Последние комментарии

  • Мария Федоровна Арефьева
    Это просто невероятно! Цветы живые и объемные. Вот это действительно ИСКУССТВО с большой буквы! Художник Gerald Cooper (1898 — 1975). В волшебном царстве цветов
  • Lora Некрасова
    Хочется всё это съесть, а котика погладить и дать ему  молочка.Художник Елена Базанова. Акварели
  • Рая НИКОЛОВА
    Известно, как :его любили " В 1937 Как и следовало ожидать картины Сычкова стали центральным событием выставки. И он ...Художник Федот Сычков (1870 – 1958)

«Скорчившаяся Венера»: статуя в странной позе

 

О неожиданных античных статуях богини Афродиты (Венеры); сегодня речь пойдет о Скорчившейся.

 
"Венера Лели", Британский музей
"Венера Лели", Британский музей
 

Этот тип статуй богини любви называют еще: «Венера на корточках» или «Купающаяся Венера». Что же заставило античных скульпторов придать богине Афродите такую непривычную для скульптуры позу?

 
"Венера Лели" с разных ракурсов
"Венера Лели" с разных ракурсов

В первую очередь — эстетика. Дело в том, что изначально в греческом искусстве статуи богинь выглядели достаточно просто. Честно говоря, они были похожи на бревно, или на каменный столб. И это объяснимо: первые идолы, служившие для поклонения, создавались именно такими примитивными способами, и лишь потом прогресс начал придавать им более человекоподобные формы.

 
Кора (Гера Самосская), ок. 560 г. до н.э.
Кора (Гера Самосская), ок. 560 г. до н.э.

Со временем скульпторы научились ваять идеально прекрасные, реалистические тела. И, разумеется, самой выигрышной позой для того, чтобы показать все богатство женской телесной красоты, было состояние, естественное для прямоходящих: фронтальный ракурс, анфас...

 
Венера Милосская: сравните с предыдущим фото, и убедитесь, что прогресс есть, однако идея -- та же самая
Венера Милосская: сравните с предыдущим фото, и убедитесь, что прогресс есть, однако идея -- та же самая

Это научились, и это научились делать хорошо. Однако ж, что отличает художника от самого искусного ремесленника, знаете? Ремесленник довольствуется повторением наработанных навыков. Истинный художник всегда ищет новые пути, новые варианты решения вечных задач. Итак, где-то к 3 веку до н.э. древнегреческим скульпторам все это однообразие весьма надоело.

 
Популярные варианты статуй прямостоящих Венер
Популярные варианты статуй прямостоящих Венер

Это была эпоха эллинизма, когда во всех видах искусства произошел отход от спокойного классического искусства, и случился переход к такому древнегреческому "барокко", когда людям нравилось выражать своими произведениями сильные эмоции, сложные состояния. (Недаром именно тогда была создана самая страшная статуя про смерть).

Итак, около 250 года до н.э. некий скульптор, которого звали Дойдалсас из Вифинии, создал самую первую бронзовую статую Венеры на корточках. (Его имя известно из Плиния). Та скульптура не сохранилась — как и большинство других бронзовых статуй древности она сгинула где-то в Темных веках, ведь бронза — это такой ценный для труда и обороны средневекового человека материал.

 
Позолоченная бронзовая статуя 18 века (богиня присела на опрокинутую амфору; иногда это место оставляют пустым, иногда кладут камень или черепаху, согласно одному античному тексту)
Позолоченная бронзовая статуя 18 века (богиня присела на опрокинутую амфору; иногда это место оставляют пустым, иногда кладут камень или черепаху, согласно одному античному тексту)

Статуя сразу приобрела огромную популярность, древние греки и римляне делали с нее много копий, поэтому до нас дошло достаточно большое (около 20) её повторений. Некоторые в идеальном состоянии, другие с потерями, без рук, без головы... Есть и вот такое:

 
Статуя в Лувре
Статуя в Лувре

Удивительно смотрится, да? Разгадка проста: дело в том, что Скорчившуюся Венеру копиисты любили дополнять различными деталями, согласно подразумевавшемуся сюжету.

А сюжет состоял в том, что Венера сидит в такой позе, потому что она купается или собирается вылезать из воды. Для нее, напомню, это было не просто гигиенической процедурой: во-первых, она родилась из морской пены (но здесь не этот момент изображен). Во-вторых, ритуальным купанием в специальных водах Афродита возвращала себе физическое целомудрие.

Так что иногда статую дополняли изображением сына, маленького Амура, который мог, например, подавать ей полотенце.

 
Museo Nazionale Romano
Museo Nazionale Romano

Впрочем, Амурчик мог и просто обнимать мамочку. Очевидно, его ладошка с Луврского повторения осталась от какой-то подобной композиции:

 
Эрмитаж
Эрмитаж

Эта поза, которая позволяла показать красоту женского тела, но при этом прикрывала все срамные места, интересовала и художников нового времени, которые вдохновлялись ею.

 

А в Новейшее Время, которое стремилось издеваться над классикой, пошли уже переосмысления и даже пародии. Как, например, в этой скульптуре 19 века.

 
Аристид Майоль. Женщина, присевшая на корточки. ГМИИ
Аристид Майоль. Женщина, присевшая на корточки. ГМИИ

Ну а постмодернистское искусство 21 века преподносит нам уж совсем странные варианты, и лишь застарелая привычка искать во всем античные истоки помогает искусствоведам и вот в этом увидеть наследие Скорчившейся Венеры...

 
Кейт Мосс занимается йогой. Скульптура 'Sphinx' 2006 by Marc Quinn.
Кейт Мосс занимается йогой. Скульптура 'Sphinx' 2006 by Marc Quinn.

 

Источник ➝

Популярное в

))}
Loading...
наверх