На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Искусство

72 064 подписчика

Свежие комментарии

  • Майя Maja
    Минкульт.Юрист: Киркорова ...
  • Иван Искренко
    Очень интересная подборка, только я не могу понять, как ее всю посмотреть (?). Здесь 1-я часть, а как найти вторую? Е...Обнаженная натура...
  • Nadya Tertyshnik
    так называемые звезды, настоящие сатанисты....Адвокат Киркорова...

Ян ван Хёйсум

5229398_Jan_van_Huysum__portrait_by_Arnold_Boonen (588x700, 238Kb)

Портрет Яна ван Хёйсума работы Арнольда Бонена, около 1720

Ян ван Хёйсум (нидерл. Jan van Huysum; 15 апреля 1682, Амстердам — 8 февраля 1749, Амстердам) — нидерландский художник.

О жизни Яна ван Хёйсума известно немногое. Его отец Юстус ван Хёйсум-старший, как и три его брата Юстус-младший, Иаков и Михаил, были художниками. В 1704 году он женился на Маргарите Шоутен.

Очень быстро стал ведущим нидерландским художником, мастером натюрморта. Среди его покровителей были принц Уильям Гессен, герцог Орлеанский, короли Польши и Пруссии, курфюрст Саксонии, сэр Роберт Уолпол, граф Орфордский. О прижизненной популярности художника свидетельствует тот факт, что на состоявшемся вскоре после смерти художника аукционе его четыре пейзажные акварели были проданы за 1032 флорина, а живописный цветочный букет — за 1245 флоринов, в то время как за «Голову старика» Рембрандта, две картины Яна Стена, натюрморт Виллема ван Алста и картину Альберта Кейпа было уплачено соответственно всего 25, 30, 19 и 13 флоринов.

Ян скрывал от других художников методы своей работы. Единственной ученицей, причём недолго, была Маргарет Хауверман (1720-1795). В отличие от других мастеров натюрморта, Ян делал предварительные рисунки, очень тщательно выписывал картины, порой на протяжении многих лет, летом он выезжал в Харлем, центр садоводства Нидерландов тех лет, для наблюдения за цветами.

Кисти Яна принадлежит несколько пейзажей, однако основное внимание он уделял натюрмортам. Цветочные натюрморты Яна ван Хёйсума можно разделить на две группы: одни из них, ранние, написаны на тёмном фоне, другие — на светлом, что требует более высокого мастерства художника для световой моделировки. «Роскошные букеты Яна ван Хёйсума, созданные в период, когда завершался "золотой век" голландской живописи, предназначались для украшения парадных помещений в богатых домах. Тонкая красочная нюансировка, эмалевый блеск фактуры и декоративное распределение красочных пятен этих картин создают светлое радостное настроение. О мажорном восприятии бытия в подобных работах можно судить по последнему полотну, где на тулове вазы, рядом с изображением женщины с лилиями в руке начертано изречение из библии на голландском языке: "Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут"».

5229398_138L17033_9FK8N_uncropped (570x700, 282Kb)

Особенности художественной манеры Яна ван Хёйсума хорошо видны в двух парных картинах «Цветы» (1722) и «Цветы и плоды» (1723), выполненных по заказу лорда Уолпола и находящихся в Эрмитаже. «В своих выдержанных в светлых тонах букетах он достигает большой силы красочных звучаний. Особенно характерна в этом отношении картина «Цветы и плоды» (1723), где наряду со светлой гаммой цветов, определяющей колорит, в нагромождении фруктов внизу и изысканном узоре изгибающихся лоз вверху чувствуется тонкий художественный расчет мастера позднего натюрморта. Тщательность выполнения и светлый красочный аккорд картин Хейсума, который, подобно Яну Давидсу де Хему, использовал все возможности передачи букетов в светлом окружении, изменил самый характер натюрморта.»[4]

Высоко ценил творчество художника Гёте. «Естественный свет не только охватывает все части предметов, но и через световые отражения придает им ясность и отчетливость. Такой подход особенно действенен при написании тонких ветвей, игл хвойных растений или самих цветов, не имеющих широкого сплошного силуэта. При этом все части, благодаря краскам и китайской туши, отодвигаются друг от друга и располагаются уступами, создавая перед нами эффект самой действительности. Каждая краска, даже самая светлая, темнее, чем белая бумага, и обладает тем не менее тем же свойством, что и эффекты света и тени, которые зрительно отодвигают части картины друг от друга и от переднего плана».

«Плоды и цветы». 1723

5229398_ (587x700, 336Kb)

Stilleven met vruchten, 1700-1749

5229398_zagryjeno_1 (531x700, 324Kb)

Stilleven met bloemen, 1723

«Мальвы и другие цветы в вазе». 1710

«Цветы и фрукты». 1716-1717

«Ваза с цветами». 1720

«Цветы и фрукты». 1721

«Цветы». 1722. Эрмитаж

«Цветы». 1722

«Ваза с цветами». 1722

«Цветы и фрукты». 1730

«Цветы». 1734

5229398_1024pxJan_van_Huysum_002 (578x700, 317Kb)

«Фрукты, цветы и насекомые». 1735

«Цветы в терракотовой вазе». 1736

«Ваза с цветами в нише». 1720-1740

5229398_screenshot20130509at32522pm (700x510, 661Kb)

5229398_6088701989_3f25714bb8_b (700x639, 334Kb)

5229398_0d40e26b7cc986a3e63df23b4cc08e94 (700x554, 312Kb)

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх