На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Искусство

72 064 подписчика

Свежие комментарии

  • Майя Maja
    Минкульт.Юрист: Киркорова ...
  • Иван Искренко
    Очень интересная подборка, только я не могу понять, как ее всю посмотреть (?). Здесь 1-я часть, а как найти вторую? Е...Обнаженная натура...
  • Nadya Tertyshnik
    так называемые звезды, настоящие сатанисты....Адвокат Киркорова...

Тулуз-Лотрек и его Иветт Гильбер

Лотрек мастер гротеска: несколько стремительных, точных штрихов и на листе возникает убийственно меткий, узнаваемый образ.

"Иветг Гильбер, поющая "Linger, longer, loo" это набросок к одной из литографий и, наверное, самый лучший из ее портретов. Здесь техника Тулуз-Лотрека становится мощной и одновременно гармоничной и простой. Нескольких взмахов кисти оказывается достаточно, чтобы передать самую суть певицы. Факт, что рисунок выполняется на картоне, тоже играет важную роль. Используя разведенные краски, Лотрек рисует портрет, а после высыхания картона выливает на него содержащееся в краске масло — и на поверхности остаются только очертания. Эта техника приводит к иллюзии реального присутствия модели, которую ощущает зритель, рассматривающий картину. Глаза, как будто ослепленные светом рампы, и движение подведенных помадой тонких губ как бы погружают зрителя в атмосферу популярной английской песенки "Linger, longer, loo".

 

Мастер увековечил представителей парижского мира развлечений. У Тулуз-Лотрека есть излюбленные персонажи: певцы, танцовщики, отмеченные яркой индивидуальностью и талантом. Знаменитая Ля Гулю «Танец в «Мулен-Руж» «Ля Гулю, входящая в «Мулен-Руж». Среди этих любимых персонажей особое место занимает певица Иветт Гильбер (1867–1944), звезда Монмартра, с характерным лицом, тонким носом, худыми руками в черных перчатках 

Биографы мастера нередко именуют 1894 «годом Иветт Гильбер», так как знакомство с этой интереснейшей представительницей мира «полуактеров» и работа над ее образом стали определяющими для деятельности мастера в этот период.

На несколько месяцев певица оказалась главным объектом внимания Лотрека. Она стала одной из самых любимых его моделей, для чего, как будет сказано ниже, были серьезные творческие основания. Она вдохновила его на создание отличных рисунков, живописных композиций и литографий. Лотрек запечатлел ее даже в не свойственном ему материале — керамике. 

Она пользовалась огромным успехом и завоевала внимание даже самой взыскательной публики.

Иветт Гильбер совершенно покорила его, и он ходил за ней по пятам. Как всякий раз, когда он увлекался своей моделью, он не уставал наблюдать лицо, позы, поведение этой женщины с «профилем озорного лебедя-шутника», «которая исполняла свадебные песни на похоронные мотивы». Все модели Лотрека, которые он рисовал, писал или изображал на литографиях, были чем-то сродни друг другу, всех их он заставлял войти в свой мир. 

С Иветт Гильбер это было сделать легко, она была его «типажом». Она привлекала его в первую очередь своей внешностью. Она сознательно превращала себя в некий гротеск; не только не скрывая, но, подчеркивая и обыгрывая те особенности своей внешности, которые по понятиям и вкусам ее времени могли казаться почти безобразием. Она сумела извлечь пользу и определенный эффект из всех своих характерных недостатков — худобы, бледности, плоской груди, маленькой головы на длинной шее, которую она произвольно умела то укоротить, то непомерно вытянуть. Слишком большой рот певица еще увеличивала губной помадой, а костлявые плечи и выступающие ключицы смело обнажала и даже подчеркивала, одеваясь в светлое — белое или бирюзово-зеленое — и очень открытое платье. Черные банты, топорщившиеся на плечах, и черные перчатки, доходившие почти до плеч, завершали это экстравагантное одеяние.

Чем бы не работал Лотрек – углем, кистью, литографским карандашом, - он проникал в душу своей модели, вживался в ее образ, изучал ее тело, лицо, ее выпирающие кости, подключичные и подмышечные впадины, ее длинные руки, шею, ее взбегающие брови, рыжий шиньон, остренький подбородок, ее вздернутый, словно он ловит капельки дождя, нос. Глаз художника был жесток. В процессе творчества художник зачастую проявляет насилие, выступает как узурпатор.

«Певица Иветт Гильбер», которая еще называется «Иветт Гильбер поет английскую песенку «Linger longer, Loo» написана в 1894г. Выполнена: темпера, масло, картон. Размер: 56 х 41см. Которая хранится в коллекции Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина г. Москвы. 
Персонаж Тулуз-Лотрека схвачен в определённый, острый и краткий момент: как раз предварительная выработка портретной формулы позволяет ограничиваться лишь минимальным. Таким образом, мгновенность наблюдения, кратковременность состояния модели и сама манера литографии получают полное единство: они не требуют сосредоточенности и длительности восприятия, они мимолётны и рассчитаны на кратковременное восприятие на ходу, но в то же время отличается особенной сложностью и изощрённостью композиции. И в этом нет никакого противоречия. Он работает яркими локальными цветовыми и пятнами. Но ведущим формирующим элементом всегда оказывается линия, определяющая предельную выразительность контуров, причём художник очень тонко использует созвучие этих контуров, линий, силуэтов.

Его портрет – всегда символ, почти знаки модели, а не насмешка над ней. Его деформации вытекают из условий деятельности и характеров его персонажей: монмартрские «звёзды», главные герои его афиш, чтобы не померкнуть в глазах требовательной и пресыщенной публики и как-то выделиться среди своих собратьев вынуждены были прибегать к различным ухищрениям. Отсюда экстравагантность их манеры исполнения, облика, грима, причёсок, туалетов, которые должны были врезаться в память зрителей. Так и на литографии «Певица Иветт Гильбер» он использовал богатый декоративный эффект сопоставления модной ярко-рыжей окраски волос с холодными голубоватыми, серыми, зелёными тонами с чёрным пятном. Таким образом, искусственная «характерность» и «гротескность» его персонажа, отработанная во многом ей самой, совпала с тем, что искал Лотрек, и помогла ему найти особенно выразительные средства индивидуальной характеристики. 

Иветт Гильбер, которая была главным объектом внимания Лотрека, оказала огромное влияние на его творчество. Она была его «типажом». И в первую очередь певица привлекала его своей оригинальной внешностью. Он очень много работал над ее образом. Как результат его творчества был выпущен альбом, в которые вошло шестнадцать литографий с ее изображением. 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх