На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Искусство

72 064 подписчика

Свежие комментарии

  • Майя Maja
    Минкульт.Юрист: Киркорова ...
  • Иван Искренко
    Очень интересная подборка, только я не могу понять, как ее всю посмотреть (?). Здесь 1-я часть, а как найти вторую? Е...Обнаженная натура...
  • Nadya Tertyshnik
    так называемые звезды, настоящие сатанисты....Адвокат Киркорова...

Художник Николай Фешин (1881 — 1955). Виртуоз русской живописи

 
 
художник Николай Иванович Фешин картины - 01

Портрет дочери Ии

 

Художник Николай Фешин – русский и американский живописец, скульптор и график, резчик, яркий представитель русского импрессионизма и модерна.

 

 

Биография художника Николая Ивановича Фешина

 

художник Николай Иванович Фешин картины - 02

Николай Фешин

 

Художник Николай Иванович Фешин родился в декабре 1881 года в семье известного резчика иконостасов Ивана Александровича Фешина, в городе Казани. В возрасте четырёх лет Николай заболел менингитом и две недели находился в коме – врачи посоветовали родителям молиться о чуде, поскольку медицина уже бессильна.

После болезни мальчик долгое время вынужден был находиться дома и от скуки Николай начал рисовать. В 6 лет он рисовал уже вполне прилично, а в возрасте 9 лет начал работать с отцом в мастерской – рисовал эскизы, а в последующем и исполнял некоторые из своих работ.

Иван Александрович Фешин, отец будущего художника, был действительно очень талантливым мастером, много раз удостаивался медалей и дипломов за свои работы. Но, старший Фешин оказался плохим предпринимателем, постепенно разорился и всё имущество семьи пришлось отдать для погашения долгов.

После разорения Иван Фешин начал ездить по деревням, чтобы заработать на кусок хлеба, а семейство оставалось в городе – жили Фешины чрезвычайно бедно. Тем не менее, Николай Фешин посещал публичную школу, а в свободное время пытался как-то заработать. Много лет спустя Николай Фешин вспоминал, что за чертёж иконостаса ему заплатили 10 рублей – на эти деньги был куплен первый школьный костюм.

В 1895 году, после открытия в Казани художественной школы, Николай Фешин стал учеником первого набора школы. В этом желании мальчика поддержал его отец. Одако, к этому времени семья Фешиных уже распалась – супруга не выдержала жизни в нищете и уехала к родным в Кострому. Отец вскоре так же уехал из Казани. И 14-летний Николай Фешин остался совсем один, жил впроголодь – иногда помощь племяннику оказывал живущий под Казанью старший брат отца.

В 1900 году, после окончания Казанской художественной школы молодой художник отправился в Санкт-Петербург с большим желанием поступить в Императорскую Академию художеств. И успешно свою мечту осуществил.

Будучи бедным студентом Николай Фешин питался в бесплатной столовой, перебивался случайными заработками – рисовал эскизы для афиш, пригласительных билетов, программок маскарадов и балов, на изготовление которых объявлялись конкурсы. С 1902 года художник начал сотрудничать с журналами как иллюстратор и карикатурист.

В 1903 году Николай Иванович поступил в мастерскую И.Е. Репина, часто выезжал в родные места, писал на родине портреты, занялся педагогической деятельностью – преподавал в местной иконописной школе.

В 1907 году И.Е. Репин, из-за конфликта в Академии, покинул стены учебного заведения и Николай Фешин был в числе тех 50 студентов, которые написали письмо в защиту великого художника и педагога. Фешин считал Репина величайшим педагогом:

…Как я вспоминаю, Репин никогда не подавлял своим мнением индивидуальности студента, напротив, как большой художник, он всегда ценил в нём более или менее оригинальное… Он никогда не пытался «учить», считая это ненужным для людей с техническим опытом и типом мышления, которыми студенты уже были, поступая в Академию. Однако его советы как мастера всегда имели исключительную ценность и силу логики. Казалось, что он видит не только работу, но и душу художника.

При этом, что действительно вызывает удивление, Репин относился к Фешину очень прохладно, чтобы не сказать, что это была явная нелюбовь. Однако, эта личная неприязнь не помешала много лет спустя Репину назвать Фешина «наиболее талантливым в числе современных живописцев».

Да и сам Фешин, безмерно уважая великого живописца и педагога, не считал себя прямым последователем творчества Репина:

Лично я всегда старался выразить сюжет технически, строя свою работу на основе технического выполнения, как музыкант-виртуоз, а не как музыкант-композитор.

Уход Репина из академии стал отправным моментом для появления «фешинской индивидуальности» — когда педагога не стало, Николай Фешин начал много читать, экспериментировать с грунтами и красками, начал кроме кистей использовать мастихины.  В результате родилась более широкая и свободная манера письма, которая стала индивидуальной особенностью творчества Фешина.

В 1909 году состоялась академическая выставка на которой картина Николая Фешина «Черемисская свадьба» была удостоена первой премии и в последующем эту картину Академия представила на международной выставке в Мюнхене. Впрочем, немецкая публика, а потом и российская интеллигенция картины не поняли и не приняли. Критик И. Евсеев писал:

Просто досадно, что этот художник при всех его достоинствах живописца, видимо, с умыслом коверкает рисунок и в утрировке доходит до смешного.

В общем, культурной общественности «стыдно за эту карикатуру на русскую жизнь».

В 1910 году «Черемисская свадьба» была выставлена в США, в Институте Канеги. Там картину увидел и приобрёл крупный американский финансист Уильям Стиммел, котрый с этого момента начал собирать коллекцию работ русского художника.

 

художник Николай Иванович Фешин картины - 03

Черемисская свадьба

 

Удивительной для Фешина стала и судьба картины «Дама в лиловом». Художник выполнил учебную работу и эта работа, буквально случайно, попала на выставку в Мюнхен. И была на этой выставке удостоена малой золотой медали… Что не просто удивило, а поразило художника до глубины души.

 

художник Николай Иванович Фешин картины - 04

Дама в лиловом

 

В 1908 году случился кризис в Казанской художественной школе – Императорская Академия художеств, в резкой форме потребовала от администрации казанского училища, повысить качество обучения. В этом же году заведующий школой Г.А. Медведев обратился к Николаю Фешину с предложением стать преподавателем Казанского художественного училища «с полным окладом и казённой мастерской».

 

художник Николай Иванович Фешин картины - 05

Капустница

 

Выпускной работой Фешина стала «Капустница» — засол капусты на зиму на Воздвиженье. Эта работа получила золотую медаль, что давало художнику право на заграничную поездку за государственный счёт.

В ноябре 1909 года Николай Иванович был назначен штатным педагогом Казанской художественной школы. А весной 1910 года художник отправился в заграничную командировку, посетил города Германии, Италии, Австрии и Франции. Вот как сам Фешин описал своё путешествие:

…Я не писал, поскольку слишком много надо было увидеть, и у меня не было желания работать. В конце концов я приехал в Париж с намерением остаться здесь учиться. Однако я обнаружил, что просто не в состоянии учиться у кого-либо ещё, насколько устал я от учёбы за 13 долгих лет. Насмотревшись всего до головокружения… я начал ощущать желание вернуться к работе в более привычных для меня условиях. Так я вернулся в Россию.

Художник вернулся в Казань, обосновался в своей мастерской и с головой погрузился в работу, увлёкся живописным портретом – писал родных и знакомых. В этот период заказов на работы художника было очень мало. Писал художник и эскизы жанровых композиций – некоторые из этих эскизов в последующем получили своё дальнейшее развитие.

Работая в Казани художник не порывал своих связей с художественным миром столицы, регулярно принимал участие в выставках, стал участником Товарищества Передвижных Художественных Выставок.

Потом случилась Первая Мировая война и Февральская революция – после революции в художественном училище отключили отопление, студенты и преподаватели работали в классах в пальто и варежках. А потом в школе случился пожар…

Много лет спустя художник писал о событиях того времени:

Нужно сказать, что я и моя семья меньше других пострадали от жестокостей революции… Некоторые мои ученики неожиданно оказались на ответственных постах в новом правительстве. Один из таких учеников в самый разгар войны побеспокоился обо мне, чтобы меня не трогали, и я был под защитой. Такое внимание было очень ценно, поскольку в это время я жил со своей семьёй в Васильево в лесу, почти рядом с линией фронта. Зимние поездки между Казанью и нашим деревенским домом были по-настоящему опасны. <…> В 1919 году людей безжалостно косили голод и тиф. Мне случалось видеть, как ранним утром от госпиталя напротив школы отъезжали несколько повозок, гружённые голыми, скрюченными телами, небрежно прикрытыми рогожей. В этом году я потерял отца, он умер от тифа. Через несколько месяцев умерла моя мать…

Николай Иванович продолжал трудится в художественной школе, в 1920 году был избран заведующим учебной частью и председателем художественного совета Казанских государственных свободных художественных мастерских, писал, в рамках плана монументальной пропаганды, портреты политических деятелей, портреты композиторов для Центральной высшей восточной музыкальной школы, портретные миниатюры, обратился к скульптуре, занимался декорациями для городского театра Казани.

С 19121 года в Казани начала работу «Американская администрация помощи» и сотрудники этой организации начали заказывать у Фешина портреты, помогли связаться в американским финансистом и почитателем творчества художника У. Стиммелом.

Я чувствовал, как день ото дня я бесполезно терял мою творческую энергию, поскольку искусство использовалось только в целях пропаганды. <…> Работа потеряла всякий здравый смысл, и многие впадали в невыносимую меланхолию. Так, в ответе мистеру Стиммелу, я сообщил о моём желании уехать в Америку и просил его помочь в получении необходимых бумаг на въезд в США.

В те времена США ещё не признали СССР и в стране не было американского посольства, выехать можно было только через Ригу. На согласование и получение необходимых бумаг ушло около года. Только 1 августа 1923 года семья Фешиных оказалась в Нью-Йорке. И художник тут же начал работать. Он писал портреты преуспевающих американцев, организовал мастер-классы, стал преподавателем Нью-Йоркской Академии искусств. Впрочем, с педагогической деятельностью как-то не заладилось. Фешин говорил, что американцы «довольствуются внешними эффектами, а если я правлю работы, то они просят их подписывать».

Художник включился в художественную жизнь Нью-Йорка, его работы включили в ежегодную выставку Национальной академии дизайна (в последующем художник получил приз за свои работы), потом удалось организовать персональную выставку в Чикаго.

В американском творчестве художника доминировал портрет. Фешин экспериментирует с пейзажами, выезжает на пленэры. В это время у художника начал открываться туберкулёз и семья, в поисках подходящего климата, объехала несколько американских штатов, но без особого успеха, пока не приобрели участок земли в районе Таоса, где художник начал строить дом.

В Таосе Фешин много писал, занимался резьбой и увлёкся керамикой – художник брал уроки у местной индейской мастерицы Марии Мартинес. В этот период художник создал несколько деревянных и гипсовых скульптур. Художественная общественность Таоса тепло приняла семейство Фешиных в свои ряды, дочь Ия смогла получить приличное образование, художники помогли Фешину организовать сбыт своих работ и цена за них удвоилась.

А в 1934 году успешная жизнь Фешина дала трещину – жена Александра Ивановна, после 20 лет совместной жизни,  потребовала развода. Она захотела стать самостоятельной личностью и выйти из тени великого мужа, решила стать писателем. Четыре года Николай Фешин пытался восстановить супружеские отношения и вернуться в семейный дом (супруга потребовала, чтобы он её оставил), но Александра Николаевна была демонстративно холодна и продолжала твердить про своё желание быть самостоятельной.

В 1936 году И. Ильф и Е. Петров посетили США и совершенно случайно встретились с Александрой Фешиной, которая дала писателям интервью (в это время Ильф и Петров собирали материал для книги «Одноэтажная Америка»):

Она уехала в двадцать третьем году из Казани. Муж её — художник Фешин, довольно известный в своё время у нас. Он дружил с американцами из «АРА», которые были на Волге, и они устроили ему приглашение в Америку. Он решил остаться здесь навсегда, не возвращаться в Советский Союз. Этому главным образом способствовал успех в делах. Картины продавались, денег появилась куча. Фешин, как истинный русак, жить в большом американском городе не смог, вот и приехали сюда, в Таос. Построили себе дом, замечательный дом. Строили его три лета, и он обошёлся в двадцать тысяч долларов. Строили, строили, а когда дом был готов, — разошлись. Оказалось, что всю жизнь напрасно жили вместе, что они вовсе не подходят друг к другу. Фешин уехал из Таоса, он теперь в Мексико-сти. Дочь учится в Голливуде, в балетной школе. Миссис Фешина осталась в Таосе одна. Денег у неё нет, не хватает даже на то, чтобы отапливать свой великолепный дом.

После развода с Николаем Фешиным, Александра осталась без средств к существованию,  питалась в дешёвых ресторанах, а за еду отдавала работы своего бывшего мужа, которые остались в доме после того, как она выгнала Николая Ивановича из дома. Она смогла опубликовать, за свой счёт, одну книгу, состоящую из двух рассказов. Книга успеха не имела. Скончалась Александра Фешина в 1983 году в бывшем семейном доме в Таосе.

Николай Фешин вместе с дочерью Ией, дочь не захотела оставаться с фемениствующей матерью, жил в Нью-Йорке, Великая депрессия семью практически не коснулась – какие-то деньги у них были. А вскоре маленькое семейство перебралось в Лос-Анджелес, где художника ждал неожиданный материальный успех – Фешин начал преподавать в художественных классах для дизайнеров голливудских киностудий.

И работы художника начали продаваться. В результате Николай Иванович смог купить для себя и дочери дом в Голливуде, который обставил мебелью собственной работы и скульптурой.

Последние годы жизни художник провёл в одиночестве, переписывался с дочерью, которая иногда навещала своего отца, сбережения подошли к концу и старый художник снова начал давать уроки рисования, но полученных за эти уроки денег хватало только на самую простую дешёвую еду.

В октябре 1955 года художника не стало. В 1976 году дочь художника перезахоронила прах отца в Казани в соответствии с завещанием Николая Ивановича.

Николай Фешин назван национальным художником США.

 

Картины художника Николая Ивановича Фешина

 

художник Николай Иванович Фешин картины - 06

Выход из катакомб после моления

художник Николай Иванович Фешин картины - 07

Обливание

художник Николай Иванович Фешин картины - 08

Натурщица

художник Николай Иванович Фешин картины - 09

Натурщица

художник Николай Иванович Фешин картины - 10

Ню

художник Николай Иванович Фешин картины - 11

Обнажённая в ванной комнате

художник Николай Иванович Фешин картины - 12

Ню

художник Николай Иванович Фешин картины - 13

Ню

художник Николай Иванович Фешин картины - 14

Стоящая обнажённая модель

художник Николай Иванович Фешин картины - 15

Ню. Этюд

художник Николай Иванович Фешин картины - 16

Зимний пейзаж. Таос

художник Николай Иванович Фешин картины - 17

Пейзаж. Нью-Мексико

художник Николай Иванович Фешин картины - 18

Малая вода в лагуне

художник Николай Иванович Фешин картины - 19

Портрет В.И. Ленина

художник Николай Иванович Фешин картины - 20

Портрет Н. М. Сапожниковой

художник Николай Иванович Фешин картины - 21

Портрет Вари Адоратской

художник Николай Иванович Фешин картины - 22

Портрет Ии

художник Николай Иванович Фешин картины - 23

Моя дочь Ия (Ия с дыней)

художник Николай Иванович Фешин картины - 24

Портрет Н.Н. Кротовой

художник Николай Иванович Фешин картины - 25

Дама за маникюром

художник Николай Иванович Фешин картины - 26

Автопортрет

художник Николай Иванович Фешин картины - 27

Катенька

художник Николай Иванович Фешин картины - 28

Дама в чёрном

художник Николай Иванович Фешин картины - 29

Портрет Лилиан Гиш в роли Ромолы

художник Николай Иванович Фешин картины - 30

Принцесса

художник Николай Иванович Фешин картины - 31

Ия Фешина

художник Николай Иванович Фешин картины - 32

Девочка с острова Бали

художник Николай Иванович Фешин картины - 33

Ия в кимоно

художник Николай Иванович Фешин картины - 34

Старый индеец

художник Николай Иванович Фешин картины - 35

Подсолнухи

художник Николай Иванович Фешин картины - 36

Портрет девочки

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх