Граненые стаканы Петрова-Водкина и Ко

Петров-Водкин восхищает меня не «Купанием красного коня» из школьного учебника, а натюрмортами. А главный герой его натюрмортов — граненый стакан!

Именно этот пролетарский предмет из прочного стекла вновь и вновь появляется в центре композиции и буквально магнитом притягивает ваше внимание. Художник любовно преломляет в его гранях окружающие предметы (особенно убедительно преломляются чайные ложки) и легко создает иллюзию трехмерности и наполненности.

Розовый натюрморт. Ветка яблони. 1918. Государственная Третьяковская Галерея. Фрагмент

Утренний натюрморт. 1918. Государственный Русский Музей. Фрагмент

Натюрморт с розами. 1922. Киевская Картинная Галерея, Украина. Фрагмент

Натюрморт на зеленом фоне. 1924. Севастопольский художественный музей

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин (1878—1939) был известным символистом и любил всяческие многослойные намеки и аллюзии в своих работах.
Вот и его граненый стакан: с одной стороны отсылает нас к веселой и необычной фамилии самого художника (разумеется, исходя из популярного предназначения этого стеклянного сосуда на Руси), а с другой — символизирует незаурядную «многогранность» творчества Петрова-Водкина: художника и писателя, самоучки и теоретика, иконописца и модерниста.

Натюрморт со стаканом, фруктом и фотографией. 1924. Частная коллекция

Натюрморт с письмами. 1925. Частная коллекция. Фрагмент

За самоваром. 1926. Государственный Русский Музей. Фрагмент

Черемуха в стакане. 1932. Государственный Русский Музей. Фрагмент

Наконец, художник оставил российским зрителям немой и закономерный вопрос, что же было налито в его — вода или все-таки крепкий пролетарский напиток? Жаль, что мы уже не узнаем.

Фрукты. 1934. Симферопольский Художественный Музей. Фрагмент

Натюрморт с чернильницей. 1934. Государственный Русский Музей. Фрагмент

Виноград. 1938. Государственный Русский Музей. Фрагмент

Многогранные натюрморты Петрова-Водкина

.

Художник обратился к жанру натюрморта с началом революции. «Розовый натюрморт. Ветка яблони» — это первый натюрморт с граненым стаканом, который художник написал в 1918 году в период военного коммунизма, когда голод и разруха отодвинули в живописи привычные социальные мотивы.

Розовый натюрморт. Ветка яблони. 1918. Государственная Третьяковская Галерея

Скорее всего, художник обратился к жанру натюрморта от безысходности. Выходить лишний раз из дома на пленэр опасно — за окном диктатура пролетариата. Заплатить натурщице нечем — вокруг голод и нищета. Что ждет от искусства новая власть рабочих и крестьян — тоже не понятно. Вот и остается рисовать стол с граненым стаканом, скудным пайком и яблоками, которые присылает мама из далекого Хвалынска. Постепенно Петров-Водкин «втянулся» и стал (по-моему мнению) не только одним из величайших мастеров натюрморта за всю историю российской живописи, но и прочно занял свою почетную нишу в мировой табели этого жанра.

И если в яблоках он вплотную приблизился к мастерству Сезанна (пожалуй, об этом заочном яблочном соревновании двух талантов стоит написать отдельный пост) ...

Яблоко и вишня. 1917

Яблоки на красной ткани. 1917

Виноград и яблоко. 1921

Яблоко и лимон. 1930

... то в граненых стаканах он безусловный №1 в мире.

Утренний натюрморт. 1918. Государственный Русский Музей

Скромный завтрак эпохи военного коммунизма — два яйца и чай. В этой работе граненый стакан соревнуется в искривлении пространства с граненым же никелированным чайником, который при внимательном рассмотрении оказывается изящным, настольным самоваром (снятая труба лежит на столе слева).

И если стакан классически преломляет чайную ложечку, то самовар отражает несколько загадок. Там, где отражается яйцо, по идее, должны были бы отражаться цветы. Отражение второго яйца вообще пропало (наверное, это символ того, что оно уже съедено и поэтому не отражается?). Кажется, что голодный пес смотрит на вас, но скорее всего он завидует домашнему коту, отражение которого угадывается в верхней части чайника. Зависть пса можно понять, ведь кот находится гораздо ближе к заветному яйцу.

Утренний натюрморт. 1918. Государственный Русский Музей. Фрагмент

Во время первых экспериментов Петрова-Водкина со стаканом вождь мирового пролетариата также не оставлял этот предмет без внимания. Правда, он использовал его для каких-то заумных политических споров с троцкистами.

«Стакан есть, бесспорно, и стеклянный цилиндр и инструмент для питья. Но стакан имеет не только эти два свойства или качества или стороны, а бесконечное количество других свойств, качеств, сторон, взаимоотношений и «опосредствовании» со всем остальным миром. Стакан есть тяжелый предмет, который может быть инструментом для бросания» — писал В.И.Ленин в 1924 году.

Черемуха в стакане. 1932. Государственный Русский Музей

Петров-Водкин умело располагает блестящий стакан в «центре гравитации» картины и применяет свой фирменный прием «сферической перспективы», заставляя нас рассматривать натюрморт с разных сторон: сверху, сбоку, справа и слева. Дальние предметы изображены, как ближние и наоборот. Все основные линии на холсте не вертикальные и горизонтальные, а наклонные, веером сходящиеся к центру. Мы как-будто парим над столом, находясь внутри сферы картины. Петров-Водкин часто использовал этот любимый прием русских иконописцев.

«Я ищу живую видимость. Мне важно двуглазье, которое уширяет пространство. У меня нет механического, фронтального смотрения, которого требует итальянская перспектива. Сферичность я не строю. Я работаю… над живым смотрением» — писал художник в своей книге «Пространство Эвклида».

Натюрморт с розами. 1922. Киевская Картинная Галерея, Украина

Натюрморт с письмами. 1925. Частная коллекция

Видно, что вначале художник изобразил на столе два буржуазных бокала с вином. Потом вовремя вспомнил, какие времена на дворе и заменил их на скромный пролетарский стакан с непонятной жидкостью самогонного цвета.

.

За самоваром. 1926. Государственный Русский Музей

Натюрморт с чернильницей. 1934. Государственный Русский Музей

Фрукты. 1934. Симферопольский Художественный Музей

Стакан у Петрова-Водкина играет важную роль и живет на холсте самостоятельной жизнью. Наполненный наполовину или же наполовину пустой (это зависит от вашего настроения), он придает текучесть застывшему натюрморту и усиливает матовые цвета твердых предметов блеском прозрачной жидкости.

«Натюрморты — это скрипичные этюды, которые я должен делать раньше, чем приступлю к концерту. Натюрморт – это одна из острых бесед живописца с натурой… В нем сюжет и психологизм не загораживают определения предмета в пространстве. Каков есть предмет, где он и где я, воспринимающий этот предмет, – в этом основное требование натюрморта».

К.Петров-Водкин. («Пространство Эвклида»).

Натюрморт на зеленом фоне. 1924. Севастопольский художественный музей

Натюрморт с самоваром. 1932. Саратовский Художественный Музей им. Радищева

Этот натюрморт с самоваром недавно обнаружили в запасниках Саратовского музея и до сих пор искусствоведы спорят о подлинности работы. Не знаю, как самовар, но граненый стакан написан с фирменным почерком художника.

.

Виноград. 1938. Государственный Русский Музей

Граненый стакан отражает блики далекого солнца за окном и таким образом является дополнительным источником света на столе.
Стакан превращает натюрморты Петрова-Водкина из «мертвой природы» (nature morte) в «застывшую жизнь» … (still life). А какое прекрасное яблоко! Безупречное творение природы на фоне грубого изделия человеческих рук.

.

Краткая история эволюции граненого стакана в живописи

.

Петров-Водкин, конечно, не первый мастер «стаканного» жанра.

Различные сосуды из стекла (вазы, кубки, рюмки, бокалы, стаканы) всегда были и остаются популярными элементами композиции в натюрморте.

Начало положили «великие фламандцы» 17 века, которые любили изображать античный «рёмер» (что означает «римский») — кубок на высокой ножке, который вмещает ровно 250 мл вина. Тщательно прорисованный рёмер Виллема Класа Хеда поражает идеальной гладкостью и прозрачностью.

Виллем Клас Хеда (Willem Claeszoon Heda) — Натюрморт с устрицами, рёмером и лимоном. 1634. Музей Бойманс, Роттердам. Фрагмент

Виллем Клас Хеда (Willem Claeszoon Heda) — Натюрморт с устрицами, рёмером и лимоном. 1634

Виллем Клас Хеда (Willem Claeszoon Heda) — Натюрморт. Частная коллекция

В 18 веке французский реалист Жан Шарден уже изображал полноценные стаканы с легким намеком на их огранку.

Говорят, что первые граненые стаканы появились при Петре Первом, который наладил их производство для флота (гранёный стакан якобы не скатывался со стола при качке).

Жан Шарден (Jean Baptiste Simeon Chardin) — Стакан с водой и кувшин. 1760. Музей искусств, Институт Карнеги, Питтсбург

Жан Шарден (Jean Baptiste Simeon Chardin) — Корзина с земляникой. 1761. Частная коллекция

До настоящей живописи на Руси в петровские времена было еще далеко и граненые стаканы вначале попали на холсты импрессионистов Анри Фантен-Латура и Эдуарда Мане. Если стакан Фантен-Латура достаточно убедителен, то Мане изобразил какой-то стеклянный сосуд непонятного предназначения.

Анри Фантен-Латур (Henri Fantin-Latour) — Натюрморт со стеклянным кувшином, фруктами и цветами. 1861. Лондон, Национальная галерея

Эдуард Мане (Edouard Manet) — Натюрморт с фруктами на столе. 1864. Фрагмент

Затем подключились постимпрессионисты Поль Сезанн и Винсент Ван Гог.

У Сезанна граненый стакан все еще скромно прячется за яблоками. Но зато какие у Сезанна яблоки! За эти яблоки сейчас платят по сто миллионов долларов на аукционах. А вот Петров-Водкин рисовал яблоки, которые ему присылала посылками мама из родного Хвалынска Саратовской губернии в голодные годы военного коммунизма. И в отличие от состоятельного Сезанна, голодный Кузьма Сергеевич с удовольствием съедал яблоки сразу после окончания работы над картиной.

Поль Сезанн (Paul Сezanne) — Натюрморт с яблоками и бокалом вина. 1877-79

Поль Сезанн (Paul Сezanne) — Натюрморт с открытым ящиком. 1877-79

Винсент Ван Гог мог бы достойно поспорить с Петровым-Водкиным за лидерство в стаканной живописи! Во-первых, жил всю жизнь в пролетарской нищете и от безысходности тоже часто рисовал самую дешевую натуру — свой стол с со скромной утварью и скудными продуктами. Во-вторых, часто и много пил абсент.

Винсент Ван Гог — Цветущая ветка миндаля в стакане и книга. 1888. Частная коллекция

Винсент Ван Гог — Веточка цветущего миндаля в стакане. 1888. Музей Ван Гога, Амстердам

Винсент Ван Гог — Стакан с розами. 1886. Музей Ван Гога, Амстердам

Винсент Ван Гог — Натюрморт со стаканом с абсентом и кувшином. 1887. Музей Ван Гога, Амстердам

Только в 1905 году первый полноценный отечественный граненый стакан решился изобразить импрессионист Игорь Грабарь. Он состоит из одних бликов и буквально растворен в воздухе. А вот зеленый стакан Константина Коровина ничем не примечателен — второстепенная деталь натюрморта.

Игорь Грабарь — Хризантемы. 1905. Третьяковская Галерея

Константин Коровин — Сирень. 1915

И вот, наконец, Кузьма Петров-Водкин потеснил всех, выдав целую серию тяжелых и грубых пролетарских стаканов. Настоящий «стакановец» 20-го века!

Почин подхватил фовист Анри Матисс. Он упростил форму стакана донельзя превратив его во что-то бесформенное и передал эстафету кубисту Жоржу Браку, который восстановил форму стакана, но не смог решиться на грани.

Анри Матисс (Henri Matisse) — Натюрморт. 1917. Частная коллекция

Жорж Брак (Georges Braque) — Натюрморт с лимонами. 1960

Больше граненый стакан в натюрмортах великих замечен не был. Эволюция завершилась.

Источник