Белка Затейница (Шелл) предлагает Вам запомнить сайт «Искусство»
Вы хотите запомнить сайт «Искусство»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

Культура и искусство

Читать

Трагическая судьба «Дамы в голубом», или загадка символа эпохи Серебряного века

развернуть

Трагическая судьба «Дамы в голубом», или загадка символа эпохи Серебряного века

К. Сомов. Дама в голубом, 1897-1900. Фрагмент

«Даму в голубом» называют лучшей картиной художника К. Сомова, «Джокондой современности» и символом эпохи Серебряного века. Для этой работы Сомову позировала Елизавета Мартынова – едва ли не единственная женщина, к которой художник испытывал чувства. Её судьба сложилась трагически: она умерла вскоре после того, как её портрет был выставлен в Третьяковской галерее.

Трагическая судьба «Дамы в голубом», или загадка символа эпохи Серебряного века
К. Сомов. Автопортрет, 1895

С Елизаветой Мартыновой Сомов познакомился во время учёбы в Академии художеств. На тот момент она была одной из первых женщин, допущенных к обучению на живописном отделении Академии. Она поступила туда в 1890 г., но вскоре вынуждена была прервать учёбу из-за болезни – девушка была больна туберкулзёом, и врачи рекомендовали ей лечение за границей. Мартынова мечтала стать настоящей художницей, но её планам так и не суждено было осуществиться – она умерла от туберкулёза в 1904 году в 36-летнем возрасте.

Трагическая судьба «Дамы в голубом», или загадка символа эпохи Серебряного века
К. Сомов. Дама в голубом, 1897-1900

По-видимому, Елизавета Мартынова была одной из немногочисленных женщин, которыми Сомов увлекался. Ещё в студенческие годы он написал несколько портретных этюдов, а в 1897 г. приступил к созданию «Дамы в голубом платье» (так назывался портрет на персональной выставке произведений художника). Работа длилась около трёх лет с перерывами из-за поездки Сомова в Париж и лечения Мартыновой в Тироле. Её портреты писали и другие художники: И. Браз, Л. Бакст, Ф. Малявин.

Трагическая судьба «Дамы в голубом», или загадка символа эпохи Серебряного века
И. Браз. Портрет Е. М. Мартыновой, 1896. Фрагмент

«Дама в голубом» появилась на выставке «Мира искусства» в 1900 г. Ещё тогда портрет обратил на себя внимание членов Совета Третьяковской галереи, В. Серов рекомендовал приобрести эту картину для галереи. В начале ХХ в. собрание Третьяковки состояло преимущественно из работ художников-передвижников, и картина Сомова казалась на их фоне слишком декадентской. По этой причине многие члены Совета Третьяковки высказывались против её приобретения. Но Серову удалось их переубедить, и «Дама в голубом» пополнила знаменитую коллекцию.

Трагическая судьба «Дамы в голубом», или загадка символа эпохи Серебряного века
К. Сомов. Фото, 1910

Сама Елизавета Мартынова была категорически против продажи картины. Сохранилось её письмо, в котором она и умоляла, и требовала не продавать работу в Третьяковскую галерею: «Может быть, Вы будете удивлены, Константин Андреевич, получив это письмо, и тотчас приедете ко мне, станете меня с улыбкой и некоторой иронией убеждать смотреть на вещи иначе, но это мне всё равно… Сегодня ночью я проснулась и не спала от одной назойливой и мучительной мысли: Вы не должны и не имеете права продать мой портрет. Я позировала Вам для Вас, для чистого искусства, а не для того, чтобы Вы получили за мою грусть в глазах, за мою душу и страдания деньги… Я не хочу этого! Оставьте портрет у себя, сожгите его, если Вам так жаль отдать его мне, подарите его даром в галерею…». Однако художник нуждался в деньгах, и картина всё же была продана.

Трагическая судьба «Дамы в голубом», или загадка символа эпохи Серебряного века
Ф. Малявин. Портрет художника К. А. Сомова, 1895

Трагическая судьба «Дамы в голубом», или загадка символа эпохи Серебряного века
К. Сомов. Автопортрет, 1898

«Дама в голубом» – это одновременно и портрет Мартыновой, и обобщённый символ эпохи: художник не только запечатлевает настоящие черты позирующей, но и поэтизирует её болезненность и одиночество, что было так характерно для искусства Серебряного века. Сомову удалось создать образ почти трагический, хотя многие удивлялись такой интерпретации реальности – в жизни девушка была довольно энергичной и жизнерадостной. Подруга Мартыновой М. Ямщикова писала об этой картине: «Что сделал художник с этим лицом, с этими когда-то сияющими торжеством глазами? Как сумел вытащить на свет глубоко запрятанную боль и печаль, горечь неудовлетворённости? Как сумел передать это нежное и вместе с тем болезненное выражение губ и глаз?».

Трагическая судьба «Дамы в голубом», или загадка символа эпохи Серебряного века
К. Сомов. Автопортрет, 1909

Возможно, именно этим и объясняется популярность «Дамы в голубом», которую И. Грабарь назвал «Джокондой современности». Сомов отразил не только трагические обстоятельства жизни конкретной личности, но и характер целой эпохи. «Изящная грусть его картин и придает им особое, несравненное очарование и какую-то странную загадочность», – писал Грабарь. «Все его произведения проникнуты духом нашего времени: безумной любовью к жизни, и в то же время каким-то грустным скептицизмом, глубочайшей меланхолией от «недоверия к жизни», – утверждал А. Бенуа.

Трагическая судьба «Дамы в голубом», или загадка символа эпохи Серебряного века
Ф. Малявин. Больная, 1897 (Портрет Е. М. Мартыновой)


Источник →

Ключевые слова: живопись
Опубликовал Олег Смирнов , 01.03.2017 в 22:49

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
наталия денисенко
наталия денисенко 4 марта, в 12:37 Грустно... Текст скрыт развернуть
0
roza-mushtaq Eyubova
roza-mushtaq Eyubova 6 марта, в 14:23 Грустно Текст скрыт развернуть
0
Виктор Каспшак
Виктор Каспшак 9 марта, в 17:11 Печальная история! Не могу осуждать художника за то, что он всё-таки продал картину в Третьяковку. Деньги, проклятые деньги нужны всегда, всем и в любые времена. Очень жаль, что просьба болезненной женщины осталась безответной. Судьба! Текст скрыт развернуть
0
Показать новые комментарии
Показаны все комментарии: 3
Комментарии Facebook
Свежее
Скульптура — один из самых чувственных видов искусства
Олег Смирнов 23 окт, 18:54
+1 0
Фотограф и Кот в Стране Чудес
Маритта Кесич 23 окт, 16:41
+2 1
Сюрреалистичные картины Игоря Морски о темных сторонах современного общества
Анатолий 好 23 окт, 09:39
+8 1
Простые и милые картинки старинного русского быта кисти Станислава Бабюка
Белка Затейница (Шелл) 22 окт, 23:33
+22 7
15 малоизвестных фактов о картине Эль Греко "Погребение графа Оргаса"
Олег Смирнов 22 окт, 18:28
+2 0

Последние комментарии

Людмила Мартынова
Людмила Лебедева
Гоген - таитянок! Просто беда.
Людмила Лебедева Романтические женские образы в творчестве китайского художника AN HE

Поиск по блогу

Лучшее за неделю
Русский пейзажист Иван Иванович Ендогуров

Русский пейзажист Иван Иванович Ендогуров

Начало весны Иван Иванович Ендогуров (23 октября 1861, Кронштадт — 29 мая 1898, Капри) — русский художник-пейзажист. Работал масляными красками и акварелью.

Маритта Кесич 17 окт, 10:37
+32 6
Простые и милые картинки старинного русского быта кисти Станислава Бабюка

Простые и милые картинки старинного русского быта кисти Станислава Бабюка

Масляные краски и кусок холста - вот все, что нужно Станиславу Бабюку для того, чтобы запечатлеть дыхание жизни в секундном отрезке времени. Осенние раз

Белка Затейница (Шелл) 22 окт, 23:33
+22 7
Ой ты Русь, моя родина кроткая... Художник Александр Афонин

Ой ты Русь, моя родина кроткая... Художник Александр Афонин

Вдали от мира сего Александр Афонин - заслуженый художник Российской Федерации с 2004 г. Родился в Курске в семье учителя рисования. В Курске же в 1982 окон

Маритта Кесич 22 окт, 00:36
+22 9