Последние комментарии

  • Татьяна Фогель19 сентября, 23:19
    Прекрасно нарисованная фигняПоверните мне голову!
  • Александр Клюянов19 сентября, 20:34
    Техника прекрасная, темы-сюжеты стандартные и неглубокие. Автопортрет отличный.Художника Diego Dayer и его мастерская живопись
  • Лариса П19 сентября, 20:30
    Восхититедьное мастерство владения искусством акварели! Работы прелестные.«Полюбивший море уносит его с собою...»

Взгляды, устремленные в вечность. Чудо фаюмских портретов

Фаюмский портрет - во многом источник византийской культуры. Это лики, которые перешагнули порог вечности и стали символами воссоединения с нею. Взгляд их огромных глаз, устремленный сквозь зрителя, словно узрел нечто недоступное живым, и теперь они выглядят, как постигшие высшую тайну.

Когда впервые видишь эти портреты, которым без малого две тысячи лет, кажется, что столкнулся с настоящим чудом.

Как это? За 5 веков до византийских ликов? за 10 веков до романского искусства? за 15 веков до Возрождения? Они же совсем живые!

Главной техникой, которая использовалась в фаюмских портретах, была энкаустика - живопись окрашенным воском. Работа выполнялась расплавленными восковыми красками с использованием не только кистей, но и лопаточек и даже резцов. Исправления были практически невозможны, все в картине должно быть сделано правильно с первого раза. Писали чаще всего на дереве, реже на ткани.

Считается, что энкаустика была изобретена еще в древней Греции, откуда распространилась по всему античному миру, но первыми дошедшими до нас образцами стали именно фаюмские портреты.

Открытие

В 1880-х годах грабители древнеегипетских могил нашли близ оазиса Эль-Фаюм необычные портреты на деревянных досках, с поразительной достоверностью передававшие черты умерших людей. Каждый был вставлен в покровную ткань мумии на место лица, а под бинтами лежала табличка с указанием имени человека, его возраста и занятий. Расхитители вырвали портреты, таблички же были ими брошены и почти все погибли.

Предприимчивый венский антиквар Теодор Граф приобрел часть найденных досок у египетских перекупщиков и в 1887 году показал их на выставках в Берлине, Мюнхене, Париже, Брюсселе, Лондоне и Нью-Йорке. Так мир узнал о портретах, получивших название фаюмских. Впоследствии похожие живописные работы стали находить и в других районах Египта, но первое название стало собирательным, и все портреты продолжают называть по имени далекого оазиса на границе ливийской пустыни.

Несколько портретов из коллекции Теодора Графа находятся в Венском музее истории искусств. Вот один из них, изображающий смуглого мужчину с вьющимися волосами и пронзительным взглядом:

Мужской портрет. Фаюм, Египет, 161-192 гг. н.э. Музей истории искусств, Вена

В том же 1887 году в Хаваре, на южной оконечности Фаюмского оазиса, работала экспедиция английского археолога Флиндерса Питри. Ему удалось обнаружить еще 80 портретов, некоторые из которых можно смело отнести к шедеврам мировой живописи, настолько они выразительны:

Женщина в красной тунике. Хавара, Египет, 110-130 гг. н.э. Национальный музей Шотландии, Эдинбург

Женский портрет. Фивы, Египет, 2я половина II в.н.э. Лувр, Париж

Женский портрет. Антинополь, Египет, II в.н.э. Лувр, Париж

Одной из важных точек в этом процессе стало открытие Ричардом фон Кауфманом так называемой Могилы Алины. Это произошло в 1892 году в Хаваре. В небольшой гробнице археолог обнаружил восемь мумий, три из которых - женщина и два ребенка - были с портретами. Из греческой надписи стало известно, что женщину звали Алиной и скончалась она в возрасте 35 лет. Реалистичность этого портрета поражает, а техника исполнения такова, что не зная даты создания, его вполне можно было бы отнести к XIX веку.

Портрет Алины. Хавара, Египет, 24 г.н.э. Египетский музей, Берлин

К настоящему времени известна уже почти тысяча фаюмских портретов, треть из которых найдена в окрестностях Эль-Фаюма, а остальные обнаружены в других районах Египта. Все они датируются I-III веками нашей эры.

Терентиус Нео и его жена. Фреска из Помпей, 55-79 гг. н.э. Национальный археологический музей, Неаполь

Кстати, далеко не случайно, что глаза на фаюмских портретах так проработаны и подчеркнуто выделены. Это не желание приукрасить человека, а необходимая черта ритуала, без которой портрет на мог бы выполнять свои основные функции. И также неслучайно, что глаза на этих изображениях смотрят не на зрителя, а сквозь него - это взгляды в вечность, в иной мир.

Портрет мужчины. Антинополь, Египет, 190-230 гг. н.э. Лувр, Париж

Фаюмские портреты писались с живых людей, причем делалось это когда человек был, можно сказать, в расцвете своих сил. После этого портрет мог многие годы находится в доме хозяина. После смерти человека изображение вкладывалось в бинты мумии, часто на него наносили через трафарет золотой венок - типичный погребальный атрибут греков.

Портрет юноши. Египет, первая половина II в.н.э. ГМИИ им.Пушкина, Москва

Портрет женщины, называемой "Европейка". Антинополь, Египет, II в.н.э. Лувр, Париж

Художник умело использовал плотность воска, укладывая его в штрихи, которые следуют за формой лица, кривыми бровей. Эта же техника хорошо видна и на портрете Европейки, где восковые мазки еще более тонкие и выпуклые. Интересно, что на том портрете ресницы не прорисованы, а прорезаны: в нужных местах воск соскоблен острым инструментом до нижнего слоя черного грунта.

Портрет молодой женщины. Антинополь, Египет, 130-150 н.э. Лувр, Париж

Портрет жреца. Хавара, Египет, 140-160 гг. н.э. Британский музей, Лондон

По видимому, исключением из правила письма портретов с живой натуры, были детские образы. Многие из них создавали уже после смерти ребенка...

Портрет мальчика. Антинополь, Египет, конец II - начало III века н.э. Лувр, Париж

Этот портрет написан не на доске, а на ткани, являющейся частью погребального савана. Он интересен своими деталями.

Портрет Аммониоса, Египет, III в.н.э. Лувр, Париж

В одной руке молодой человек держит богатый кубок с вином, в другой - "венок Осириса", гирлянду цветов, символизирующую его очищение от грехов. Слева от шеи нарисован желтый знак Анх - символ жизни, а справа - маленькая статуя божества, скорее всего Осириса. В углу ворота белой туники видны две маленькие фиолетовые линии, которые характеризуют точность работы художника: на многих туниках, найденных в египетских гробницах, места соединения ткани у ворота стягивались несколькими стежками красной, синей или пурпурной шерсти.

К III веку н.э. трудоемкая энкаустика при написании фаюмских портретов постепенно начинает заменяться темперой, где в качестве связующего вещества красок используется не воск, а яичный желток и вода. Но изменения происходят не только в упрощении техники письма, но и в самом стиле изображений: их телесная реалистичность словно начинает угасать, объёмность форм сменяется плоскостной декоративностью.

Происходит отказ от идеалов античного реализма, художники все больше предпочитают схематические и символические изображения. По-видимому, многие портреты уже не писались с натуры. В поздних фаюмских портретах усиливается условность в трактовке лица и одежды, возрастает роль силуэтности.

Женский портрет. Фивы, Египет, III в.н.э. Лувр, Париж

Таким тенденциям находят достаточно разные объяснение. Одни авторы полагают, что погребальные портреты ставятся на поток, становятся скорее ремеслом и лубком, чем искусством.

Другие считают, что с развитием религиозных представлений на первый план выходит не художественный образ, а богословская идея, все больше сближающая новый стиль с иконописью.

Иногда фаюмские портреты даже называют "иконами до иконописи" - ведь древние художники стремились изобразить не просто внешний облик умершего, но его вечную душу.

Портрет мужчины. Фивы, Египет, середина III в.н.э. Лувр, Париж

В 313 году император Константин признал христианство государственной религией империи, а в 395 году Египет стал частью Византии. С этого времени и на долгие столетия живопись входит в двумерный мир. Фаюмские же портреты постепенно исчезают, поскольку христианство прекращает египетскую практику бальзамирования тел, а техника энкаустики забывается.

обзор по материалам из интернета

ссылка

'

Популярное

))}
Loading...
наверх