На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Искусство

72 064 подписчика

Свежие комментарии

  • Майя Maja
    Минкульт.Юрист: Киркорова ...
  • Иван Искренко
    Очень интересная подборка, только я не могу понять, как ее всю посмотреть (?). Здесь 1-я часть, а как найти вторую? Е...Обнаженная натура...
  • Nadya Tertyshnik
    так называемые звезды, настоящие сатанисты....Адвокат Киркорова...

Возвращение Алексея Алексеевича Харламова. Часть 2.

 

«Созерцание»

 

Автор замечательных детских портретов мало известен на родине.Только в последние годы появились статьи и фотографии картин на сайтах.

Алексей Алексеевич Харламов – один из загадочных художников. В основном его картины  находятся в частных коллекциях. Причиной тому была, несомненно, постоянная жизнь художника за границей.

В настоящее время картины Алексея Алексеевича Харламова экспонируются в Государственной Третьяковской галерее (Портрет Е. А. Третьяковой), Государственном русском музее (Портрет писателя Ивана Тургенева), ряде других российских музеев.

« Портрет Е.А.Третьяковой». 1875 г.

Успеху Харламова в 1870-е годы немало способствовала его принадлежность к кругу, сложившемуся вокруг И. С. Тургенева и певицы Полины Виардо-Гарсиа (1821 – 1910г.г.). Художник стал завсегдатаем их дома. А в январе 1875 года начал работать над портретом И.С.Тургенева. 

И.Тургенев ценил Харламова как портретиста, отмечал его дар колориста и общую высокую культуру харламовской живописи. Близость Харламова к Тургеневу подтверждается частыми упоминаниями его имени в тургеневских письмах, харламовским циклом иллюстраций к «Дворянскому гнезду» и, в конце-концов, тем, что о смерти Тургенева из всех знакомых ему сообщили первому.

«Портрет писателя Ивана Тургенева» 1875г.

В 1874 г. за ряд картин («Портрет гравера Пожалостина», «Бедный музыкант», «Головка итальянки», «Головка мордовки»), представленных на выставке Академии художеств, ему присвоили звание академика.

«Мордовская девушка» (1872, Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева) 

«Мордовская девушка» - без сомнения, одна из лучших его «головок». Вероятно, сам мотив был навеян или воспоминаниями о детстве, о родном доме в Саратовской губернии, или о какой-то более поздней поездке в Саратов, где всегда жило много представителей этой народности. Это одна из редких «головок» художника, имеющая если не русский, то «российский» оттенок. Художник этнографически точен в передаче мордовского костюма одной из этнической групп мордвы – эрзя. Однако модель (скорее всего  найденная в Париже) по внешности напоминает другую этническую группу мордвы - мокша. Отличает от большинства харламовских «головок» «Мордовскую девушку» и то, что в ней почти нет налета «слащавости». А.Харламов стремился передать душевное состояние изображенной.

Важное место в творчестве Харламова с середины 1870-х годов занимает портрет. В эти годы он создает портрет Александра II (1874, ГИМ), написанный во время одной из ежегодных поездок императора на воды в Эмс:

 «Портрет императора Александр II». 1874г.

Часто встречаю этот портрет, представляемый, как  « портрет неизвестного художника».

 

Во второй половине 1870-х Харламова увлекает передача световоздушной среды. В своих поисках он не был одинок. Главным, что освоили русские художники, побывавшие в 1870-х годах во Франции, был пленэр. В жанровой композиции «Итальянские дети» (1877), где по старой романтической традиции представлена итальянская жизнь, он близко подходит к пленэру. Не отказываясь до конца от манеры «тенесборо», художник наполняет изображение светом, воздухом.

«Итальянские дети» .1877г.  Серпуховский художественно-исторический музей.

 

«Девочка-швея». 1874г.

Работа, за которую Алексею Алексеевичу дали звание академика Санкт-Петербургской Академии художеств.

В 1875 году закончился срок пенсионерства Харламова, и в конце 1875 – в начале 1876 года он возвратился в Россию. Совет Академии предложил ему принять участие в живописных работах по оформлению храма Христа Спасителя в Москве. Но, видимо, он отказался. Скорее всего, именно в это время он ездил повидать родных на родину, в Саратов. А к осени 1876 года художник снова уехал во Францию. Сразу по возвращению он снял хорошую мастерскую на Place Pigalle в любимом Quartier des Artistes и превратил ее в модное ателье в духе того времени. Сохранилось ее подробное описание, сделанное корреспондентом «Нового времени». Стены мастерской были украшены старинными флорентийскими обоями, зеркалами и бронзой Louis XV, а также его копиями  с лучших картин Рембрандта. 

«Художник и его модель». 1875г.

Мастер запечатлел себя в отражении зеркала.

 

В конце 1870 - начале 1880-х Харламов, отдыхая на море в Вель-ле-Роз, познакомился с юной Франсуазой Жанной Шютц (Фелией Литвин), которая впоследствии стала одной из самых замечательных певиц своего времени. 

 

«Портрет Фелии Литвин»

Харламов написал несколько ее портретов. Более удачен из них портрет, на котором певица изображена в красном платье и шляпе.  В обоих портретах, как и в целом в 1900-х, манера письма художника становится более свободной.

Их дружба продолжалась вплоть до смерти художника. Завещание оставшегося холостым и не имеющего наследников живописца указывает в качестве его единственной наследницы певицу Фелию Литвин, к которой Харламов относился,  как к дочери. Однако архив также бездетной Литвин рассредоточен.

В последние годы интерес к творчеству Харламова резко возрос и, хотя мировой рынок буквально наводнен картинами художника, на аукционные торги попадают лишь немногие произведения, отражающие выдающийся художественный талант Алексея Алексеевича . К таким работам  можно отнести картины:

 

« Лежащая крестьянка»

 

«Маленькая швея». 1910г.

 

«Юные цветочницы»

 

Алексей Алексеевич Харламов (1840-1925) родился в многодетной семье крепостных крестьян. В 1850 г. Харламовы получили вольную, и в 1854 г.  Алексей становится вольноприходящим учеником Императорской Академии художеств в Петербурге.

 Он получил академическое образование (1857—1868) под руководством А.Т. Маркова. Его итоговая работа "Возвращение блудного сына" была оценена золотой медалью и правом на пенсионерскую поездку за границу, находясь в которой он побывал в Германии, Франции, Бельгии и Англии. Из поездки А. Харламов привез среди прочего высоко оцененную копию Рембрандта "Анатомия доктора Тюльпа".

В 1872 г. Алексей Харламов переезжает в Париж и в 1872–1873 г.г. посещает занятия в мастерской известного и популярного портретиста Леона Бонна, под влиянием которого, вероятно, и сформировался его собственный стиль. В 1873 г. за картину «Урок музыки» Алексея Харламова наградили Бронзовой медалью Всемирной выставки в Вене.

В 1879 г. он впервые экспонировал свои работы на выставке Товарищества передвижных художественных выставок, а в 1882 г. стал членом Товарищества. На выставках Товарищества Алексей Харламов, продолжал выставляться до 1917 года, однако отзывы о его работах в России появлялись редко и чаще носили негативный характер.
В то же время за границей работы Алексея Харламова получили высокую оценку французских искусствоведов и достигли пика популярности в 80-е годы. Художник попал в поле зрения богатых американских и европейских коллекционеров, которым очень нравились его жанровые картины и идеализированные портреты молодых женщин и девушек.

«Делим яблоки»

 

«Подруги»

 

«Две сестры»

 

«Девочка, пускающая мыльные пузыри»

 

«Портрет девочки»

 

«Портрет молодой девушки»

 

« Портрет девочки»

 

«Портрет девочки»

 

«Женщина с ребёнком»

До начала 1920-х годов, хотя манера Харламова становилась более эскизной, его рука сохраняла уверенность. Словно размытые, очевидно выполненные слабеющей рукой изображения, следует относить к самым последним годам жизни художника.

« У колыбели сестры»

 

«Сёстры»

 

«Мечтательница»

 

«Портрет юной девушки»

 

«Читающая девушка»

 

 

«Портрет матери»

 

Старость Харламов провел практически в одиночестве, так что мало кто обратил внимание на его кончину в квартире - мастерской на бульваре Рошешуар 57 бис. Похоронен Харламов в Париже 13 апреля 1925 года на городском кладбище Пер-Лашез.

 Не вызывает сомнения, что А. Харламов великолепно владел техникой живописи и был замечательным колористом. И хотя его творчество не оказало  существенного влияния на развитие русского искусства, его работы послужили утверждению престижа русской живописи в Европе.

«Девушка с красной шалью».

 

« Modesty»

 

Источники:

http://gallart.by/Harlamoff_Alexey.html

http://nevsepic.com.ua/art-i-risovanaya-grafika/15398-hudozhnik-harlamov-aleksey-alekseevich-104-rabot.html

http://smallbay.ru/artrussia/harlamov_aleksey.html

http://ogis.sgu.ru/ogis/bogo/mat8/mat8-11.html

http://kykolnik.livejournal.com/202240.html

http://www.the-athenaeum.org/art/list.php?m=a&s=tu&aid=352

 

«Возвращение». Алексей Алексеевич Харламов. Часть 1.

http://art.mirtesen.ru/blog/43556747400/Vozvraschenie-.-Aleksey-Alekseevich-Harlamov.-(1840--1925-g.g.)

 

 

 

Картина дня

наверх