"Он вспыхнул блестящей звездою..." Федор Васильев, самый молодой гений русского пейзажа

Мало кто из художников уже в ранней юности мог считаться состоявшимся мастером живописи. Так случилось с талантливым пейзажистом Фёдором Васильевым — одним из самых ярких явлений русского изобразительного искусства, признанным гением кисти мирового масштаба.

Федор Александрович Васильев. "Мокрый луг", 1872 год.  / Государственная Третьяковская галерея

Федор Александрович Васильев. "Мокрый луг", 1872 год. Фото: Государственная Третьяковская галерея

Судьба определила ему слишком мало времени. Для жизни - двадцать три года. Для творчества - всего шесть...туберкулез...

Но он успел очень многое.

Написал около шестидесяти картин, создал огромное количество рисунков, акварелей, выпустил несколько альбомов. Только за два года в Крыму - двенадцать полотен, множество рисунков и несколько замечательных сепий...

Автопортрет. 1873 год.

Фёдор родился в Гатчине под Петербургом в небогатой семье почтового служащего. Всего три года он учился в благотворительной школе Общества поощрения художников, совмещая с работой в реставрационных мастерских.

Его уже тогда заметили самые маститые виртуозы того времени. И. Шишкин, Е. Макаров, И. Крамской и, даже Илья Репин по собственной инициативе стали его наставниками и покровителями. В 20-летнем возрасте они организовали для Фёдора поездки по Волге и городам России, настояли на зачислении в Академию художеств.

Ф. Васильев. Прибой волн. 1873 год.

 Прибой волн. 1873

 "Возвращение стада", 1868, холст, масло. 61,5 × 96,6 см

"Возвращение стада", 1868 год

"Перед дождём". 1870—1871, холст, масло. 39,7 × 57,5 см

"Перед дождём". 1870—1871

Его пейзажи поражают странным сочетанием классической техники без применения особых средств с мощным эффектом полного единения с природой. Но пожалуй, самое удивительное в картинах Ф. Васильева — философское начало, проявляющееся в каждой его работе. Как может совсем молодой человек обладать таким неизмеримым чувством мироздания?

https://ruspekh.ru/images/articles/14382/1873_10_06-GV-01/1873_150_06-04-01_3_2.jpg

"Приближение грозы"

 "Волжские лагуны", 1870, холст, масло. 70 × 127 см

"Волжские лагуны", 1870

Техника Васильева — филигранный реализм без тени эксперимента над формами и колоритом. Многие специалисты относят его творения к вершинам мировой реалистической школы и манеры пейзажа.

"Мокрый луг". 1872, холст, масло. 70 × 114 см

"Мокрый луг". 1872

«Волжские лагуны», «Мокрый луг», «Заброшенная мельница» и многие другие полотна не оставляют равнодушными людей различных возрастов и вкусовых наклонностей. Проживший на Земле всего двадцать три года Мастер надолго останавливает посетителей в своих залах Русского музея и Третьяковки.

 "Оттепель", 1871, холст, масло. 53,5 × 107 см

"Оттепель"

«Оттепель». Здесь рассуждения вполне зрелого мужчины, прошедшего жизненный путь до края, перекликаются с вечной юностью, божественным светом жизни, бренностью тленных идеалов. Откуда в молодом художнике столь ясные истины? Как удалось создать настоящие психоделические образы простыми и классическими изобразительными средствами?

"Берег. Штиль", 1867

https://allpainters.ru/wp-content/uploads/paintings/near-a-watering-place.jpg

"У водопоя"

https://uploads8.wikiart.org/images/fyodor-vasilyev/rye.jpg!Large.jpg

"Рожь"

 

Художник Андрей Шильдер: дар и рок

 
Художник Андрей Николаевич Шильдер был учеником великого Ивана Шишкина. Однако, сама идеология его работы с пейзажем была принципиально иной.
 
"Ручей в лесу", 1906, холст, масло
 
"Ручей в лесу", 1906, холст, масло

Его творческий путь — замечательный пример того, как, перенимая сильнейшие стороны творчества наставника, можно (и нужно) создавать собственный уникальный стиль, дабы раскрыть в полной мере собственный талант живописца.

Там, где Иван Иванович следовал за объективной действительностью, тщательнейшим образом и в достовернейших подробностях перенося на полотно представшую перед ним картину мира, Андрей Николаевич лишь делал первый пробный рисунок, фактически — черновик будущей работы.

 
"Осенний пейзаж", 1919, холст, масло
 
"Осенний пейзаж", 1919, холст, масло

Там, где гений Шишкина вдыхал искру жизни в завершённую композицию за счёт совершенно неповторимой, непостижимой и невозможной для других художников проработки мельчайших её деталей, Шильдер в первую очередь полагался на собственной фантазию.

 
Серия пейзажей
 
Серия пейзажей

Как свидетельствовали современники живописца, дома у Андрея Николаевича хранились альбомы с зарисовками тронувших душу мастера видов живой природы. Это был настоящий «золотой фонд» живописца, куда (благодаря прекрасной зрительной памяти) рано или поздно попадало каждое понравившееся ему растение, с особой, почти что «шишкинской» тщательностью запечатлённое на пленэре.

 
"Весенний лес. березовые бревна", холст, масло
 
"Весенний лес. березовые бревна", холст, масло

И лишь затем наступал этап подлинного творчества маэстро Шильдера. Сообразно собственному видению прекрасного, он принимался так и эдак корректировать, видоизменять и взаимо располагать отдельную веточку и листочек, тень и оттенок, изгиб и выступ стволов, ветвей своих многочисленных берёз, дубов и сосен. С тем, чтобы «на выходе» добиться максимальной эстетической привлекательности, выразительности и своеобразия.

 
"Лес", 1890, холст, масло
 
"Лес", 1890, холст, масло

Именно они, эти заранее продуманные и проработанные «заготовки», и шли в ход, когда Андрей Николаевич заканчивал свой набросок с натуры. Опираясь на него как на базис, он принимался «доставать» из тайников памяти казавшиеся наиболее уместными для данной конкретной картины элементы. И встраивать их в композицию, совмещая с самыми удачными текущими находками или же вовсе замещая не удовлетворявшие его элементы.

 
"Летний пейзаж с рекой", холст, масло
 
"Летний пейзаж с рекой", холст, масло

В результате пейзажи Шильдера очень часто являли собою нечто не схожее с имевшейся в реальном мире панорамой. Там, где его великий учитель возводил в абсолют саму природу, становясь адептом всех капризов её хаотичных форм и оттенков, герой нашей сегодняшней статьи следовал собственной мечте об идеальном пейзаже. Как не парадоксально, но именно эта мечта и стала его злым роком.

 
"После дождя. Женщина у околицы", 1919, холст, масло
 
"После дождя. Женщина у околицы", 1919, холст, масло

Блестящий талант живописца даровал ему безусловный успех у зрителей и материальный достаток, пошатнувшийся лишь с приходом революции 1917 года. Однако, его последовавший двумя годами позже внезапный уход из жизни был обусловлен совсем не этим событием.

Его творчество, неизменно оценивавшееся по достоинству, было востребовано популярнейшими периодическими изданиями конца XIX- начала XX вв., а сам мастер удостоился звания академика главной художественной академии Российской Империи. Его дарование высоко ценили коллеги и критики. Вот только прирождённый перфекционист Шильдер был о себе принципиально иного мнения.

 
"Березовый лес", 1908, холст, масло
 
"Березовый лес", 1908, холст, масло

Именно в этом и заключался тот самый злой рок, о котором мы писали выше. Мастера буквально сводила с ума и доводила до нервных срывов неудовлетворённость конечными результатами своих работ. Временами он готов был отказаться от каждой из них. Постоянно жаждал улучшить, изменить и полностью переписать каждую картину, иллюстрацию и набросок, раз за разом обнаруживая в них некие несовершенства.

Этот страстный перфекционизм пылал в душе художника всю его творческую жизнь. И наконец «спалил» дотла хрупкую нервную систему творца, покинувшего этот мир в возрасте 58 лет.

 
"зимний лес", 1919, холст, масло
 
"зимний лес", 1919, холст, масло

Художник Laszlo Gulyas. В традициях старых мастеров

Загружается...

Популярное в

))}
Loading...
наверх