Олег Смирнов , 02.09.2017 в 19:01

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Надежда Семенец
Надежда Семенец 7 сентября, в 18:15 портрет, который пером - самый-самый... где про брови... Текст скрыт развернуть
0
Показать новые комментарии
Показаны все комментарии: 1
Комментарии Facebook
Свежее
«Пьета» Микеланджело: история единственной работы скульптора, которую он подписал
Олег Смирнов 24 ноя, 07:27
+1 0
Австралийский художник Ханс Хейсен
Маритта Кесич 24 ноя, 07:18
+1 0
Осень акварелью — завораживающие пейзажи Роланда Палмаэртса
Белка Затейница (Шелл) 23 ноя, 23:53
+12 5
Прекрасные картины современных художников, пишущих маслом
Анатолий 好 23 ноя, 20:30
+7 2
Это русское раздолье, это Родина моя... Пейзажи Владимира Жданова
Lyudmila Pozdneva 23 ноя, 09:08
+20 4
Китайская акварель. Художник…

Китайская акварель. Художник Таоши Ху

20 ноя, 17:31
+34 6
Прекрасные испанки кисти худ…

Прекрасные испанки кисти художника GABRIEL PICART

18 ноя, 10:37
+23 2
Это русское раздолье, это Ро…

Это русское раздолье, это Родина моя... Пейзажи Владимира Жданова

23 ноя, 09:08
+20 4

Последние комментарии

Николай
Георгий Баскаков
Замечательно!
Георгий Баскаков Осень акварелью — завораживающие пейзажи Роланда Палмаэртса
Николай

Поиск по блогу