Белка Затейница (Шелл) предлагает Вам запомнить сайт «Искусство»
Вы хотите запомнить сайт «Искусство»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

Культура и искусство

Читать

Граненые стаканы Петрова-Водкина и Ко

развернуть

Петров-Водкин восхищает меня не «Купанием красного коня» из школьного учебника, а натюрмортами. А главный герой его натюрмортов — граненый стакан!

Именно этот пролетарский предмет из прочного стекла вновь и вновь появляется в центре композиции и буквально магнитом притягивает ваше внимание. Художник любовно преломляет в его гранях окружающие предметы (особенно убедительно преломляются чайные ложки) и легко создает иллюзию трехмерности и наполненности.

Граненые стаканы Петрова-Водкина и Ко

Розовый натюрморт. Ветка яблони. 1918. Государственная Третьяковская Галерея. Фрагмент

Граненые стаканы Петрова-Водкина и Ко

Утренний натюрморт. 1918. Государственный Русский Музей. Фрагмент

Граненые стаканы Петрова-Водкина и Ко

Натюрморт с розами. 1922. Киевская Картинная Галерея, Украина. Фрагмент

Граненые стаканы Петрова-Водкина и Ко

Натюрморт на зеленом фоне. 1924. Севастопольский художественный музей

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин (1878—1939) был известным символистом и любил всяческие многослойные намеки и аллюзии в своих работах.
Вот и его граненый стакан: с одной стороны отсылает нас к веселой и необычной фамилии самого художника (разумеется, исходя из популярного предназначения этого стеклянного сосуда на Руси), а с другой — символизирует незаурядную «многогранность» творчества Петрова-Водкина: художника и писателя, самоучки и теоретика, иконописца и модерниста.

Граненые стаканы Петрова-Водкина и Ко

Натюрморт со стаканом, фруктом и фотографией. 1924. Частная коллекция

Граненые стаканы Петрова-Водкина и Ко

Натюрморт с письмами. 1925. Частная коллекция. Фрагмент

Граненые стаканы Петрова-Водкина и Ко

За самоваром. 1926. Государственный Русский Музей. Фрагмент

Граненые стаканы Петрова-Водкина и Ко

Черемуха в стакане. 1932. Государственный Русский Музей. Фрагмент

Наконец, художник оставил российским зрителям немой и закономерный вопрос, что же было налито в его — вода или все-таки крепкий пролетарский напиток? Жаль, что мы уже не узнаем.

Граненые стаканы Петрова-Водкина и Ко

Фрукты. 1934. Симферопольский Художественный Музей. Фрагмент

Граненые стаканы Петрова-Водкина и Ко

Натюрморт с чернильницей. 1934. Государственный Русский Музей. Фрагмент

Граненые стаканы Петрова-Водкина и Ко

Виноград. 1938. Государственный Русский Музей. Фрагмент

Многогранные натюрморты Петрова-Водкина

.

Художник обратился к жанру натюрморта с началом революции. «Розовый натюрморт. Ветка яблони» — это первый натюрморт с граненым стаканом, который художник написал в 1918 году в период военного коммунизма, когда голод и разруха отодвинули в живописи привычные социальные мотивы.

Граненые стаканы Петрова-Водкина и Ко

Розовый натюрморт. Ветка яблони. 1918. Государственная Третьяковская Галерея

Скорее всего, художник обратился к жанру натюрморта от безысходности. Выходить лишний раз из дома на пленэр опасно — за окном диктатура пролетариата. Заплатить натурщице нечем — вокруг голод и нищета. Что ждет от искусства новая власть рабочих и крестьян — тоже не понятно. Вот и остается рисовать стол с граненым стаканом, скудным пайком и яблоками, которые присылает мама из далекого Хвалынска. Постепенно Петров-Водкин «втянулся» и стал (по-моему мнению) не только одним из величайших мастеров натюрморта за всю историю российской живописи, но и прочно занял свою почетную нишу в мировой табели этого жанра.

И если в яблоках он вплотную приблизился к мастерству Сезанна (пожалуй, об этом заочном яблочном соревновании двух талантов стоит написать отдельный пост) ...

Граненые стаканы Петрова-Водкина и Ко

Яблоко и вишня. 1917

Граненые стаканы Петрова-Водкина и Ко

Яблоки на красной ткани. 1917

Граненые стаканы Петрова-Водкина и Ко

Виноград и яблоко. 1921

Граненые стаканы Петрова-Водкина и Ко

Яблоко и лимон. 1930

... то в граненых стаканах он безусловный №1 в мире.

Граненые стаканы Петрова-Водкина и Ко

Утренний натюрморт. 1918. Государственный Русский Музей

Скромный завтрак эпохи военного коммунизма — два яйца и чай. В этой работе граненый стакан соревнуется в искривлении пространства с граненым же никелированным чайником, который при внимательном рассмотрении оказывается изящным, настольным самоваром (снятая труба лежит на столе слева).

И если стакан классически преломляет чайную ложечку, то самовар отражает несколько загадок. Там, где отражается яйцо, по идее, должны были бы отражаться цветы. Отражение второго яйца вообще пропало (наверное, это символ того, что оно уже съедено и поэтому не отражается?). Кажется, что голодный пес смотрит на вас, но скорее всего он завидует домашнему коту, отражение которого угадывается в верхней части чайника. Зависть пса можно понять, ведь кот находится гораздо ближе к заветному яйцу.

Граненые стаканы Петрова-Водкина и Ко

Утренний натюрморт. 1918. Государственный Русский Музей. Фрагмент

Во время первых экспериментов Петрова-Водкина со стаканом вождь мирового пролетариата также не оставлял этот предмет без внимания. Правда, он использовал его для каких-то заумных политических споров с троцкистами.

«Стакан есть, бесспорно, и стеклянный цилиндр и инструмент для питья. Но стакан имеет не только эти два свойства или качества или стороны, а бесконечное количество других свойств, качеств, сторон, взаимоотношений и «опосредствовании» со всем остальным миром. Стакан есть тяжелый предмет, который может быть инструментом для бросания» — писал В.И.Ленин в 1924 году.

Граненые стаканы Петрова-Водкина и Ко

Черемуха в стакане. 1932. Государственный Русский Музей

Петров-Водкин умело располагает блестящий стакан в «центре гравитации» картины и применяет свой фирменный прием «сферической перспективы», заставляя нас рассматривать натюрморт с разных сторон: сверху, сбоку, справа и слева. Дальние предметы изображены, как ближние и наоборот. Все основные линии на холсте не вертикальные и горизонтальные, а наклонные, веером сходящиеся к центру. Мы как-будто парим над столом, находясь внутри сферы картины. Петров-Водкин часто использовал этот любимый прием русских иконописцев.

«Я ищу живую видимость. Мне важно двуглазье, которое уширяет пространство. У меня нет механического, фронтального смотрения, которого требует итальянская перспектива. Сферичность я не строю. Я работаю… над живым смотрением» — писал художник в своей книге «Пространство Эвклида».

Граненые стаканы Петрова-Водкина и Ко

Натюрморт с розами. 1922. Киевская Картинная Галерея, Украина

Граненые стаканы Петрова-Водкина и Ко

Натюрморт с письмами. 1925. Частная коллекция

Видно, что вначале художник изобразил на столе два буржуазных бокала с вином. Потом вовремя вспомнил, какие времена на дворе и заменил их на скромный пролетарский стакан с непонятной жидкостью самогонного цвета.

.

Граненые стаканы Петрова-Водкина и Ко

За самоваром. 1926. Государственный Русский Музей

Граненые стаканы Петрова-Водкина и Ко

Натюрморт с чернильницей. 1934. Государственный Русский Музей

Граненые стаканы Петрова-Водкина и Ко

Фрукты. 1934. Симферопольский Художественный Музей

Стакан у Петрова-Водкина играет важную роль и живет на холсте самостоятельной жизнью. Наполненный наполовину или же наполовину пустой (это зависит от вашего настроения), он придает текучесть застывшему натюрморту и усиливает матовые цвета твердых предметов блеском прозрачной жидкости.

«Натюрморты — это скрипичные этюды, которые я должен делать раньше, чем приступлю к концерту. Натюрморт – это одна из острых бесед живописца с натурой… В нем сюжет и психологизм не загораживают определения предмета в пространстве. Каков есть предмет, где он и где я, воспринимающий этот предмет, – в этом основное требование натюрморта».

К.Петров-Водкин. («Пространство Эвклида»).

Граненые стаканы Петрова-Водкина и Ко

Натюрморт на зеленом фоне. 1924. Севастопольский художественный музей

Граненые стаканы Петрова-Водкина и Ко

Натюрморт с самоваром. 1932. Саратовский Художественный Музей им. Радищева

Этот натюрморт с самоваром недавно обнаружили в запасниках Саратовского музея и до сих пор искусствоведы спорят о подлинности работы. Не знаю, как самовар, но граненый стакан написан с фирменным почерком художника.

Граненые стаканы Петрова-Водкина и Ко
Граненые стаканы Петрова-Водкина и Ко
Граненые стаканы Петрова-Водкина и Ко

.

Граненые стаканы Петрова-Водкина и Ко

Виноград. 1938. Государственный Русский Музей

Граненый стакан отражает блики далекого солнца за окном и таким образом является дополнительным источником света на столе.
Стакан превращает натюрморты Петрова-Водкина из «мертвой природы» (nature morte) в «застывшую жизнь» … (still life). А какое прекрасное яблоко! Безупречное творение природы на фоне грубого изделия человеческих рук.

.

Краткая история эволюции граненого стакана в живописи

.

Петров-Водкин, конечно, не первый мастер «стаканного» жанра.

Различные сосуды из стекла (вазы, кубки, рюмки, бокалы, стаканы) всегда были и остаются популярными элементами композиции в натюрморте.

Начало положили «великие фламандцы» 17 века, которые любили изображать античный «рёмер» (что означает «римский») — кубок на высокой ножке, который вмещает ровно 250 мл вина. Тщательно прорисованный рёмер Виллема Класа Хеда поражает идеальной гладкостью и прозрачностью.

Граненые стаканы Петрова-Водкина и Ко

Виллем Клас Хеда (Willem Claeszoon Heda) — Натюрморт с устрицами, рёмером и лимоном. 1634. Музей Бойманс, Роттердам. Фрагмент

Граненые стаканы Петрова-Водкина и Ко

Виллем Клас Хеда (Willem Claeszoon Heda) — Натюрморт с устрицами, рёмером и лимоном. 1634

Граненые стаканы Петрова-Водкина и Ко

Виллем Клас Хеда (Willem Claeszoon Heda) — Натюрморт. Частная коллекция

В 18 веке французский реалист Жан Шарден уже изображал полноценные стаканы с легким намеком на их огранку.

Говорят, что первые граненые стаканы появились при Петре Первом, который наладил их производство для флота (гранёный стакан якобы не скатывался со стола при качке).

Граненые стаканы Петрова-Водкина и Ко

Жан Шарден (Jean Baptiste Simeon Chardin) — Стакан с водой и кувшин. 1760. Музей искусств, Институт Карнеги, Питтсбург

Граненые стаканы Петрова-Водкина и Ко

Жан Шарден (Jean Baptiste Simeon Chardin) — Корзина с земляникой. 1761. Частная коллекция

До настоящей живописи на Руси в петровские времена было еще далеко и граненые стаканы вначале попали на холсты импрессионистов Анри Фантен-Латура и Эдуарда Мане. Если стакан Фантен-Латура достаточно убедителен, то Мане изобразил какой-то стеклянный сосуд непонятного предназначения.

Граненые стаканы Петрова-Водкина и Ко

Анри Фантен-Латур (Henri Fantin-Latour) — Натюрморт со стеклянным кувшином, фруктами и цветами. 1861. Лондон, Национальная галерея

Граненые стаканы Петрова-Водкина и Ко

Эдуард Мане (Edouard Manet) — Натюрморт с фруктами на столе. 1864. Фрагмент

Затем подключились постимпрессионисты Поль Сезанн и Винсент Ван Гог.

У Сезанна граненый стакан все еще скромно прячется за яблоками. Но зато какие у Сезанна яблоки! За эти яблоки сейчас платят по сто миллионов долларов на аукционах. А вот Петров-Водкин рисовал яблоки, которые ему присылала посылками мама из родного Хвалынска Саратовской губернии в голодные годы военного коммунизма. И в отличие от состоятельного Сезанна, голодный Кузьма Сергеевич с удовольствием съедал яблоки сразу после окончания работы над картиной.

Граненые стаканы Петрова-Водкина и Ко

Поль Сезанн (Paul Сezanne) — Натюрморт с яблоками и бокалом вина. 1877-79

Граненые стаканы Петрова-Водкина и Ко

Поль Сезанн (Paul Сezanne) — Натюрморт с открытым ящиком. 1877-79

Винсент Ван Гог мог бы достойно поспорить с Петровым-Водкиным за лидерство в стаканной живописи! Во-первых, жил всю жизнь в пролетарской нищете и от безысходности тоже часто рисовал самую дешевую натуру — свой стол с со скромной утварью и скудными продуктами. Во-вторых, часто и много пил абсент.

Граненые стаканы Петрова-Водкина и Ко

Винсент Ван Гог — Цветущая ветка миндаля в стакане и книга. 1888. Частная коллекция

Граненые стаканы Петрова-Водкина и Ко

Винсент Ван Гог — Веточка цветущего миндаля в стакане. 1888. Музей Ван Гога, Амстердам

Граненые стаканы Петрова-Водкина и Ко

Винсент Ван Гог — Стакан с розами. 1886. Музей Ван Гога, Амстердам

Граненые стаканы Петрова-Водкина и Ко

Винсент Ван Гог — Натюрморт со стаканом с абсентом и кувшином. 1887. Музей Ван Гога, Амстердам

Только в 1905 году первый полноценный отечественный граненый стакан решился изобразить импрессионист Игорь Грабарь. Он состоит из одних бликов и буквально растворен в воздухе. А вот зеленый стакан Константина Коровина ничем не примечателен — второстепенная деталь натюрморта.

Граненые стаканы Петрова-Водкина и Ко

Игорь Грабарь — Хризантемы. 1905. Третьяковская Галерея

Граненые стаканы Петрова-Водкина и Ко

Константин Коровин — Сирень. 1915

И вот, наконец, Кузьма Петров-Водкин потеснил всех, выдав целую серию тяжелых и грубых пролетарских стаканов. Настоящий «стакановец» 20-го века!

Почин подхватил фовист Анри Матисс. Он упростил форму стакана донельзя превратив его во что-то бесформенное и передал эстафету кубисту Жоржу Браку, который восстановил форму стакана, но не смог решиться на грани.

Граненые стаканы Петрова-Водкина и Ко

Анри Матисс (Henri Matisse) — Натюрморт. 1917. Частная коллекция

Граненые стаканы Петрова-Водкина и Ко

Жорж Брак (Georges Braque) — Натюрморт с лимонами. 1960

Больше граненый стакан в натюрмортах великих замечен не был. Эволюция завершилась.

Источник


Ключевые слова: живопись
Опубликовал Олег Смирнов , 10.05.2018 в 20:35

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Любовь Филина
Любовь Филина 12 мая, в 17:22 Триумф стакана! Текст скрыт развернуть
0
Показать новые комментарии
Показаны все комментарии: 1
Комментарии Facebook
Свежее
Корея - это магнолия... Корейский художник Пак Чхоль Хван
Маритта Кесич 26 май, 03:17
+1 1
Бывает же светлая грусть? Задумчивые работы художника Евгения Муковнина
Белка Затейница (Шелл) 26 май, 00:55
+3 1
Почему иконы должны храниться в музеях
Анастасия И. 25 май, 13:51
+4 0
Художник Александра Хитрова
Анатолий 好 25 май, 13:42
+3 2
Словно благовест, манит сиянье берёз... Художник Вячеслав Фёдоров
Маритта Кесич 25 май, 02:40
+16 1
Нежным цветением тихо дыша..…

Нежным цветением тихо дыша... Китайский художник Xiang Ming Zeng

20 май, 08:36
+31 11
И у цветов есть душа — очаро…

И у цветов есть душа — очаровательные натюрморты Анны Коттерилл

20 май, 00:08
+27 3
Картины, в которых сливаются…

Картины, в которых сливаются в танце свет и цвет — живая пастель Ольги Абрамовой

20 май, 23:58
+26 6

Последние комментарии

Маритта Кесич
Белка Затейница (Шелл)
Nikolay Sviridenko

Поиск по блогу

Лучшее за неделю
Нежным цветением тихо дыша... Китайский художник Xiang Ming Zeng

Нежным цветением тихо дыша... Китайский художник Xiang Ming Zeng

Сян Минь Цзэн (Xiang Ming Zeng) родился в Китае в 1951г. Выпускник академии изящных искусств Гуанчжоу (1975). Произведения Цзэна представлены в музеях, галер

Маритта Кесич 20 май, 08:36
+31 11
И у цветов есть душа — очаровательные натюрморты Анны Коттерилл

И у цветов есть душа — очаровательные натюрморты Анны Коттерилл

Представляю вашему вниманию очаровательные натюрморты художницы Anne Cotterill (1933-2010). Британская художница Анна Коттерилл (Anne Cotterill) почти в

Белка Затейница (Шелл) 20 май, 00:08
+27 3
Картины, в которых сливаются в танце свет и цвет — живая пастель Ольги Абрамовой

Картины, в которых сливаются в танце свет и цвет — живая пастель Ольги Абрамовой

Живое, очень пластичное искусство... Картины, как танец, который не надо долго готовить, а можно просто слушать себя, своё тело, свою душу... Живая красота!

Белка Затейница (Шелл) 20 май, 23:58
+26 6