На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Искусство

72 064 подписчика

Свежие комментарии

  • Майя Maja
    Минкульт.Юрист: Киркорова ...
  • Иван Искренко
    Очень интересная подборка, только я не могу понять, как ее всю посмотреть (?). Здесь 1-я часть, а как найти вторую? Е...Обнаженная натура...
  • Nadya Tertyshnik
    так называемые звезды, настоящие сатанисты....Адвокат Киркорова...

"И, разлюбив вот эту красоту, я не создам, наверное, другую..." Художник Алексей Степанович Степанов (1858 - 1923)

Оттепель

 

Скромного, деликатного, доброго Алексея Степановича Степанова, "Степочку", как его все звали, любили и ценили друзья - С. В. Иванов, Н. П. Чехов, братья С. А и К А. Коровины, И. И. Левитан, М. В. Нестеров - и многочисленные ученики, среди которых были П. Д. Корин, А А Пластов, Л. В. Туржанский и др. Корин после выставки Степанова говорил: "Словно я Пушкина стихи прочитал. Вот так же просто, просто, а высоко... Что о нем сказать? Художник он был. Вот все тут и сказано. И было в нем все просто, без эффектов. Душа в нем была, и это - самое главное. Но притом артистизм высокий, мастерство несравненное. Сверкающий он при великой своей простоте".

В 1880 г. Степанов поступил в МУЖВЗ. Занимался в классе И. М. Прянишникова, учился успешно и в 1884 г. окончил училище с большой серебряной медалью. Во второй половине 1880-х гг. Степанов несколько летних сезонов работал вместе с И. И. Левитаном - сначала под Звенигородом, потом на Волге. Наряду с Левитаном он считается одним из создателей так называемого пейзажа настроения, когда художник не только ищет в природе мотив, соответствующий его внутреннему состоянию, но и психологизирует пейзаж, переносит в него собственные мысли и переживания.

В 1905 году Степанов за картину «Утренний привет» удостаивается звания академика Императорской Академии художеств. Картина выставлялась на XXV выставке передвижников, XXIV выставке Императорской Академии художеств и в 1900 году на Всемирной выставке в Париже.

 

На водопой

 

Глухая провинция

 

Постоялый двор

 

Уехали

 

Зимний пейзаж

 

Зимой

 

Работы Степанова носят пленэрный характер, они написаны широко, эскизно, жидким прозрачным мазком, очень мягко, немногими цветами ("Краски поменьше", - советовал он позднее своим ученикам).

Жанр, в котором предпочитал работать художник, можно назвать пейзажно-анималистическим. М. В. Нестеров считал Степанова лучшим анималистом после В. А. Серова. Серов также высоко ценил этот дар художника, потому настоял на приглашении Степанова в качестве преподавателя в МУЖВЗ.

Около двадцати лет (1899-1918) Степанов руководил там "классом животных". Ученики любили его до обожания. Очень немного известно о личной жизни художника - незадолго до смерти он уничтожил свой архив. Зато весь он - в своих картинах.

 

Волки ночью

 

Волки в зимнем лесу

 

Лоси

 

Медведица с медвежатами

 

На пастбище

 

Стадо

 

Стойло

 

У лесной сторожки

 

Утренний привет

 

Между живописью импрессионистов и живописью Степанова существует глубокая разница, коренящаяся в самом принципе их искусства. Импрессионист мастерски передает мгновенное впечатление. Но, верное мигу, его произведение теряет что-то от того перманентно совершающегося, что заключается в каждом явлении, в каждой вещи.

Степанов же стремился взять самое существенное, именно то, что дает тон, характер явлению, отбрасывая ненужное, заглядывая в самую сердцевину предмета. За его легкой, быстрой, воздушной живописью много умения, но и много труда.
"Это не импрессионизм, - говорит А.П.Панфилов. - Брал он нежно, но в упор". Оттого в его животных всегда "видна шерстка", хотя трудно представить себе что-либо более далекое от натурализма, чем искусство Степанова.
Годы упорного труда, тысячи натурных наблюдений, кропотливое изучение анатомии животных и наряду со всем этим постижение в художественной практике всех материалов живописи: красок, растворителей, холста, картона, - все это лежит в основе метода Степанова.

Вот почему он не позволял своим ученикам ему подражать. Он знал, что это подражание может быть только внешним и вредным. Он учил видеть, выбирать главное, запоминать; учил упражнять глаз в различении тончайших оттенков тональностей. 

 

Вечерняя заря

 

На Волге

 

Паром

 

Ранняя весна

 

Усадьба летом

 

Беседка под цветами. Этюд

 

Клумба в парке

 

Осень

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх