На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Искусство

72 064 подписчика

Свежие комментарии

  • Майя Maja
    Минкульт.Юрист: Киркорова ...
  • Иван Искренко
    Очень интересная подборка, только я не могу понять, как ее всю посмотреть (?). Здесь 1-я часть, а как найти вторую? Е...Обнаженная натура...
  • Nadya Tertyshnik
    так называемые звезды, настоящие сатанисты....Адвокат Киркорова...

Штрихи к семейной жизни Николая I

В настоящей публикации читатели найдут много интересного о том, как строились отношения в семье Николая I, как переживались им и его близкими трагические события, связанные с Восстанием декабристов и пораженеием Росии в Крымской войне, потерей родных, о рыцарском характере императора и его художественном вкусе и эстетических воззрениях.

Эпиграф.

«Но ты тоже должен помнить, что тебя Бог поставил так высоко, что ты не себе принадлежишь, а своей родине»

Из письма Николая I наследнику престола (будущему Александру II), 1838 год.

 1. Некоторые детали биографии Николая I.

Х.Д.Раух. Портрет великого князя Николая Павловича (будущего Николая I). Мрамор. По модели 1821 года. Эрмитаж

Х.Д.Раух. Портрет великого князя Николая Павловича (будущего Николая I). Мрамор. По модели 1821 года. Эрмитаж

Портрет Александры Федоровны. Портрет сделан по образцам портретов Х.Д.Рауха

Портрет Александры Федоровны в молодости. Портрет сделан по образцам портретов  Х.Д.Рауха

 

Николай Павлович и его супруга изображены очень молодыми в самый счастливый период их супружеской жизни, пока еще бремя управления монархией не опустилось на плечи Николая Павловича.

Не Николай должен был править после либерального Александра I, был еще Константин – старший брат (напомним: у Павла I было четыре сына: Александр, Константин, Николай, Михаил), но Александр I сделал невнятное завещание, а Константин отрекся от престола и сделал это очень нехорошо, предоставив подлецам повод для смуты в декабре 1825.

Г. фон Кюгельхен. Портрет семьи императора Павла I. Около 1800. Холст, масло. Павловск.

Г. фон Кюгельхен. Портрет семьи императора Павла I. Около 1800. Холст, масло. Павловск

Сидят Павел I и его супруга Мария Федоровна. В ноябре 1796 умерла бабка Екатерина II, не любившая и третировавшая сына Павла, отобравшая у него старших сыновей, которых воспитывала сама. Она воспитала Александра (будущего Александра I) и Константина (на картине они стоят слева около бюста Петра I). Они и достукались до декабристов. Очень нужный для России император Павел I всего лишь несколько лет как избавился от своей матери и сам воспитывает малышню.

Малыши на картине: Николай (будущий Николай I, родился в июне 1796) стоит рядом с матерью, которая потом заболеет из-за потрясения, полученного во время Восстания декабристов, великая княжна Анна Павловна стоит рядом с отцом Павлом I, сидит рядом с ним совсем маленький Михаил — брат, который вместе с Николаем будет ходить среди солдат во время декабристского бунта. А мать Николая, находясь в Зимнем Дворце в декабре 1825, будет переживать сразу за двух своих младших сыновей (Николая и Михаила) и за всех близких, так как, зная историю французской революции, понимает, что в планы заговорщиков может входить ликвидация членов царской семьи (а планы такие, как потом выявила Следственная комиссия, действительно имели место).

Екатерина II умерла в ноябре 1796  через несколько месяцев после рождения Николая Павловича, так что посмотреть на внука она успела, а повоспитывать – нет. Увидев новорожденного Николая Павловича, знаменитая бабушка восхитилась младенцем и сказала:

«Голос у него бас, и кричит он удивительно. Длиною он аршин без двух вершков (62 см), руки у него немного поменьше моих. В жизнь мою – в первый раз вижу такого рыцаря. Я стала бабушкой третьего внука, который по необыкновенной силе своей предназначен, кажется мне, тоже царствовать, хотя у него есть два старших брата».

Уже в марте 1801 Павел I будет подло убит заговорщиками, среди которых особенно надо отметить английских агентов. Судьба России вырулит ее на войну с наполеоновской Европой к большой выгоде Англии. Николаю Павловичу 5 лет, а Александру Павловичу – 24 года.

Павел I любил рыцарскую тематику, даже стал 72-м велики магистром Мальтийского ордена. Судя по всему, детские воспоминания об отце могли оставить в памяти маленького Николая эти рыцарские образы .

Рыцарский зал в Новом Эрмитаже. Построен Василием Стасовым и Николаем Ефимовым. 1842-1851

Рыцарский зал в Новом Эрмитаже. Построен Василием Стасовым и Николаем Ефимовым. 1842-1851

В семье любили детей, супруга Александра I Елизавета Алексеевна катала маленького Николая на шлейфе своего парадного платья. Это довольно удобно для ребенка, о чем можно судить по шлейфу платья, правда, уже супруги Николая:

Придворное «русское» платье императрицы Александры Федоровны. Россия. 1850-ые годы. Бархат, атлас, золотое шитье. Гатчина

Придворное «русское» платье императрицы Александры Федоровны. Россия. 1850-ые годы. Бархат, атлас, золотое шитье. Гатчина

Можем посмотреть на посмертный портрет жены Александра I Елизаветы Алексеевны:

П.В.Басин. Портрет императрицы Елизаветы Федоровны в трауре. 1831. Холст, масло. Эрмитаж

П.В.Басин. Портрет императрицы Елизаветы Федоровны в трауре. 1831. Холст, масло. Эрмитаж

Она умерла в 1826, примерно на год пережив своего супруга Александра I. На картине она скорбит, море напоминает о Таганроге, где умер (по другой версии – просто скрылся от света и стал старцем Федором Кузьмичем) Александр I, стоит его бюст (возможно, работы Мартоса). Но читатели СКУЛЬПТПРИВЕТ обратят внимание на цветочки на столе. Это те же самые маки, что и на венке «Ночи» Торвальдсена. Маки – символ сна и смерти.

Николай I (1796-1855) в 1825 удержал Россию от очередного смутного времени и сумел подавить безумных декабристов, выведших на Сенатскую площадь мало что понимающих солдат (а большинство дворянчиков — провокаторов туда не пошло, в том числе, казнокрад Пестель).

14 декабря 1825 года, когда все висело на волоске, Александра Федоровна (жена Николая I) вместе со свекровью – вдовствующей императрицей Марией Федоровной) ждали своей участи в Зимнем Дворце, плакали, но держались, как могли. После этого на всю жизнь у жены Николая I остался нервный тик. Когда пришел посыльный от Николая I, чтобы предупредить, что придется стрелять по восставшим, с его матерью Марией Федоровной чуть не случился инсульт, она всплеснула руками и закричала:

«Боже мой! До чего я дожила! Сын мой восходит с пушками на престол!».

На всю жизнь в память трехлетнего Николая Павловича врезалось известие о том, что отец назначил его шефом Измайловского полка 28 мая 1800 года. 14 декабря 1825, когда чаша весов колебалась и все зависело от того, как поведет себя та или иная воинская часть, в Лейб-Гвардии Измайловском полку приняли присягу новому императору Николаю I вообще до всяких известий о действиях других частей.

Николай I был удивительным мужем, почитал и любил свою жену, об этом можно многое прочитать в потрясающем двухтомнике Т.Л.Пашковой «Император Николай I и его семья в Зимнем Дворце», Издательство Государственного Эрмитажа, 2014. Информация, собранная в этом более чем 1000-страничном издании большого формата удивляет тем, как могут люди понимать друг друга. А, главное, ощутить, что такое монархия, но не абстрактная, а монархия династии Романовых в России.

В 1844 Николай I составил удивительно завещание. Он распределил между родными не злато и серебро, а дорогие ему вещи. Ценность этих вещей после ухода близкого человека могли оценить только по-настоящему родственные души. Вот, что завещал Николай I:

«Портрет матушки, мне ею подаренный, равно как и завещанный ею портрет батюшки (Павла I), и императора Александра Павловича (брата), жалую сыну Александру (будущему Александру II), и оставить у старшего в роде… Ему же завещаю маленький медальон покойного императора и медаль парижскую, бывшую на его гробе, которые всегда со мной…портрет жены моей и цесаревны (были всегда с завещателем – тоже наследнику)…Дочери Марии портреты жены моей карандашом, что у меня на столе… Сыну Александру  портрет  жены моей en camee (камея), что в медальоне и который я носил в Турецком походе (в 1828-1829 годах). Дочери Александре — портрет жены в малом медальоне, который всегда ношу в дороге… Сыну Константину — большие карманные часы императора Александра (брата). Александре Федоровне (жене) – обручальное кольцо, равно и те два, которые мне дала при отъезде моем из Берлина по сговоре, и то, что дала мне при 25-летии нашей свадьбы (то есть в 1842)… Прочие кольца оставить на мне, равно как кресты и медальон , которые всегда на мне, и костяное распятие, которым матушка меня благословила в поход в 1814 году (мать умерла в 1828)… Александре Федоровне – статуйку из уцелевшего куска после пожара от бывшей статуи (пожар Зимнего Дворца в 1837),…И отдельным пунктом: Я уверен, что сын мой император Александр Николаевич будет всегда почтительным, нежным сыном, каким всегда умел быть с нами; долг этот еще священнее с тех пор, как мать одна! В его любви и нежной привязанности, так и всех детей и внучат, она должна обресть утешение в своем одиночестве».

Совсем не случайно из пожара первым делом Николай I вынес из Зимнего Дворца картину Доменикино «Святой Иоанн», которая была особенно дорога Александре Федоровне в связи с ранней смертью ее матери королевы Луизы.

Доменикино (Доменико Цампьери). Святой Иоанн (Евангелист Иоанн). 1630-ые. Холст, масло, Государственный Эрмитаж

Доменикино (Доменико Цампьери). Святой Иоанн (Евангелист Иоанн). 1630-ые. Холст, масло, Государственный Эрмитаж

К.Робертсон. Портрет императрицы Александры Федоровны. 1840-1841. Холст, масло. Государственный Эрмитаж

К.Робертсон. Портрет императрицы Александры Федоровны. 1840-1841. Холст, масло. Государственный Эрмитаж

На данном портрете запечатлена Александра Федоровна, когда она уже понимает, что вступает во вторую и последнюю фазу своей жизни, поскольку уже одна из ее дочерей вышла замуж, потом другие дети уйдут из семьи, да и здоровье не то. Самые счастливые и радужные годы ушли вместе со сгоревшим в 1837 старым Зимним Дворцом.

К.П.Брюллов. Портрет великой княжны Марии Николаевны . 1837. Холст, масло. Этюд для неосуществленного группового портрета

К.П.Брюллов. Портрет великой княжны Марии Николаевны . 1837. Холст, масло. Этюд для неосуществленного группового портрета. Эта дочь первой и вышла замуж

Пожар Зимнего Дворца 17 декабря 1837 года. Акварель Б.Грина. 1838. Государственный Эрмитаж

Пожар Зимнего Дворца 17 декабря 1837 года. Акварель Б.Грина. 1838. Государственный Эрмитаж

П.М.Ж.Верне. Пожар Зимнего Дворца. 1838. Холст, масло. Эрмитаж

П.М.Ж.Верне. Пожар Зимнего Дворца. 1838. Холст, масло. Эрмитаж

Николай I был красивым мужчиной, дамы это ценили. Он тоже не был чужд красоте и нравились ему не только мраморные красавицы. Мог, конечно, государь расслабиться, но грань не переходил. Массу интересных подробностей можно узнать из указанной выше книги и мемуаров очевидцев. Николай I, как и все монархи, стремился отвлечься от придворного этикета, им же установленного, любил маскарады, на которых дамы до неузнаваемости изменялись и скрывали лица, что создавало раскрепощенную обстановку. Как-то во время одного такого маскарада неузнанная дама спросила Николая I:

«Что общего между железной дорогой и маскированным балом (маскарадом, где в толкучке все просто прогуливались)?». Как всегда остроумный, Николай I ответил: «То, что они оба сближают».

Большой рост, строгий профиль, низкий голос, блестящее владение французским, немецким. Супруга английского посла, посетившая в 1846 Петербург, писала:

«Он был самый красивый человек, которого я когда-либо видела, и его голос и обхождение чрезвычайно обаятельны».

Дабы очернить не царя даже, а отношения его с супругой, тогдашние либералы и злопыхатели любили рассказывать о его отношениях с фрейлиной императрицы Варварой Аркадьевной Нелидовой, якобы родившей от него трех детей (не доказанный факт).

В 1838 на маскараде молодая девушка (на 18 лет младше Николая) в маске заинтриговала Николая I рассказом о подробностях жизни его, которые могли быть известны только близким людям. Под конец она открылась, оказалось, что это Нелидова — бедная сирота, единственная родственница которой – фрейлина Екатерины II — и поведала ей подробности о юности императора. Девушка понравилась Александре Федоровне (жене Николая I), она стала ее фрейлиной. Так завязалась семнадцатилетняя дружба ее с императором. Конечно, Нелидова любила императора.

Но вот любопытный факт, которого не могут понять либералы. Когда умер Николай I, убитая горем императрица Александра Федоровна увидела, что творилось с Нелидовой. Фрейлина при дворе трех императоров А.Ф.Тютчева (в 1853 она стала фрейлиной супруги наследника цесаревича будущего Александра II) описывает, что произошло дальше.

«Императрица, призвав к себе Нелидову, нежно обняла, крепко поцеловала и, сняв с руки  браслет с портретом государя, сама надела его на руку Варвары Аркадьевны (Нелидовой) и, кроме того, назначила один час в течение дня, в который, во время пребывания тела  императора во дворце, в комнату, где он покоился, не допускался никто другой, кроме Нелидовой, чтобы дать ей, таким образом, помолиться у дорогого ей праха».

П.Ф.Соколов. Портрет императрицы Александры Федоровны. 1820-е годы, ей двадцать с чем-то лет. Эрмитаж 

П.Ф.Соколов. Портрет императрицы Александры Федоровны. 1820-е годы, ей двадцать с чем-то лет. Эрмитаж 

Ф.К.Винтерхальтер. Портрет императрицы Александры Федоровны. 1860. Эрмитаж

Ф.К.Винтерхальтер. Портрет императрицы Александры Федоровны. 1860 (год ее смерти, она уже пять лет как вдова). Эрмитаж

Зимние конные бега на Неве. Раскрашенная гравюра по рисунку И.И.Шарлеманя

Зимние конные бега на Неве. Раскрашенная гравюра по рисунку И.И.Шарлеманя

Литография А.Радцига с оригинала П.Хесса. 1842

Литография А.Радцига с оригинала П.Хесса. 1842

На литографии четыре пары:

— император Николай I и императрица Александра Федоровна — впереди,

— великий князь Михаил Павлович (младший любимый брат Николая) с сестрой великой княгиней Еленой Павловной,

— наследник цесаревич великий князь Александр Николаевич (будущий Александр II) с великой княгиней Марией Александровной (племянница Николая) – на литографии слева,

— великая княгиня Мария Николаевна (дочь Николая) и ее супруг герцог Максимилиан Лейхтенбергский – замыкают группу.

Таким образом, Николай I с супругой изображен в окружении брата, сестер и детей. Муж его дочери Максимилиан Лейхтенбергский — с 1843 – президент Императорской академии художеств, внук первой жены Наполеона Жозефины де  Богарне, именно он получил по наследству эрмитажный вариант «Трех Граций» Кановы, благодаря ему этот шедевр находится в Эрмитаже.

Николай I умер в 58 лет (рано для своих физических данных) 2 марта 1855 в разгар Крымской войны. Причина смерти – стресс и душевный кризис, приведший к тому, что обычная простуда оказалась достаточной для начала смертельной болезни – эмфиземы легких.

Незадолго до смерти на Дворцовой набережной (перед Зимним Дворцом) ночью один из современников, возвращаясь из театра, увидел медленно двигавшуюся одинокую фигуру. Как пояснил ему лодочник, «это царь, который каждую ночь по целым часам ходит взад и вперед один по набережной».

Днем царь, как мог, держался. Чуть было не умерла заболевшая императрица Александра Федоровна, мысль о возможной ее кончине и вовсе доконала императора: он не ел, не спал, находился во время ее болезни около нее. А поскольку понимал, что Александра Федоровна, в свою очередь, переживает, что он не спит, находился около ее кровати в комнате за ширмой и ходил в носках, чтобы ее не беспокоить.

Основная причина стресса – неудачи в Крымской войне. Но на здоровье императора конечно же повлияли чудовищный бунт 1825, пожар Зимнего Дворца 1837, смерть любимого младшего брата Михаила в 1849, смерть в 1844 младшей дочери, любимицы родителей, девятнадцатилетней Александры, которая умерла после родов в Александровском дворце Царского села (во дворце после этого не давалось ни балов, ни празднеств  пока были живы ее родителей).

После смерти Николая I на одном из листков почтовой бумаги с орлом в верхнем углу был найден записанный его рукой псалом Давида «Живый в помощи вышнего». Как написала, фрейлина Тютчева, «он пал самой первой и выдающейся жертвой осады Севастополя».

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх