Свиньи и высокое искусство: 8 картин, доказывающих, что это идеальная пара

5 февраля наступил год Жёлтой Земляной Свиньи по китайскому календарю. Конечно, и за пределами Китая многие не упустят возможность лишний раз встретить Новый год (тем более праздновать его следует целых две недели). Артхив же не упустит случая рассказать несколько историй о картинах и гравюрах со свиньями.

Свинья святого Антония

Святой Антоний на картине, которая приписывается Босху, усердно молится, а дьявол, чтобы отвлечь его, подсылает разнокалиберных монстров — один другого чуднее. Рядом с беснующимися тварями — премилая свинка с колокольчиком в ухе: традиционно свинья символизирует похоть и ненасытность, но колокольчик переводит её в разряд положительных героев.

 
 
Искушение святого Антония. Иероним Босх, 1490-е
Искушение святого Антония. Иероним Босх, 1490-е

Святой Антоний считался покровителем людей, страдающих эрготизмом: это мучительное заболевание, среди симптомов которого психические расстройства и гангрена, вызывают алкалоиды спорыньи — грибка, который часто поражал ржаную муку. Лечением таких больных занималось Госпитальное братство святого Антони: монахи запасали не заражённый грибком хлеб на случай эпидемий, а язвы на гангренозных конечностях смазывали свиным салом. Свиней для получения сала выращивали сами. Свиньям, которых разводили монахи-антониты, разрешалось пастись на особых угодьях, — и колокольчик отличал этих «лечебных» свиней от всех других.

 

Поросёнок с плохими известиями (и генами)

1496-м об этой свинье из небольшой эльзасской деревушки говорила вся Германия: листовки с её изображением и описанием пользовались большой популярностью и распространяли панику — рождение животных с генетическими отклонениями считалось предвестником больших катастроф, вплоть до конца света. У свиньи была одна голова, четыре уха, два языка, два туловища и 8 ног — две из них сверху.

 
Поросёнок-уродец из Ландсера. Альбрехт Дюрер, 1496
Поросёнок-уродец из Ландсера. Альбрехт Дюрер, 1496

Дюрер не мог видеть этого монстра: поросёнок прожил всего один день. Но его гравюра производит впечатление репортажного фото: свинью он воспроизвёл по описанием (и прибавил ей возраста), но поставил её на фоне реального замка из Ландсера. В 1515-м Дюрер возьмётся изобразить носорога, которого никогда не видел, положившись на рисунки и описания очевидцев. И это будет не так удачно, как вышло со свиньёй (всё-таки здоровых свиней он повидал много) — носорог Дюрера носит латы и рог на спине.

 
Носорог. Альбрехт Дюрер, 1515
Носорог. Альбрехт Дюрер, 1515

В стране бегающих жареных поросят

Бегающий жареный поросёнок (сразу с ножом, чтоб лентяй мог без промедление отрезать ломтик посочнее) и очищенное яйцо — одни из самых ярких персонажей Страны лентяев: жители этой страны не будут выращивать домашний скот и тратить силы на приготовление обеда — еда сама устремляется им навстречу. Своё последнее усилие они предприняли, когда прогрызли в горе из каши (в верхнем правом углу картины) лаз в эту волшебную страну.

 
Страна лентяев. Питер Брейгель Старший, 1567
Страна лентяев. Питер Брейгель Старший, 1567

Жители страны, развалившиеся под столом с яствами, напоминающим колесо Фортуны, думают, что поймали удачу за хвост. Но Брейгель их, конечно, осуждает. И высмеивает он не только лень — порок, которому подвержены люди разных сословий: на картине разлеглись крестьянин, солдат и учёный. Это ещё и политическая сатира. Это ещё и высказывание по актуальной повестке. Герцог Альба с испанскими отрядами как раз прошёлся по территории Нидерландов, истребляя «еретиков» (протестантов): под впечатлением от ужасов этой кампании Брейгель уже написал картину «Триумф смерти», а здесь он намекает своему народу, что не время сидеть с открытым ртом, ожидая, когда в него залетит жареная птица. И о мечты о домах, с крышами из пирогов, тоже не ко времени.

Свиньи в гостиной

Эту картину Рубенс написал, чтоб повесить в собственной гостиной. И она принадлежала художнику до самой его смерти. Рубенсоведов здесь интересует верхний правый угол картины — там один из первых опытов Рубенса в жанре пейзажа. Нас же — правый нижний, с иллюстрацией к Притче о блудном сыне из Евангелия от Луки.

 
Возвращение блудного сына. Питер Пауль Рубенс,1619
Возвращение блудного сына. Питер Пауль Рубенс,1619

Младший из двух сыновей просит у отца свою долю наследства — и отправляется во все тяжкие: когда наследство потрачено, он вынужден пасти свиней, а голоден так, что «рад был наполнить чрево своё рожками,которые ели свиньи, но никто не давал ему» (под рожками имеются в виду плоды рожкового дерева — евреи ели их только в голодные годы, а в благополучное время кормили ими скот). 

В метафорическом смысле притча иллюстрирует всепрощение Бога-отца: сын ушёл от него, но когда одумался и вернулся — был принят в отцовские объятия. Блудному сыну Рубенса ещё только предстоит вернуться к отцу и молить о прощении, пока же он молит о том, чтобы ему разрешили разделить трапезу со свиньями. И делает это куда более эмоционально, чем блудный сын Дюрера, например (что отлично демонстрирует разницу между искусством барокко и Возрождения).

 
Блудный сын, кормящийся со свиньями. Альбрехт Дюрер, 1498
Блудный сын, кормящийся со свиньями. Альбрехт Дюрер, 1498

Как семья сама себе свинью подложила

Ян Стен прославился картинами с изображением шумных, развратных и неряшливых семейств. С такой темой легко скатиться в занудство, но Стена спасло чувство юмора.

 
Расстроенное хозяйство (Кавардак). Ян Стен, 1663
Расстроенное хозяйство (Кавардак). Ян Стен, 1663

Хозяйка дома, изображённого на картине «Кавардак», уснула — и в доме всё перевернулось вверх дном: собака принялась дегустировать пирог, малограмотная женщина поучают мужчину с книгой, мальчик курит, а девушка, которой надо бы излучать скромность, флиртует с кавалером.
В этой суматохе свинья пробралась в дом — и до неё нет никакого дела никому, кроме любвеобильного кавалера, который мечет розы (мы сказали бы — бисер) перед свиньёй: традиция буквально иллюстрировать пословицы актуальна и спустя 100 лет после Босха и Брейгеля, которые очень в этом преуспели. Над головам всех этих бесстыдников висит корзина — символ судьбы: она наполнена тем, что рано или поздно обрушится на головы этих грешников — так, костыль символизирует бедность, а про розги и так всё понятно.

Свинство в античной мифологии

Богиня-чародейка Цирцея прославилась своим умением причинять вред мужчинам. Своего мужа — царя сарматов — она отравила, чтобы занять трон. Чуть больше повезло мужчинам, которые не ответили взаимностью на любовь Цирцеи (хоть она и была красавицей): морского бога Главка она с помощью зелья превратила в чудовище, а ещё одного царя, на которого положила глаз, — в дятла. 

Но самое известное и масштабное злодеяние Цирцеи описано в «Одиссее» Гомера: с помощью зелья она превратила спутников Одиссея (больше 20-ти человек!) в свиней.

 
Цирцея со свиньями. Брайтон Ривьер, 1896
Цирцея со свиньями. Брайтон Ривьер, 1896

Нет, ничего крепостью в 40 градусов они не пили: только вино и волшебство.

Чином гостей посадивши на кресла и стулья, Цирцея
Смесь из сыра и меду с ячменной мукой и с прамнейским
Светлым вином подала им, подсыпав волшебного зелья
В чашу, чтоб память у них об отчизне пропала; когда же
Ею был подан, а ими отведан напиток, ударом
Быстрым жезла загнала чародейка в свиную закутку
Всех; очутился там каждый с щетинистой кожей, с свиною
Мордой и с хрюком свиным, не утратив, однако, рассудка
(«Одиссея», перевод В.А. Жуковского)

К счастью, Одиссей, которому Гермес дал противоядие от зелий Цирцеи, спас своих товарищей. Ему «пришлось» разделить ложе с богиней и попировать за её столом — и она вернула его друзьям человеческие обличья (и даже сверх того — мужчины стали ещё крепче и краше, чем до того, как побывали в свиной шкуре).

Английский живописец Брайтон Ривьер специализировался на анималистике, поэтому он изображает не спасательную операцию в исполнении Одиссея, а самих свиней. Как сказано у Гомера, они сохранили человеческий разум — так что могли осознать ужас своего положения: Ривьер и сосредоточился на эмоциональных свиных физиономиях.

Синтетические свиньи

 

 
Свиное стадо, Бретань. Поль Гоген, 1888
Свиное стадо, Бретань. Поль Гоген, 1888

Наконец мы добрались до свинок, не обременённых тяжелыми смыслами и многозначительными намёками. 

Гоген, как и многие другие художники из Европы и Америки в конце 19-го века, прибыл в Бретань в поисках картин патриархальной жизни, не тронутой прогрессом. И нашёл. Не только деревенские пасторали и свинок, но и новый художественный метод — синтетизм: его приверженцы соединяют на полотне то, что видят в реальности, и свои чувства по отношению к изображаемому. Именно субъективные чувства делают колорит картин неправдоподобно ярким. Что касается свинок, надеемся, это не внутренние демоны Гогена (они бы должны быть пострашнее), а животные, которых он наблюдал в реальности.

Если бы свинья могла рисовать

Американский художник Джейми Уайет писал портреты многих знаменитостей — Джона КеннедиЭнди УорхолаАрнольда Шварценеггера, своего великого отца, в конце концов. И первый успех ему обеспечил тоже портрет.

 
Портрет свиньи. Джейми Уайет, 1970
Портрет свиньи. Джейми Уайет, 1970

В 1971-м Джейми представил свои работы на совместной выставке с отцом и дедом. Гвоздём программы стала огромная — больше двух метров в ширину — картина самого младшего из Уайетов. Это был «Портрет свиньи». В самом буквальном смысле. 
Свинок Уайет будет писать множество раз: он подолгу живет на своей ферме, так что они для него — никакая не экзотика, а обычные соседи. Уайет относится к этим своим моделям со всей серьёзностью: запечатлевает не только их аппетитные формы, но и характеры. И последнее ему удаётся, даже когда на картине представлен только вид сзади!

 
Бэби Джейн летом. Джейми Уайет, 1997
Бэби Джейн летом. Джейми Уайет, 1997

«Когда я изображаю чайку или свинью, мне нравится думать, что, если бы эта свинья умела рисовать, то нарисовала бы себя в точности так, как это сделал я. Вот что меня будоражит», — говорит Джейми Уайет.

Источник ➝

Художник Андрей Кимович Есионов.


Основной инстинкт.

Довольно интересное жизненное наблюдение художника. Природный инстинкт хищника- убивать. В суете городской жизни, кот, следуя инстинкту, поймал птичку и несет в зубах. Человек занят своими жизненными проблемами. А в целом мы все живет одним природным инстинктом- инстинктом выживания.
Таково философское осмысление, вроде бы простой картины с незатейливым сюжетом.

Андрей Кимович Есионов родился в 1963 году в Ташкенте. В 1990 году окончил живописное отделение Ташкентского государственного театрально-художественного института им.

А.Н. Островского. Пишет акварельные городские пейзажи, портреты современников, картины на философско-религиозные, мифологические и исторические темы.
Следует отметить, акварель- самый трудный стиль живописи. У Есионова это не бросается в глаза. Картины ярки, светлы и прекрасны. Художник философски осмысливает образы, темы картин. И это придает его картинам мировозрение художника, его понимание искусства и происхождения жизни на земле.
Его портретная живопись не является классической, не написана маслом. Но и в акварели мы узнаем своих современников, их знакомые черты и образы.
Что ни говори, а Есионов- прекрасный художник. Его картинами можно смотреть и наслаждаться.

Портреты наших современников.

Анатолий Карпов

Армен Джигарханян

Портрет композитора Геннадия Гладкова

Портрет модельера Вячеслава Зайцева

Портрет художника Зураба Церетели

Портрет кинорежиссёра Владимира Наумова

Портрет кинорежиссёра Петра Тодоровского

Портрет кинорежиссёра Эльдара Рязанова

Зарисовки художника " По странам мира"

Акварельные работы у художника прекрасны и впечатлительны.

Кавалер.

Венская двойка

Берлинский извоз

Берлинский извоз

Римская повозка

Серия "Улицы Мадрида"

Серия "Улицы Мадрида"

Дрезден. Theaterplatz

Старый Амстердам

Мемориальная церковь кайзера Вильгельма. Берлин.

Маросейка. Переход к Новинскому. Москва

Ильинка. Москва

Серия "Иерусалим". Священник

Серия "Иерусалим". Копт

Серия "Иерусалим". Пилигрим

Квантовый блюз

Развод по-итальянски

Не подглядывай!

Дама треф

Дама черви

Основной инстинкт

Диоген

Сотворение мира

Майдан

Судный день

Апокалипсис

Ренессанс

Бородинская битва. Белый старт. Checkmate в три хода.

Возвращение Афродиты

Серия "Мир манекенов"

источник

Свадебному фотографу из Южной Каролины Патрику Холлу (Patrick Hall) пришла идея

. Он решил запечатлеть реакцию людей, которых бьет током от электрошокера. Для того чтобы фотосессия стала веселее, каждого «подопытного кролика» снимали на видео, пока тот находился в нервозном ожидании предательского удара электрошокером от близкого человека, а в момент кульминации несчастного ослепляла вспышка фотокамеры, и вот готовый снимок с корчившимся от боли и страха лицом готов. Безумие в чистом виде!


«Люди, ожидавшие получить удар электрошокером, почти всегда нервничали и боялись предстоящего.

Зато у тех, кто должен был ударить, было совсем другое поведение. Большинство из них были рады причинить боль своему другу, и только после совершения удара на их лицах появлялось раскаяние», — говорит Патрик.

Одни кричали, смеялись и проклинали всё вокруг, другие оставались на удивление спокойными, в то время как получали разряд в 300 000 вольт.

Идею Патрика можно было бы назвать просто безумной, но желающих добровольно испытать на себе удар в 300 000 вольт оказалось немало.

Только четыре человека из участвующих в фотосессии остались невозмутимыми после разряда. Все остальные кричали, смеялись и матерились.


источник

Картина дня

))}
Loading...
наверх