Белка Затейница (Шелл) предлагает Вам запомнить сайт «Искусство»
Вы хотите запомнить сайт «Искусство»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

Культура и искусство

Читать

«Меланхолия I» - самая таинственная гравюра Альбрехта Дюрера, в которой зашифрованы тайные послания

развернуть
Альбрехт Дюрер - немецкий художник и его гравюра «Меланхолия I».

Альбрехт Дюрер - немецкий художник и его гравюра «Меланхолия I».


Гравюра на меди «Меланхолия I» известнейшего художника эпохи западноевропейского Ренессанса Альбрехта Дюрера окутана тайной, полна символов и аллегорий. В неимоверно малые размеры своего творения непревзойденный мастер гравюры сумел зашифровать столько тайного смыла и посланий, которые до сих пор заводят в тупик искусствоведов. Различные версии разгадок этих тайн далее в обзоре.



Первый автопортрет Дюрера, выполненный в 13 лет. Автор А. Дюрер. ¦ Фото: wikiart.org.

Первый автопортрет Дюрера, выполненный в 13 лет. Автор А. Дюрер. ¦ Фото: wikiart.org.



Альбрехт Дюрер (нем. Albrecht Dürer, 1471—1528) — немецкий живописец и график, первый теоретик искусства, один из величайших мастеров Северного Ренессанса, был третьим ребенком в семье из восемнадцати рожденных и восьми выживших детей. Отец, золотых дел мастер, пытался с детства приобщить сына к ювелирному ремеслу,которым сам зарабатывал на жизнь.

Портрет отца художника. (1490). Дерево, масло. Автор А. Дюрер. ¦ Фото: livejournal.com.

Портрет отца художника. (1490). Дерево, масло. Автор А. Дюрер. ¦ Фото: livejournal.com.


Но вопреки его ожиданиям, в пятнадцать лет юный Альбрехт становится учеником Михаэля Вольгемута – ведущего нюрнбергского художника, живописца и великолепного гравера. От него то прилежный ученик и получил те познания и умения, которые использовал на протяжении своего творческого пути. К тому же, первый успех юному художнику принесли именно деревянные и медные гравюры. Впоследствии он стал новатором в этой технике. А о живописных работах Дюрера и говорить не приходится - это шедевры мирового искусства.

Альбрехт Дюрер. Автопортрет. Автор А. Дюрер. ¦ Фото:livejournal.com.

Альбрехт Дюрер. Автопортрет. Автор А. Дюрер. ¦ Фото:livejournal.com.



Познания Дюрера в астрономии, математических и естественных науках были потрясающими. Он создавал карты звездного неба, следя за небесными светилами с крыши собственного дома, на которой располагалась небольшая обсерватория. Он рассчитал значения, для впервые созданного в Европе, магического квадрата, создал теоретические труды об искусстве.

«Меланхолия I»

 «Меланхолия I». (1514). Автор: Альбрехт Дюрер. ¦ Фото: kaplyasveta.ru.

«Меланхолия I». (1514). Автор: Альбрехт Дюрер. ¦ Фото: kaplyasveta.ru.


При создании «Меланхолии» в 1514 году Дюрер следил за яркой кометой, появившейся на небосводе. Очень многое в изображении гравюры связано с этой кометой и символикой планеты Сатурн, являющейся покровительницей меланхоликов. Считалось, что бог Сатурна – старше других богов, и только ему присущ высший интеллект, и только меланхоликам доступна радость открытий.

Фрагмент гравюры «Меланхолия I». Автор: А. Дюрер. ¦ Фото: kaplyasveta.ru.

Фрагмент гравюры «Меланхолия I». Автор: А. Дюрер. ¦ Фото: kaplyasveta.ru.



В центре композиции видим женщину с крыльями и в венке, олицетворяющую собой Логику – это Муза Дюрера. Неподвижно сидящая на крыльце, она погружена в меланхолическую задумчивость и печаль: женщина хоть имеет крылья, но не может проникнуть за завесу тайны Вселенной. Все, что вокруг происходит - проходит без ее участия. Это ее угнетает и навевает меланхолическое настроение.

Фрагмент гравюры «Меланхолия I». Автор: А. Дюрер. ¦ Фото: kaplyasveta.ru.

Фрагмент гравюры «Меланхолия I». Автор: А. Дюрер. ¦ Фото: kaplyasveta.ru.


Угрюмый мальчик с крыльями, рядышком сидящий на мельничном жернове, что-то задумчиво пишет на восковой дощечке. Это Путто, символизирующий предвестника ангельского духа.
Вокруг героев гравюры разбросаны измерительные и строительные инструменты. А у ног, свернувшись в клубок, спит борзая собака, символизирующая меланхолический темперамент.

Фрагмент гравюры «Меланхолия I». Автор: А. Дюрер. ¦ Фото: kaplyasveta.ru.

Фрагмент гравюры «Меланхолия I». Автор: А. Дюрер. ¦ Фото: kaplyasveta.ru.



Гравюра размерами 23,9 х 18,8 сантиметров перенасыщена деталями и предметами. Здесь можно увидеть песочные и солнечные часы, весы, колокол, циркуль, сферу, многогранник, высеченный магический квадрат, а так же строительные инструменты.

А самым интереснейшим предположением российского искусствоведа Паолы Волковой является версия: на гравюре изображена не крылатая женщина, а сам Альбрехт Дюрер с крыльями ангела, что впрочем вполне закономерно.

Магический квадрат

Магический квадрат. Фрагмент гравюры «Меланхолия I». Автор: А. Дюрер. ¦ Фото: kaplyasveta.ru.

Магический квадрат. Фрагмент гравюры «Меланхолия I». Автор: А. Дюрер. ¦ Фото: kaplyasveta.ru.


На стене видим таблицу с числами, заключенными в магический квадрат, где их сумма на каждой горизонтальной, и вертикальной линиях, а так же по диагоналям равна числу тридцать четыре.
До сих пор среди искусствоведов ведутся споры на тему: сам ли Дюрер составил этот квадрат, или же взял за основу квадрат Корнелия Агриппы, видоизменив порядок чисел. Как бы там ни было, но в своем магическом квадрате Дюрер зашифровал год создания гравюры (два средних числа снизу), дату смерти матери и несколько других знаковых дат для самого художника.

Также считают, что магический квадрат был позаимствован Европой у Индии в начале 16 века. А в самой Индии он стал известен в I веке нашей эры. Ученые предполагают, что идея магического квадрата принадлежит китайцами, ибо в китайских рукописях, написанных 4000-5000 лет до нашей эры, впервые упоминается о них. Вот такой древнейший возраст у магического квадрата!

Загадка в названии гравюры


На фоне неба в лучах кометы изображена летучая мышь, на крыльях которой выгравировано мастером - «Меланхолия I». Существует несколько версий почему эта работа так названа. Хотя во всех своих трудах Дюрер называет эту работу просто - «Меланхолия».

Фрагмент гравюры «Меланхолия I». Автор: А. Дюрер. ¦ Фото: kaplyasveta.ru.

Фрагмент гравюры «Меланхолия I». Автор: А. Дюрер. ¦ Фото: kaplyasveta.ru.



Первая из версий: художник задумал создать несколько работ, отображающих меланхолию, поэтому и начал нумеровать свои произведения. Но как известно, продолжения серии гравюр, посвященных Меланхолии, у Дюрера больше не было.

Вторая версия опиралась на психологические учения того времени, которые гласили, что существуют три вида меланхоликов. Одни из них были творческими людьми, с развитой фантазией, другие – политики и ученые, с развитым умом, и третьи - люди религии и философы, с развитой интуицией. Поэтому Дюрер, считавший себя меланхоликом, пишет на гравюре: MELENCOLIA I.

По третьей версии: «I» — это вовсе не римская цифра, а латинская буква «i». А в совокупности с меланхолией — означает «Прочь, меланхолия».

И последняя, самая более вероятная. Так как техника гравюры выполняется в зеркальном отражении Дюрер ошибся при написании названия, что было не первым случаем в его практике. Вместо буквы "А" - конечной буквы, он начал писать букву "М". И чтобы исправить свою ошибку, он решил таким образом выйти из сложившейся ситуации.

 «Святой Иероним в келье» Гравюра на меди. (1514). ¦ «Рыцарь, смерть и дьявол». Гравюра на меди. (1513). Автор: А. Дюрер. ¦ Фото: livejournal.com.

«Святой Иероним в келье» Гравюра на меди. (1514). ¦ «Рыцарь, смерть и дьявол». Гравюра на меди. (1513). Автор: А. Дюрер. ¦ Фото: livejournal.com.


«Меланхолия I» — является последней из серии трех известных «мастерских гравюр» Дюрера и самой любимой его работой. Первые две - это «Иероним в келье» и «Рыцарь, смерть и дьявол».
Во всех трех присутствует действующее лицо: рыцарь, святой Иероним, крылатая женщина. По мнению многих искусствоведов в этих трех работах художник описал разные состояния души человека


Источник →

Ключевые слова: прочее искусство
Опубликовал Олег Смирнов , 09.08.2017 в 13:28

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
элла литвинова (Бобынина)
элла литвинова (Бобынина) 9 августа, в 15:33 С удовольствием ознакомилась с этими работами Дюрера. Спасибо. Текст скрыт развернуть
1
Показать новые комментарии
Показаны все комментарии: 1
Комментарии Facebook
Свежее
«Каракули на миллион»: как писал свои магические полотна Марк Ротко, гениальность которого потомки доказывали в суде
Олег Смирнов 20 сен, 16:46
+1 0
Механические животные: выразительные рисунки в стиле стимпанк, выполненные цветными ручками
Олег Смирнов 20 сен, 16:41
+1 0
Трудно поверить, но эти реалистичные картины выполнены не маслом или акварелью, а обычными шариковыми ручками
Олег Смирнов 20 сен, 16:38
+2 0
Скандально известная ядерная «Мадонна» Сальвадора Дали, которую благословил сам Папа Римский
Олег Смирнов 20 сен, 16:35
+2 0
Картина из обычных саморезов
Анатолий 好 20 сен, 09:05
+2 0

Последние комментарии

Марина бОБРОВСКИХ
Маритта Кесич

Поиск по блогу

Лучшее за неделю
Чудесные осенние пейзажи Риммы Вьюговой

Чудесные осенние пейзажи Риммы Вьюговой

http://xexe.club/217325-chudesnye-osennie-peyzazhi-rimmy-vyu...

Анатолий 好 15 сен, 09:00
+40 4
Сказочная живопись от Эрика Ру-Фонтейна

Сказочная живопись от Эрика Ру-Фонтейна

Французский художник Eric Roux-Fontaine родился в 1966 году. Живет и работает в Лионе. Подобно неясному сну, его картины, наполненные волшебными моментам

Маритта Кесич 16 сен, 08:34
+31 4
Муки и радости Бориса Кустодиева – художника, который писал жизнеутверждающие полотна прикованным к кровати

Муки и радости Бориса Кустодиева – художника, который писал жизнеутверждающие полотна прикованным к кровати

Б.М.Кустодиев с женой / Портрет Ф.И. Шаляпина (1921) Почти каждый художник оставляет после себя свой неповторимый мир, застывший в красках. Одни создаю

Олег Смирнов 15 сен, 13:47
+24 2