Белка Затейница (Шелл) предлагает Вам запомнить сайт «Искусство»
Вы хотите запомнить сайт «Искусство»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

Культура и искусство

Читать

Анри Матисс

развернуть

Анри Матисс (Heni Matisse) (1869–1954), выдающийся французский художник. Родился 31 декабря 1869 в Ле-Като на севере Франции. В 1892 приехал в Париж, где учился в Академии Жюлиана, а позже у Гюстава Моро. Поиски непосредственной передачи ощущений при помощи интенсивного цвета, упрощенного рисунка и плоскостного изображения отразились в произведениях, представленных им на выставке «диких» (фовистов) на Осеннем Салоне 1905 года.

Он выставляет ряд работ.Произведения эти, произведшие скандальный фурор, положили начало фовизму. В это время Матисс открывает для себя скульптуру народов Африки, начинает ее коллекционировать, интересуется классической японской ксилографией и арабским декоративным искусством. К 1906 завершает работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» С. Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторали и вакханалии. Появляются первые литографии, гравюры на дереве, керамика.

В графике Матисса арабеск сочетается с тонкой передачей чувственного обаяния натуры.

В 1907 Матисс путешествует по Италии (Венеция, Падуя, Флоренция, Сиена). В «Заметках живописца» (1908) он формулирует свои художественные принципы, говорит о необходимости «эмоций за счет простых средств». В мастерской Анри Матисса появляются ученики из разных стран.
"Автопортрет" 1918 года, Музей Матисса, Ле Кате-Камбре, Франция

В 1908 С. И. Щукин заказывает художнику три декоративных панно для собственного дома в Москве. В панно «Танец» (1910, Эрмитаж) представлен экстатический танец, навеянный впечатлениями от русских сезонов С. Дягилева, выступлений Айседоры Дункан и греческой вазовой живописи. В «Музыке» Матисс представляет изолированные фигуры, поющие и играющие на различных инструментах.

Третье панно — «Купание, или медитация» — осталось лишь в набросках. Выставленные в парижском Салоне перед отправкой их в Россию, композиции Матисса вызвали скандал эпатирующей обнаженностью персонажей и неожиданностью трактовки образов.

В связи с установкой панно Матисс посетил Москву, дал несколько интервью для газет и высказал восхищение древнерусской живописью. В картине «Красные рыбки» (1911, Музей изобразительных искусств, Москва), используя приемы эллипсообразной и обратной перспектив, перекличку тонов и контраст зеленого и красного, Матисс создает эффект кружения рыбок в стеклянном сосуде.

В зимние месяцы с 1911 по 1913 художник посещает Танжер (Марокко), создает марокканский триптих «Вид из окна в Танжере», «Зора на террасе» и «Вход в казба» (1912, там же), приобретенные И. А. Морозовым. Мастерски переданы эффекты голубых теней и ослепляющих лучей солнца.

Посуда и фрукты. 1901 Эрмитаж (700x575, 189Kb)

"Посуда и фрукты" 1901 Эрмитаж
Женщина в шляпе. 1905. (510x700, 168Kb)

"Женщина в шляпе" (Портрет жены) 1904 - Представлена в Салоне 1905 года.

Натюрморт с вазой, бутылкой и фруктами 1903-6 Эрмитаж (700x573, 214Kb)

"Натюрморт с вазой, бутылкой и фруктами" 1903-1906 Эрмитаж

Площадь в Сен-Тропе. 1904. Музей искусств, Копенгаген (425x600, 122Kb)

"Площадь в Сен-Тропе" 1904 Музей искусств, Копенгаген

Окно 1916 Детройский институт искусств (470x600, 95Kb)

"Окно" 1916 Институт искусства, Детройт

Поднятое колено 1922 Ч.к. (583x700, 125Kb)

"Поднятое колено" 1922, Частное собрание


После Первой мировой войны Матисс преимущественно живет в Ницце. В 1920 исполняет эскизы декораций и костюмов для балета И. Стравинского «Соловей» (хореография Л. Мясина, постановка С. Дягилева). Под влиянием живописи О. Ренуара, с которым Матисс знакомится в Ницце, он увлекается изображением натурщиц в легких одеяниях (цикл «одалисок»); интересуется мастерами рококо. В 1930 едет на Таити, работает над двумя вариантами декоративных панно для фонда Барнеса в Мерионе (Филадельфия), которые должны были быть помещены над высокими окнами главного выставочного зала. Тема панно — танец. Восемь фигур представлены на фоне, состоящем из розовых и синих полос, сами фигуры серовато-розового тона. Композиционное решение нарочито плоскостно, декоративно.
В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги («декупаж»), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях). Перед Второй мировой войной Матисс иллюстрирует книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография). Для дягилевских постановок делает эскизы декораций балета «Красное и черное» на музыку Д. Шостаковича. Много и плодотворно работает с пластикой, продолжая традиции А. Бари, О. Родена, Э. Дега и А. Э. Бурделя. Стиль его живописи заметно упрощается; рисунок как основа композиции выявляется все определеннее («Румынская блуза», 1940, Центр современного искусства им. Ж. Помпиду). В 1948-53 по заказу доминиканского ордена работает над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе. Над керамической крышей, изображающей небо с облаками, парит ажурный крест; над входом в капеллу — керамическое панно с изображением св. Доминика и Девы Марии. Другие панно, исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьере; художник крайне скуп на детали, беспокойные черные линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы); рядом с алтарем изображение самого Доминика. Эта последняя работа Матисса, которой он придавал большое значение, — синтез многих предшествующих его исканий. Матисс работал в разных жанрах и видах искусства и использовал разнообразные техники. В пластике, как и в графике, он предпочитал работать сериями (например, четыре варианта рельефа «Стоящая спиной к зрителю», 1930-40, Центр современного искусства им. Ж. Помпиду, Париж).
Мир Матисса — это мир танцев и пасторалей, музыки и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника). Стиль его отличается гибкостью линий, то прерывистых, то округлых, передающих разнообразные силуэты и очертания («Темы и вариации», 1941, уголь, перо), четко ритмизирующих его строго продуманные, большей частью уравновешенные композиции.
Лаконизм рафинированных художественных средств, колористических гармоний, сочетающих то яркие контрастные созвучия, то равновесие локальных больших пятен и масс цвета, служат главной цели художника — передать наслаждение от чувственной красоты внешних форм.
Кроме того, Матисс испытал сильное влияние произведений исламского искусства, показанных на выставке в Мюнхене. Две зимы, проведенные художником в Марокко (1912 и 1913), обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры. В отличие от современного ему кубизма, творчество Матисса не было умозрительным, а основывалось на скрупулезном изучении натуры и законов живописи. Его полотна, изображающие женские фигуры, натюрморты и пейзажи, могут показаться незначительными по теме, однако являются результатом долгого изучения природных форм и их смелого упрощения. Матиссу удавалось гармонично выражать непосредственное эмоциональное ощущение действительности в самой строгой художественной форме. Прекрасный рисовальщик, Матисс был по преимуществу колористом, добивавшимся эффекта согласованного звучания в композиции многих интенсивных цветов. Умер Матисс 3 ноября 1954 года в Симье, близ Ниццы.

Ранние натюрморты Матисса

085 (700x585, 183Kb)

1890 (700x560, 155Kb)

"Натюрморт" 189
090 (700x597, 189Kb)

Читающая женщина 1894 (547x700, 177Kb)


"Читающая женщина" 1894

Служанка 1896 (576x700, 155Kb)

"Служанка" 1896

Голубой горшок и лимон. c. 1897. Холст, масло. Эрмитаж (700x576, 145Kb)

"Голубой горшок и лимон" 1897. Холст, масло. Эрмитаж

Обеденный стол 1897 (700x545, 224Kb)

"Обеденный стол" 1897

096 (700x567, 261Kb)


097 (700x586, 200Kb)


098 (563x700, 208Kb)


101 (476x700, 153Kb)


"Автопортрет"

103 (564x700, 174Kb)


122 (700x577, 290Kb)

Натюрморт с апельсинами 1899 (700x537, 232Kb)

"Натюрморт с апельсинами 1899

Мастерская на чердаке. 1903. Холст, масло. Фитцвильямский музей, Кэмбридж, Великобритания (574x700, 94Kb)

"Мастерская на чердаке" 1903. Холст, масло. Фитцвильямский музей, Кэмбридж, Великобритания

Счастье существования (Радость жизни). 1905-06 Фонд Барнса, Линкольнский университет, Мерион, Пенсильвания (700x511, 33Kb)

"Счастье существования (Радость жизни)" 1905-06 Фонд Барнса, Линкольнский университет, Мерион, Пенсильвания

233 (551x700, 160Kb)


Матрос 1906 (558x700, 241Kb)

"Матрос" 1906

Натюрморт с апельсинами_1899 (700x593, 179Kb)

231 (486x700, 122Kb)

529 (562x700, 208Kb)

015 (566x700, 229Kb)

225 (541x700, 198Kb)

49 (457x700, 93Kb)


Необычные портреты Матисса

480 (700x569, 89Kb)

568 (700x559, 190Kb)

Анри Матисс Автопортрет 1900 г. Музей Центра им. Жоржа Помпиду (572x700, 156Kb)

"Автопортрет" 1900 Цента им. Жоржа Помпиду
473 (486x700, 121Kb)

606 (476x700, 164Kb)

592 (579x700, 184Kb)

Источник →

Ключевые слова: живопись, Книги
Опубликовал Олег Смирнов , 20.04.2017 в 23:34

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Михаил Тымчук
Михаил Тымчук 21 апреля, в 15:38 На любителя... Текст скрыт развернуть
2
Владимир Безбадченко
Владимир Безбадченко Михаил Тымчук 21 апреля, в 16:20 Т.е.-воняет страшно, но жрут! Потому, что так принято в высшем толерантном обществе! Текст скрыт развернуть
0
Михаил Тымчук
Михаил Тымчук Владимир Безбадченко 21 апреля, в 17:13 Да уж... Посмотрел как-то рисунки Тираспольских школьников, в большинстве детей младших классов. Вот они то достойны восхищения! Далеко до них хвалёному Матиосу с его перлами... Текст скрыт развернуть
1
Владимир Безбадченко
Владимир Безбадченко 21 апреля, в 16:17 ... "с тонкой передачей чувственного обаяния натуры." -настолько тонкой , что и не заметно! Это на толерантном западе Матисс- художник. В раннем ещё чувствуется попытка писать по-настоящему. Но видимо старания и терпения не хватило и Матисс стал "диким". Непрофессионализм на сцене ли, на эстраде ли, в музыке или живописи ,назовут искусствоведы каким-либо мудрёным словом и прыгают как людоеды у огня. Типа, пипл схавает: ведь МЫ УЧИЛИСЬ! МЫ ОДНИ ТОЛЬКО ЗНАЕМ ИСТИНУ! А если повар им приготовит им авангардную курицу в перьях и сырую, то будет скандал: искусствоведы хотят хавать классику! Как сказал Тымчук: "На любителя" . Да нет любителей: либо лжецы с понтами, либо извращенцы с психикой не в ладах! Текст скрыт развернуть
-1
Ирина Сенотова
Ирина Сенотова 21 апреля, в 17:11 Когда смотришь на полотна великих мастеров, что можно написать? Только одно: спасибо за подборку картин! И еще, - какое счастье, что был у нас, в России меценат Сергей Щукин! Практически все музеи мира завидуют на наш (Матисса, конечно) Танец!..)) Текст скрыт развернуть
-1
наталия денисенко
наталия денисенко 21 апреля, в 19:40 Порадовали... Текст скрыт развернуть
0
Валентина Печерская-Карначек
Валентина Печерская-Карначек 23 апреля, в 23:43 Кое что из натюрмортов и пейзажей , а в целом согласна с Владимиром Безбадченко! Текст скрыт развернуть
1
Маритта Кесич
Маритта Кесич 30 апреля, в 22:37 Гениальнейший Матисс, мой любимый художник. Спасибо за статью и подборку. Текст скрыт развернуть
-1
Показать новые комментарии
Показаны все комментарии: 8
Комментарии Facebook
Свежее
Художник Максим Ильин. Марины и пейзажи
Анатолий 好 29 июн, 12:41
+1 2
Болгарский художник пишет удивительно живые и яркие картины с домами
Анатолий 好 29 июн, 12:36
+3 0
Герман Густав аф Силлен и его корабли.
Свободное Облако 29 июн, 11:13
+2 0
Парусники Brereton James.
Свободное Облако 29 июн, 11:13
+2 0
Байрон Пикеринг и его живописное море.
Свободное Облако 29 июн, 11:13
+3 0

Поиск по блогу

Лучшее за неделю
Акварель загадочная, как улыбка Будды. Художник Мьё Вин Онг

Акварель загадочная, как улыбка Будды. Художник Мьё Вин Онг

Картины бирманского живописца выдают в нём дружелюбное отношение к миру, любовь к дождю, солнцу и склонность к созерцанию. Мьё Вин Онг (Myoe Win

Маритта Кесич 25 июн, 18:15
+22 2
Радость жизни — согретые солнцем акварели Стива Хенкса

Радость жизни — согретые солнцем акварели Стива Хенкса

Стив Хэнкс (Steve Hanks) – современный американский художник, который является одним из лучших акварелистов нашего времени. Стив выработал сво

Белка Затейница (Шелл) 24 июн, 23:52
+20 2
Американский импрессионист Сорен Эмиль Карлсен

Американский импрессионист Сорен Эмиль Карлсен

Soren Emil Carlsen (19 октября 1853 - 2 января 1932) - американский художник-импрессионист, который эмигрировал в Соединенные Штаты из Дании. Он стал известен сво

Маритта Кесич 27 июн, 00:47
+18 3