Последние комментарии

  • наталия денисенко
    Чудесная, талантливая художница с трудной судьбой. "Она так и не успела обрести независимость и финансовое благополуч...Художник Зинаида Серебрякова. Жизнь в картинах
  • Елена Литвинова
    Спасибо за начало знакомства с акварелистами.  В работах Бьёрна чувствуется северное дыхание ... Почему то умилила ка...Björn Bernström — Мастер нестандартной акварели
  • Виктор Сологуб
    У художника явно женская душа, талантливо запечатлены образы.Художник Lindsay Norman (1879 – 1969). Живопись от души

11 друзей Репина (часть1)

Рассказываем об отношениях художника с героями его картин.

Способность очаровываться была едва ли не главной чертой натуры Репина. Горячий и экспансивный, он влюблялся в людей, восхищался ими, превозносил их до небес и при этом твердил о себе, что чёрств, эгоистичен и не способен на дружбу. Артхив разбирался, что связывало Репина с героями его портретов.

 
 

«Грубый вандал красоты» Владимир Стасов

«Он благородный, чудесный, добрый, милый малый, но мямля и разгильдяй; поминутно у него то да, то нет; то надо, то не надо. То „ах, зачем мы того не делали?“, то „ах, это не надо“. Нерешительность, аханья и сожаления — каждую минуту». Кто это и о ком? Это Владимир Стасов описывает в письме поведение Репина, своего ближайшего друга, во время их совместного вояжа по Европе.

 
Портрет критика В. В. Стасова. Илья Ефимович Репин, 1873
Портрет критика В. В. Стасова. Илья Ефимович Репин, 1873

Громкоголосый и темпераментный Стасов был, вероятно, самым известным музыкальным и художественным критиком последней трети ХIX века. Публицистический пыл его был подобен Везувию. Высшей ценностью в искусстве Стасов считал реализм. Крепко доставалось и тем, кто держался академической манеры, и тем, кто тяготел к модернизму. Реалиста Репина Стасов считал первым художником эпохи. Репин, в свою очередь, признавал первенство Стасова в его профессии: «Какой он гигант в сравнении со всеми кропателями статеек о выставках».

Эта бурная дружба длилась несколько десятилетий. Репин был завсегдатаем в доме Стасова. Они состояли в постоянной переписке, вместе путешествовали и при этом умудрялись постоянно ожесточенно спорить. Один раз они громко разругались прямо в голландском музее перед картиной Рембрандта. Стасов не стеснялся бранить в печати Репина за картины, казавшиеся ему неудачными.

Репин изображал многократно не только самого Стасова, но и членов его семьи — сестру Надежду Васильевну, крупнейшую русскую феминистку (тогда это назвалось «деятельницу по женскому вопросу»), боровшуюся, в частности, за высшее образование для женщин и стоявшую у истоков Бестужевских курсов, и жену брата Стасова, Поликсену Степановну, оставившую о женском движении ценные воспоминания.

 
Илья Репин. Портрет  общественной деятельницы Н. В. Стасовой
Илья Репин. Портрет общественной деятельницы Н. В. Стасовой
 
Илья Репин. Портрет  общественной деятельницы П. С. Стасовой, жены Д. В. Стасова
Илья Репин. Портрет общественной деятельницы П. С. Стасовой, жены Д. В. Стасова

Дважды Репин и Стасов разрывали отношения, как казалось им обоим, насовсем. В первый раз инициатором разрыва был Репин: будучи пенсионером, он писал Стасову из Италии многословные письма, где на все лады бранил «старый, отживший» Рим и «дрянь» в его галереях, а Стасов возьми и опубликуй все эти филиппики, не предназначенные для посторонних глаз, в журнале. Это серьёзно ударило по реноме молодого художника.«Я — глава семейства, а меня дуроломом на всю Россию ославили», — огорчался Репин.

Впрочем, этот, говоря языком нынешних медиа, «слив» Репин Стасову простил. Инициатором второго громкого разрыва стал уже Стасов. Всю свою блистательную критическую карьеру он громил Академию художеств за косность, омертвелость и инертность (за что и получил прозвища «атеист Аполлона» и «грубый вандал красоты») — и вдруг Репин, его единомышленник, соглашается в Академии преподавать! Стасов решил, что Репин умер — и для него, и для искусства. Несколько лет бывшие близкие друзья не разговаривали. Дружба возобновилась лишь в 1899-м году, когда Репин резко выступил против модернизма и объединения «Мир искусства». Стасов с ликованием заявил в печати, что Репин «воскрес».

"Милая, прелестная, дорогая..."

В 1888 году художник Василий Матэ привёл в мастерскую Репина красавицу — высокую, с изящной фигурой и точёным лицом. Елизавета Званцева не собиралась становиться натурщицей — она была подающей надежды художницей, посещала Московское училище живописи, ваяния и зодчества и мечтала учиться у Репина. На момент встречи ей было 24 года.

 
Портрет Е. Н. Званцевой. Илья Ефимович Репин, 1889
Портрет Е. Н. Званцевой. Илья Ефимович Репин, 1889

Заниматься с учениками Репин очень любил: «По воскресеньям утром у меня собираются человек шесть молодёжи — акварелью. Антон, да еще Врубель — вот тоже таланты. Сколько любви и чувства изящного! Чистяков хорошие семена посеял, да и молодёжь эта золотая!!! Я у них учусь…» Но со Званцевой вышло не так. Полноценной учебы не получилось. Очень скоро молодая женщина, так жаждавшая попасть в репинские ученицы, стала искать предлоги, чтобы от занятий уклониться. Она была если не напугана, то крайне смущена… 

«Скоро три часа, дорогая Елизавета Николаевна. Вы не приедете… Если бы Вы знали, сколько страданий я перенес в эту неделю!.. Итак, Вы больше не приедете?! Я не услышу более мягких, но сильных шагов по лестнице… Я более не увижу Вас?! Прощайте, милая, прелестная, дорогая… Если бы Вы знали, как глубоко уважаю я Вас и как безумно люблю! Я желаю Вам счастья, больше, чем себе, — моя жизнь уже прожита, Ваша начинается…»

44-летний Репин, не так давно окончательно разъехавшийся с женой, влюбился в свою новою ученицу и сам испугался масштабов и силы собственной страсти.

«Как я Вас люблю! Боже мой, я никогда не воображал, что чувство моё к Вам вырастет до такой страсти. Я начинаю бояться за себя… Право, еще никогда в моей жизни, никогда никого я не любил так непозволительно, с таким самозабвением… Даже искусство отошло куда-то и Вы, Вы — всякую секунду у меня на уме и в сердце. Везде Ваш образ. Ваш чудный, восхитительный облик, Ваша дивная фигура с божественно-тонкими, грациозными линиями и изящнейшими движениями!!! Как я прежде не видел всего этого? Удивляюсь, не понимаю! Как не мог видеть раньше Ваших душевных особенностей, Вашей нравственной красоты. Ваша душа так неподражаема, так изящна, в ней столько простоты, и правды, и глубины ума… Теперь я думаю — никогда, никогда не вырву я из своего сердца этого болезненно-сладкого чувства Вас, божественно-прекрасной. Ваш раб».

 
Илья Репин. Портрет  Елизаветы Званцевой
Илья Репин. Портрет Елизаветы Званцевой

Званцева предложила «дружбу или разлуку». Репин ответил — уж лучше разлука! Репинская страстная и безответная любовь утихла лишь через несколько лет. Большой художницей Елизавета Николаевна не стала: оставив Академию художеств, она еще пробовала работать в Париже, в мастерских французских художников, а вернувшись в Россию, занялась административно-педагогической деятельностью: в 1899 открыла в Москве художественную школу, где преподавали, среди прочих, Коровин и Серов, а семь лет спустя — уже в Петербурге возглавила «Школу Бакста и Добужинского».

Дон Грегорио и его "зверское выражение"

Увидев репинский портрет художника Мясоедова на XII Передвижной выставке, Павел Третьяков раскритиковал его: «колорит страшно жёлтый; одно место шеи деревянно; вместо цепочки какие-то ленточки жёлтые…» Автор легко согласился: да уж, с колоритом и вправду беда, портрет «рыжеват весь», а всё потому, что писал при искусственном вечернем освещении, надо будет переписать днём. Но довести портрет до совершенства так и не удалось: Мясоедова трудно было уговорить сидеть на месте, позировал он неохотно, бранился и ворчал. Так и осталась в картине какая-то «желтоватость», какая-то псевдо-караваджиевская светотень. Впрочем, многие высоко отзывались об этом портрете — говорили, что темперамент Мясоедова он замечательно передаёт.

 
Портрет художника Г. Г. Мясоедова. Илья Ефимович Репин, 1886
Портрет художника Г. Г. Мясоедова. Илья Ефимович Репин, 1886

Мастер жанровых картин Мясоедов был знаменит двумя вещами: тем, что придумал учредить Товарищество передвижных художественных выставок, и удивительной прямотой — проще говоря, невыносимым характером. В молодости его едкость сходила за остроумие и фрондёрство — он, например, президента Академии художеств, великого князя Владимира не стеснялся называть жандармом. С возрастом Мясоедов становился всё более нетерпимым и консервативным. Терпеть не мог импрессионистов. О Левитане и пейзажистах его круга говорил, дескать, и охота же некоторым «писать всякую пакость в природе: тающий снег… да тут без калош не пройти,а они любуются слякотью».

К Репину Мясоедов тоже не испытывал никакого пиетета. В 1890-е годы ссорясь из-за своих эстетических расхождений в Совете Товарищества передвижников, они нередко переходили на крик: Репин обзывал Мясоедова и художника Позена бюрократами, те в ответ ругали его — «либерашкой». Впрочем, это не мешало им после заседания обняться и оставаться товарищами.

 
Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года. Илья Ефимович Репин, 1885
Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года. Илья Ефимович Репин, 1885

Мясоедов оставил воспоминания о том, как Репин уговорил его позировать для Ивана Грозного:

«Он долго не мог найти подходящее лицо, как оно рисовалось его творческому воображению. Он говорил мне, что хотел бы использовать в качестве натуры для царя внешний облик композитора П.Н. Бларамберга, но убедился в том, что он для этой цели не подходит. Слишком, видите ли, у него мягкое выражение лица для Грозного… И вот однажды, когда мы мирно беседовали с Репиным на разные темы, и, между прочим, о его новой картине, он вдруг говорит мне „Дон Грегорио — так многие называли меня с легкой руки Николая Николаевича Ге, — а не согласитесь ли вы немного попозировать мне для Ивана Грозного? Я сделал бы с вашего лица несколько этюдов, по которым уже мог бы писать и самого царя“. „Да ну, уж и нашли натуру“, — огрызнулся я. „Нет, кроме шуток“. И он объяснил мне, что по его наблюдениям мое лицо как нельзя больше подходит для этой цели и по его общему складу и, в особенности, тем, что я способен придать и всему лицу и глазам то выражение — зверское! — какое надо было показать в лице Ивана Грозного в трагический для него момент жизни, причем в этом зверстве должно проскальзывать и выражение крайнего сожаления, раскаяния, горя и боли о содеянном злодействе. „Долго искал, и всех знакомых перебрал, и на улице высматривал — нигде не найду подходящего лица, — добавил он, — Пожалуйста“. И умоляюще сложил на груди руки»…

У Всеволода Гаршина "было лицо человека, обреченного погибнуть"

Пока Репин работал над портретом, который впоследствии будет считаться в его портретной галерее одним из лучших, он просил новеллиста Гаршина читать вслух. Репин знал за ним эту особенность: Гаршин никогда не расстаётся с книгами, носит при себе по нескольку штук, глотая всё, что выходит из печати. Особенно ценил он книги по медицине — надеялся отыскать там симптомы своей пока еще плохо различимой болезни, начинающегося психического расстройства. Привыкший читать везде — на пароходе, в гостях, в пролётке — Гаршин делал это очень быстро. И вслух читал так же. Даже Репин, сам стремительный и порывистый, умолял: «Помедленнее, Всеволод Михайлович!»

 
Портрет Всеволода Михайловича Гаршина. Илья Ефимович Репин, 1884
Портрет Всеволода Михайловича Гаршина. Илья Ефимович Репин, 1884

Репин в точности не помнил, где он познакомился с Гаршиным, зато очень хорошо помнил захватившие его чувства: «C пepвoгo жe знaкoмcтвa мoeгo c В.М.Гapшиным, — кaжeтcя, в зaлe Пaвлoвoй, гдe eгo coпpoвoждaлo нecкoлькo чeлoвeк мoлoдeжи, кypcиcтoк и cтyдeнтoв, — я зaтлeлcя ocoбeннoю нeжнocтью к нeмy. Мнe xoтeлocь eгo и ycaдить пoyдoбнee, чтoбы oн нe зaшибcя и чтoбы eгo кaк-нибyдь нe зaдeли. Гapшин был cимпaтичeн и кpacив, кaк милaя, дoбpaя дeвицa-кpacaвицa».

Они сдружились, белыми ночами бродили по улицам Петербурга, бесконечно споря и обсуждая насущные для 1870−80-х годов социальные вопросы. Гаршин остро переживал несправедливость общественного устройства. Репин понял, кого напоминает ему этот большеглазый человек с пронзительным взглядом, — типаж революционера-народовольца. Ссыльный с картины Репина «Не ждали» не случайно имеет лицо Всеволода Гаршина.

 
Не ждали. Илья Ефимович Репин, 1888
Не ждали. Илья Ефимович Репин, 1888
 
В начале 1880-х Репин работал над картиной «Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года». «Задумав картину, — объяснял Репин, — я всегда искал в жизни таких людей, у которых в фигуре, в чертах лица выражалось бы то, что нужно для моей картины». Для царевича у Репина был прототип из художественной среды — пейзажист Владимир Менк. И с него, и с Гаршина Илья Ефимович в качестве этюдов для царевича Ивана написал профильные портреты.
В начале 1880-х Репин работал над картиной «Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года». «Задумав картину, — объяснял Репин, — я всегда искал в жизни таких людей, у которых в фигуре, в чертах лица выражалось бы то, что нужно для моей картины». Для царевича у Репина был прототип из художественной среды — пейзажист Владимир Менк. И с него, и с Гаршина Илья Ефимович в качестве этюдов для царевича Ивана написал профильные портреты.
 
Илья Репин. Портрет  писателя В.М.Гаршина
Илья Репин. Портрет писателя В.М.Гаршина
 
Илья Репин. Портрет  В.К.Менка
Илья Репин. Портрет В.К.Менка

Сам Репин всё же утверждал, что гаршинского в царевиче — больше: «В лице Гаршина меня поразила обречённость: у него было лицо человека, обречённого погибнуть. Это было то, что мне нужно для моего царевича». Репин не ошибся, разглядев в красивых глазах Гаршина раннюю смерть.

20 февраля 1880 года близкий к народовольцам молодой провинциал Ипполит Млодецкий стрелял в графа Лорис-Меликова — министра внутренних дел и главу Верховной распорядительной комиссии по борьбе с революционными движениями. Он промахнулся, был схвачен, и уже на следующий день военный суд вынес ему смертный приговор. Узнав об этом из газет, Гаршин стал сам не свой. Сначала он написал Лорис-Меликову письмо, умоляя помиловать террориста. Потом, не веря в действенность письма, добился у министра аудиенции. Они прекрасно поговорили: «всесильный диктатор», неплохо владевший либеральной риторикой, и молодой писатель, один из самых выдающихся русских гуманистов. Лорис-Меликов намекнул: приговор Млодецкому может быть пересмотрен. Гаршин вернулся домой окрылённым. На следующий день, в 11 утра, Ипполита Млодецкого казнили. Его несостоявшийся спаситель пережил приступ буйного помешательства. Гаршин купил у казака лошадь и долго, неприкаянный, ездил на ней без всякой цели. В таком виде он попался на глаза Мясоедову. «Он едва узнал Гаршина, который показался ему совершенно черным, одичалым, с лохматой густой гривой», — рассказывал Репин. 

В тот раз Мясоедову удалось помочь Гаршину, устроив его в харьковскую психиатрическую лечебницу — так называемую «Сабурову дачу». Безумие отступило на время. Но репинское предчувствие оправдалось. Восемь лет спустя 33-летний Гаршин покончит с собой, выбросившись в пролёт лестничной клетки.

«Красная баронесса»

 
Портрет баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт. Илья Ефимович Репин, 1889
Портрет баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт. Илья Ефимович Репин, 1889

Это был самый нашумевший из репинских женских портретов, с момента появления пользующийся у публики неизменным успехом. «Никто в России, кроме Серова, — со знанием дела утверждал Игорь Грабарь, — не передавал так матового цвета лица, томных глаз, шёлка. А рука на этом портрете, её атласная кожа, жемчуг и кольца едва ли имеют равных по высоте исполнения во всей Европе». 

Красивой брюнетке с властным взглядом, в девичестве Варваре Ивановне Лутковской, по второму мужу — баронессе Икскуль-Гильденбрандт, на этом портрете 39 лет. Её запоминающаяся («цыганская») внешность унаследована от матери-сербки. Человеком Варвара Ивановна была сильным и незаурядным. Она писала романы, предисловие к которым сочинял Мопассан. Трижды спасала от ареста Максима Горького. Много занималась благотворительностью: возглавляла Общину сестёр милосердия, инициировала школу подготовки сиделок, издавала книги для бедных (иллюстрации поручив Репину). В Петербурге у баронессы был свой литературно-художественный Салон, в котором Репин добрый десяток лет был завсегдатаем. Многих знаменитостей-интеллектуалов — Мережковского, Гиппиус, Владимира Соловьёва — Репин зарисовал на вечерах у баронессы.

«Это была обаятельная женщина, в которую влюблялись все — и литераторы, и гвардейцы, и министры, и иностранные знаменитости,как Мопассан», — рассказывал критик Аким Волынский. «Варвара Ивановна была типичной либералкой с откровенно левым уклоном, отчего получила прозвание „красная баронесса“ и с особой энергией помогала деятелям антиправительственной оппозиции», — пишет Виктор Антонов в книге «Петербург: личности, события, архитектура».

Грабарь в монографии о Репине утверждал, что баронесса Икскуль-Гильденбрандт «была, незадолго до его знакомства с Е. Н. Званцевой, предметом его нешуточного увлечения».

Источник ➝

Популярное в

))}
Loading...
наверх