Последние комментарии

  • Маритта Кесич18 сентября, 1:45
    Возможно, он намеренно тривиален в композициях? Старые сюжеты и такое пронзительное чувство свежести...   Спасибо, Се..."Как стыдливо раскрыты пионы! Как шелка белоснежны, легки!..." Американский художник Dennis Perrin
  • Сергей 118 сентября, 1:17
    Сегодня мы имеем такое обилие цветочных натюрмортов ,что трудно кого либо удивить чем нибудь в этом жанре. Но этот ху..."Как стыдливо раскрыты пионы! Как шелка белоснежны, легки!..." Американский художник Dennis Perrin
  • Маритта Кесич18 сентября, 0:34
    Как стыдливо раскрыты пионы! Как шелка белоснежны, легки! Как блистателен взлёт окрылённой, Обнажённой девичьей руки!..."Как стыдливо раскрыты пионы! Как шелка белоснежны, легки!..." Американский художник Dennis Perrin

Как художник Николай Ярошенко совместил несовместимое - дослужился до генерала и стал всемирно известным живописцем

 Портрет Н.А. Ярошенко. (1897 год). М.В. Нестеров.

Портрет Н.А. Ярошенко. (1897 год). М.В. Нестеров.

Знаменитого живописца Николая Ярошенко современники называли генералом художников-передвижников. Он был известен не только своим уникальным творчеством, а и тем, что был близким другом многим представителям русской творческой интеллигенции, был родным дядей Бориса Савенкова - революционера-террориста и тестем Максимилиана Волошина - известного художника и поэта.
Да и всю свою жизнь он умудрялся совмещать совершенно противоположные занятия - военную службу, принесшую ему чин генерала, и живопись, сделавшую его всемирно знаменитым художником.



Личное дело


Родился будущий живописец на Полтавщине в 1846 году в семье высокообразованного шляхтича, отставного генерал-майора. Имел Николай двоих братьев и сестру, которая в будущем и станет матерью известного революционера Бориса Савенкова.

 
Автопортрет. (1895 год). Государственный Русский музей

Автопортрет. (1895 год). Государственный Русский музей



И безусловно, судьба старшего сына Николая была предрешена его отцом еще с детства, мечтавшем о том, что тот, как и он, дослужится до чина генерала. Девятилетним мальчуганом Коля был зачислен в Полтавский кадетский корпус, где наряду с военными занятиями курсантам давали уроки рисования, к чему у будущего художника был особый дар.

Затем в жизни Николая Ярошенко было Петербургское военное артиллерийское училище и вечерние рисовальные классы при Академии художеств, где преподавал Иван Крамской. Великая сила характера заставила Николая работать с большой самоотдачей. С одной стороны он все свое свободное время посвящал живописи, милой его сердцу, а с другой - усердно служил, не позволяя себе лишить отца мечты, видевшем в нем кадрового военного. 

 
«Старик с табакеркой». Автор: Н. Ярошенко.

«Старик с табакеркой». Автор: Н. Ярошенко.



 
«Украинка». Автор: Н. Ярошенко.

«Украинка». Автор: Н. Ярошенко.



К двадцати пяти годам Ярошенко был уже сложившимся художником, со своим видением мира и выработанным почерком. Из под его кисти вышли первые мастерски выполненные портреты "Старик с табакеркой", "Крестьянин", "Старый еврей", "Украинка".

Любовь на всю жизнь

 

 
Портрет Марии Павловны Ярошенко (1875 год)./ Автопортрет Николая Ярошенко.

Портрет Марии Павловны Ярошенко (1875 год)./ Автопортрет Николая Ярошенко.



После окончания вечерних классов Императорской Академии искусств 28-летний Николай Ярошенко женился на Марии Павловне Невротиной, курсистке, ставшей ему верной спутницей и другом до конца жизни. Это была пара чрезвычайной красоты - физической и духовной. И так как собственных детей, к сожалению, у супругов не было, они воспитали приемную дочь - Надежду.

 
«Курсистка».(1880 год). Автор: Н. Ярошенко.

«Курсистка».(1880 год). Автор: Н. Ярошенко.



Творческий путь


Через год, в 1875 году, состоялся дебют Ярошенко на Четвертой Передвижной выставке, где он представил полотно «Невский проспект ночью», на котором изобразил дождливую ночь и две женщины, съежившихся на пороге богатого дома, их судьба-злодейка выгнала на панель. (К сожалению это полотно было уничтожено во время Второй мировой войны). 

 
«Девушка-крестьянка».(1891 год). Автор: Н. Ярошенко.

«Девушка-крестьянка».(1891 год). Автор: Н. Ярошенко.



И уже совсем скоро он становится членом Товарищества передвижников, и почти сразу же избирается коллегами в правление, где вместе с Иваном Крамским были ведущими представителями движения. Крамского соратники называли «разумом» передвижничества, а Ярошенко — его «совестью».

«Ярошенковские субботы»


В петербургской квартире Николая Александровича проходили знаменитые "Ярошенковские субботы", которые были своеобразным клубом прогрессивной петербургской интеллигенции. Постоянными посетителями здесь были знаменитые писатели - Гаршин, Успенский, Короленко, художники - Репин, Куинджи, Поленов, Максимов, легендарные ученые нобелевские лауреаты - Менделеев и Павлов. Гостил у Николая Александровича и Лев Толстой, который считал художника своим близким другом. И когда семья Ярошенко жила уже в Кисловодске, именно к ним и хотел "сбежать" русский писатель из своей Ясной поляны.

 
«Шат-гора (Эльбрус)» (1884 год). Автор: Н. Ярошенко.

«Шат-гора (Эльбрус)» (1884 год). Автор: Н. Ярошенко.



Ярошенко до отставки, нередко бывая на Северном Кавказе, привозил "фантастические" пейзажи вызывающие у столичной публики фурор. По тем временам Северный Кавказ для большинства жителей России был краем далеким и неизведанным. Поэтому, на экспозиции картины «Шат-гора (Эльбрус)», публика посчитала изображённую там панораму Кавказского хребта фантазией и вымыслом мастера.

 
Кавказский пейзаж. Автор: Н. Ярошенко.

Кавказский пейзаж. Автор: Н. Ярошенко.



Работал Николай Ярошенко в различных жанрах от пейзажа и натюрморта до портрета и жанровых сцен. Но наиболее его творчество проявилось в создании исторических образов выдающихся людей второй половины 19 века, современников мастера. По характеру своего дарования Ярошенко был прирожденным художником-психологом, умевшим показать всю глубину человеческой души. Со слов жены живописца М.П. Ярошенко: «Он не мог писать лиц, которые никакого духовного интереса не представляли». 

Серия портретов Николая Ярошенко

 

 
«Портрет М.А. Плещеева». (1887 год). Автор: Н. Ярошенко.

«Портрет М.А. Плещеева». (1887 год). Автор: Н. Ярошенко.



 
«Портрет актрисы Пелагеи Антипьевны Стрепетовой».(1884 год). Автор: Н. Ярошенко.

«Портрет актрисы Пелагеи Антипьевны Стрепетовой».(1884 год). Автор: Н. Ярошенко.



 
«Портрет Глеба Успенского». Автор: Н. Ярошенко.

«Портрет Глеба Успенского». Автор: Н. Ярошенко.



 
«Портрет художника Николая Ге». Автор: Н. Ярошенко.

«Портрет художника Николая Ге». Автор: Н. Ярошенко.



 
«Портрет Елизаветы Платоновны Ярошенко. Автор: Н. Ярошенко.

«Портрет Елизаветы Платоновны Ярошенко. Автор: Н. Ярошенко.



 
«Портрет неизвестной». (1881 год). Автор: Н. Ярошенко.

«Портрет неизвестной». (1881 год). Автор: Н. Ярошенко.



 
«Студент». (1881 год). Автор: Н. Ярошенко.

«Студент». (1881 год). Автор: Н. Ярошенко.



 
«Портрет молодой дамы». Автор: Н. Ярошенко.

«Портрет молодой дамы». Автор: Н. Ярошенко.



 
«Сестра милосердия».(1886 год.) Автор: Н. Ярошенко.

«Сестра милосердия».(1886 год.) Автор: Н. Ярошенко.



 
«Портрет цыганки». Автор: Н. Ярошенко.

«Портрет цыганки». Автор: Н. Ярошенко.



 
«Старик». Автор: Н. Ярошенко.

«Старик». Автор: Н. Ярошенко.



 
«Летом».  Автор: Н. Ярошенко.

«Летом». Автор: Н. Ярошенко.



Жанровые работы художника


Удивительное по своей сути полотно "Всюду жизнь", написанное в 1888 году стало венцом расцвета творческой зрелости Ярошенко и получила всенародное признание на XVI Передвижной выставке. Оригинальная композиция этого произведения представляет собой как бы выхваченный из жизни отдельный кадр: окно вагона, люди за решеткой, доски перрона, птицы. Это создает видимость случайно промелькнувшей сцены и делает картину правдоподобной и жизненной. 

 
«Всюду жизнь». (1888 год). Автор: Н. Ярошенко.

«Всюду жизнь». (1888 год). Автор: Н. Ярошенко.



 
«Старое и молодое» (1881 год). Автор: Н. Ярошенко.

«Старое и молодое» (1881 год). Автор: Н. Ярошенко.



 
«Выгнали». (1883 год). Автор: Н. Ярошенко.

«Выгнали». (1883 год). Автор: Н. Ярошенко.



Последние годы жизни


Более двадцати лет Николай Ярошенко прослужил на патронно-минном заводе Петербурга в качестве военного инженера, и незадолго до отставки ему был пожалован чин генерал-майора, об этом так мечтал когда-то отец художника. Уволившись в запас по состоянию здоровья, они с женой уехали в Кисловодск на ранее приобретенную дачу.

Атмосферу дружеских петербургских вечеров Николай Александрович с женой возобновили и в Кисловодске. На лето к ним съезжались близкие друзья, а так же постоянными гостями в их доме были знаменитые художники, артисты и ученые, отдыхавшие в Кисловодске летом. Организовывались огромные пикники, походы в горы и различные массовые поездки с посещением достопримечательных мест Кавказа. И отовсюду художник привозил много этюдов и зарисовок.

А в конце жизни, невзирая на туберкулез трахеи, Ярошенко отправляется в путешествие по России и миру. Он посетит Поволжье, Италию, Сирию, Палестину, Египет. Из этих странствий мастер привезет немало картин, эскизов, этюдов, портретов и графических работ.

 
Надгробный памятник Николая Ярошенко.

Надгробный памятник Николая Ярошенко.



Ярошенко не стало в 52 года. Умер художник от сердечного приступа на следующий день после того, как пробежал до дома под дождём более десяти километров с горы Большое седло, где писал с натуры очередной этюд. Там же, в Кисловодске, художника-генерала похоронили, и там был открыт художественный музей Николая Александровича.



Вдова художника, пережившая мужа на семнадцать лет, завещала после своей смерти передать большую часть работ мужа в дар его родному городу Полтаве. Они то и составили основу Полтавской картинной галереи, которой позже присвоят имя художника. 

Источник ➝
'

Популярное

))}
Loading...
наверх