Последние комментарии

  • Татьянка Яцук18 декабря, 19:29
    А мне нрааавится! Особенно верхних два рисунка и последний-так нежно,воздушно,-лепестки как будто из невесомой,прозра..."Распускается он, будто радугу извергая..." Японская художница Hiromi Miura
  • Елена Марченко18 декабря, 17:09
    Маритточка!Вы уже в пути или приехали?:-)"Распускается он, будто радугу извергая..." Японская художница Hiromi Miura
  • Елена Марченко18 декабря, 17:08
    Вероятно,я не доросла до её цветов...Я видела в декабре,в -45, в Иркутске, в парикмахерской два куста камеи по два с ..."Распускается он, будто радугу извергая..." Японская художница Hiromi Miura

Художник Михаил Викторович Рундальцов - видный офортист и гравер прошлого

Художник Михаил Викторович Рундальцов известен и неизвестен в нашей стране. Родившиеся и выросшие в СССР наверняка видели его Ильича - вождя мирового пролетариата с хитрым прищуром глаз - то на марках, то на плакатах. Но имя художника вряд ли кому-то из нас было известно.

Причиной тому скорее всего был необычный творческий путь художника и его последующая жизнь после того, как он изобразил В.

И. Ленина на одном из своих рисунков.

Жизнь в России вообще вещь непредсказуемая: сегодня ты рисуешь императора, а завтра уже злодея, который не возражал против того, чтобы императора не стало на свете... Очередная карта судьбы.

Основное направление изобразительного искусства, в котором работал М.В.Рундальцов - литографии и офорты. Что-то он рисовал сам и потом делал отпечатки, что-то воспроизведено им с фотографий и картин известных художников.

Работы Рундальцова в Эрмитаже


Михаил Викторович Рундальцов (1871 – 1935)
Портрет императора Николая II с портретом-ремаркой наследника - цесаревича Алексея Николаевича (по оригиналу кисти Валентина Серова) 1913
282 × 215 см
Акварель, Тушь, Офорт, Бумага
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург


Михаил Викторович Рундальцов (1871 – 1935)
Портрет императора Николая II, 1912


Михаил Викторович Рундальцов (1871 – 1935)
Портрет наследника-цесаревича Алексея Николаевича с портретами-ремарками его сестер, великих княжен Ольги, Татьяны, Марии и Анастасии 1915
бумага, гравюра сухой иглой
53 х 36,2 см
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург


Михаил Викторович Рундальцов (1871 – 1935)
Портрет наследника-цесаревича Алексея Николаевича
Россия, 1917
бумага, офорт, акварель
71,5 х 62 см
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

01. Портрет наследника-цесаревича Алексея Николаевича
02. Портрет Великого князя Константина Константиновича


Рундальцов Михаил Викторович (1871 – 1935)
Портрет императора Николая II
бумага офорт
63,8 х 50 см
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург


Рундальцов Михаил Викторович (1871 – 1935)
Портрет императора Николая II с портретами-ремарками императоров Александра I и Николая I
Россия, 1912
бумага, офорт
28,5 х 13,8 см; 52 х 35,8 см (лист)


Портрет великого князя Михаила Александровича
Россия, 1914-1916
бумага, офорт
56 х 47 см
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург


Портрет Великого Князя Сергея Александровича


Портрет великого князя Владимира Александровича 1902
бумага офорт
90 х 63 см
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург


Портрет принцессы Е. М. Ольденбургской
Россия, 1890-е
бумага литография
33,5 х 28; 67 х 48,5 см

Её императорское величество государыня императрица Александра Федоровна

01. Её императорское величество императрица Мария Федоровна, супруга императора Александра III
02. Её императорское величество государыня императрица Александра Федоровна В начале ХХ века очень популярны были почтовые открытки, выполненные этим гравером, в частности такие серии как "Виды Санкт-Петербурга", "Портреты российских императоров" или просто рождественские.

Кроме того работы Рундальцова можно было увидеть в качестве иллюстраций в различных художественных журналах того времени.

В настоящее время в России находится порядка 300 его работ, однако вот только имя художника-гравера совсем даже и не на слуху... и найти его литографии оказалось не так уж и просто. Представленные ниже изображения собирались весьма долго и фактически по всей всемирной паутине. Это не только Романовы, это и современники Романовых, великие современники... Работы из других собраний


Михаил Викторович Рундальцов (1871 – 1935)
Его императорское Величество Наследник Цесаревич и Великий Князь Алексей Николаевич


А. С. Пушкин с портретами-ремарками О. А. Кипренского и П. А. Ефремова 1903
Офорт

Рундальцов М.В. Портрет А.С. Пушкина с портрета О.А. Кипренского


Страсть 1905-1917гг 140 х 90мм


Портрет молодого человека 1920 Картон, масло 65,8 х 54,3 см


Portrait of a young man 1934 oil on canvas 46 x 38 cm


Double female portrait 1933 oil on canvas 55 x 46 cm

Портрет К. Т. Солдатенкова, 1902


Портреты И. Гофмана и Ф. Шопена с автографами 1913 Офорт


Портрет писателя Федора Михайловича Достоевского


*кликабельно
Д. И. Менделеев с портретом Ломоносова 1907 Офорт 54,7 х 64,6 (отт.)68,5 х 86 см (лист) РГБ


Портрет Генриха Ипполитовича Семирадского 1903
45 х 39 см (в свету), 52,5 х 40,3 см (лист) офорт


Портрет Л. Н. Толстого с портретом-ремаркой Сократа 1910 Бумага, офорт 52,9 х 39,2


Портрет П. И. Чайковского


Портрет композитора Антона Григорьевича Рубинштейна Россия,1895 бумага,офорт 33,3 х 23,1 см


Портрет В. Соловьёва 1907 Офорт Бумага 53 x 42 cm

Портрет И. С. Тургенева 1905

Первый Гос. Контролер свободной России И. В. Годнев

Первый Министр Земледелия свободной России А. И. Шингарев

Первый Министр Иностр. Дел свободной России П. Н. Милюков

Первый Министр по делам Финляндии свободной России Ф. И. Родичев

Первый Министр Путей Сообщения свободной России Н. В. Некрасов

Первый Министр Торговли и Пром ти свободной России А. Коновалов

Первый Министр Финансов свободной России М. И. Терещенко

Первый министр Юстиции свободной России А. Ф. Керенский (почтовая карточка)

Первый Обер Прокурор Святейшего Синода свободной России В. Н. Львов

Первый Председатель Гос. Думы свободной России М. В. Родзянко

Первый Председатель Сов. Мин. и Мин. Вн. Дел свободной России Г. Е. Львов


Первый Председатель Сов. Раб. и Солд. Депутатов свободной России Н. С. Чхеидзе

Краткая биографическая справка.

Рундальцов (в другом написании Рундальцев) Михаил Викторович родился 19 (7 по старому стилю) ноября 1871 года в Санкт-Петербурге в семье медальера (художника-резчик медалей и выпуклых художественных работ вообще).

В 1887 году юноша был зачислен вольнослушателем в Центральное училище технического рисования барона А. Л. Штиглица в Петербурге. Его учителем стал великий гравер В. В. Матэ. Во время обучения принимал участие в ученических выставках и получил ряд премий. В 1892 году однако из училища ушел. В 1895 получил должность художника-гравера в Экспедиции заготовления государственных бумаг в Петербурге.

В 1902 и 1906 был командирован ИАХ за границу для совершенствования в технике офорта. 1905 по ходатайству Матэ был удостоен звания академика. Создал множество гравированных портретов деятелей русской культуры (А. С. Пушкина с оригиналов О. А. Кипренского и В. А. Тропинина, 1890-е; А. Г. Рубинштейна с оригинала И. Е. Репина, 1895; Л. Н. Толстого, 1890-е; К. Т. Солдатенкова, 1902; Г. И. Семирадского, 1904; И. С. Тургенева, 1905; М. А. Зичи, 1910), представителей дворянства и членов императорской семьи.

Исполнял гравированные копии с картин Эрмитажа, Русского музея императора Александра III, занимался экслибрисом. В 1917 году исполнил портрет А. Ф. Керенского, в 1919 – В. И. Ленина (по фотографии М. С. Наппельбаума; офорт предназначался для тиражирования). В 1920 выехал в Таллин, затем перебрался в США и поселился в Майами-Бич.

В США Рундальцов стал профессором гравюры в Институте объединенных искусств, основанном в Нью-Йорке Н. К. Рерихом. В 1930 переехал в Париж.

Умер 2 ноября 1935 года в Париже и был похоронен на кладбище Пер-Лашез.

Рундальцов М.В. Открытка с изображением Петра Великого

Рундальцов М.В. Открытка с изображением Петра III

Рундальцов М.В. Открытка с изображением Петра II

Гравер и академик Иван Павлов в книге "Моя жизнь и встречи"( Москва, 1949 год, "Искусство") посвятил художнику Рундальцову несколько глав. Едкое иногда описание, но дающее нам представление о том, каким был человеком Михаил Викторович и как получил некоторые свои заказы.

"Находясь в общежитии Штиглица, я сблизился также с семейством Рундальцевых.Знакомство и общение с этой замечательной семьей было, пожалуй, самым светлым началом за весь период моего учения. С сыном Рундальцевых Мишей, ставшим позднее известнейшим офортистом, мы вместе учились по классу гравюры.

Жили Рундальцевы в том же доме, где помещалось и наше общежитие, только они квартировали в первом этаже, мы же находились в седьмом. Познакомившись через Мишу с ого отцом, я скоро стал у них как бы родным человеком.

Почти каждую субботу у Рундальцевых бывали вечера, на которые приглашалась молодежь. Время текло непринужденно и весело; вечера всегда сопровождались музыкой и пением. Все чувствовали себя как дома. Семья Рундальцевых состояла из отца Миши, его матери, брата Виктора и двух сестер - Надежды и Елены.

...Михаил Викторович Рундальцев был у Штиглица вольнослушателем. Именно эта категория учеников давала самое большое число дарований. В училище Михаил увлекался деревянной гравюрой и офортом и делал большие успехи.

Окончив школу, Рундальцев уехал работать гравером, и художником в Сибирь, в издательство известного книгоиздателя П. И. Макушина, а возвратившись в Петербург, поступил в Экспедицию заготовления государственных бумаг.

Попасть туда было чрезвычайно трудно: двери этого заведения раскрывались или перед людьми с. высокими связями, или с особыми талантами. Рундальцев пришелся не ко двору заведующему художественной печатью Франку, боявшемуся конкурентов, и скоро должен был уйти из Экспедиции, сделав там единственный офорт - портрет композитора А. Рубинштейна.

Рундальцев обладал барскими замашками, и рядовая жизнь гравера-офортиста его никогда. не устроила бы. В великосветском Петербурге он хотел быть видным и своим для верхов человеком.

По уходе из Экспедиции Михаил Викторович занялся частными заказами, главным образом выгодными портретами; сделал он также офорты Пушкина и Толстого, из них последний особенно замечателен по своему художественному выполнению.

Работал он также по заказам издательства Фельтен. В то же время Михаил Викторович усиленно, но безуспешно, добивался получения звания академика. Тогда Рундальцев достиг успеха другим способом. Через бульенщиков он ухитрился сделать портрет с Николая II и был представлен ко двору. Николаю понравилась работа Михаила Викторовича, и в награду он подарил ему перстень.

Это решило все, и мания величия продолжалась у Рундальцева до самой революции.

Через несколько лет после нашей разлуки я, приехав в Петербург, решил непременно повидать своего собрата по училищу Штиглица. Рундальцев жил на Литейном проспекте, рядом с домом Победоносцева, и занимал роскошную квартиру. - Они спят,- сказала мне горничная, когда я позвонил и спросил Михаила Викторовича.
Мне пришлось сказать, что я через несколько часов уезжаю.
- Хорошо, я передам ему.
Выбежала дочка Рундальцева и засыпала меня расспросами о Москве. Она, оказывается, знала меня по рассказам в семействе отца.

Так продолжалось целых полтора часа. Это меня возмутило. - Скажите же папе,- обратился я к дочери,- я ухожу, так как мне сегодня надо уезжать.
Наконец является сам, в каком-то необычайном костюме, выхоленный, и довольно высокомерно здоровается со мной:

- Слушайте, Иван Николаевич, я раньше двух часов не встаю. А вы хвать ко мне в двенадцать...

Я, знаете, своим привычкам не изменяю.

...После Великой социалистической революции Рундальцев эмигрировал за границу, попал вначале в Париж, а потом перебрался в Америку - за миллионами.

В капиталистическом мире он нашел окончательное применение своей страсти наживы.

Талант Рундальцева стал чужим для граждан родной страны." ___________

Ну и в заключении то, что так знакомо многим с детства - "добрый" дедушка Ленин.

Этот портрет на марке в свое время знал каждый ребенок и взрослый.

А вот имя художника не было известно никому...

Рундальцов М.В. Портрет В.И. Ленина с портретом-ремаркой К. Маркса и почтовая марка, созданная на основе этого офорта

В штатах Рундальцов написал портрет президента Уоррена Гартинга (1923) и несколько портретов крупнейших политиков и членов их семей (внучка Рузвельта).

На сайте библиотеки конгресса есть фотография Рундальцова с портретом Гартинга.

Под руководством Рериха он создал графику тыльной стороны одной из самых знаменитых купюр достоинством 1 доллар.

Источник

и отсюда

Картины маслом и акварели

Рундальцов М.В. Камни в заливе

Рундальцов М.В. Цветы в вазе

Рундальцов М.В. Залив

Рундальцов М.В. Дюны 1927

Рундальцов М.В. Осень

Рундальцов М.В. Цветущий луг


Летний павильон холст, карандаш цветной 50 х 61


М. В. Рундальцов. «Осеннее озеро». 1921. Масло, холст


Мальвы


Осенний лес 1925 холст масло 64 х 76

В штатах Рундальцов написал портрет президента Уоррена Гартинга (1923) и несколько портретов крупнейших политиков и членов их семей (внучка Рузвельта).

На сайте библиотеки конгресса есть фотография Рундальцова с портретом Гартинга.

Поэтому не удивительно,что под руководством Рериха он создал графику тыльной стороны одной из самых знаменитых купюр достоинством 1 доллар.

Источник

Источник ➝