На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Искусство

72 064 подписчика

Свежие комментарии

  • Майя Maja
    Минкульт.Юрист: Киркорова ...
  • Иван Искренко
    Очень интересная подборка, только я не могу понять, как ее всю посмотреть (?). Здесь 1-я часть, а как найти вторую? Е...Обнаженная натура...
  • Nadya Tertyshnik
    так называемые звезды, настоящие сатанисты....Адвокат Киркорова...

«Гебы» и «Ганимеды» Торвальдсена

 

Бертель Торвальдсен посвятил целый цикл работ мифическим виночерпиям олимпийских богов — Гебе и Ганимеде.

1. Геба Торвальдсена

Справка. Геба – богиня цветущей юности, дочь Зевса и Геры (ну наконец-то нашли законнорожденного ребенка Зевса от законной жены!), кравчая богов на Олимпе, разносила им на пирах нектар и амброзию (то есть напиток, дающий бессмертие – так считали греки).

Базовым для понимания идейного содержания торвальдсеновской Гебы является следующий факт.

Поднося своему отцу с утра и до вечера напитки, однажды Геба споткнулась, упала и разлила нектар, Зевс разгневался и заменил ее Ганимедом. И смотрит печальная Геба на могилу неудачливого виночерпия, которого ждет такое же фиаско, после которого его уволят с работы. По другом мифу она вышла замуж за Геракла, вот тогда-то, невзирая на запреты увольнения по инициативе администрации по Кодексу законов о труде (она родила детей), Зевс ее уволил и принял на работу Ганимеда, которого сделал своим любовником (это уже криминал, так как тот несовершеннолетний, впрочем, возраст у бессмертных – дело темное).

Возможно, были и другие причины увольнения. Как написал великий Ф.Тютчев в детском стихотворении «Весенняя гроза» («Люблю грозу в начале мая…»):

«Ты скажешь: ветреная Геба,

Кормя Зевесова орла,

Громокипящий кубок с неба,

Смеясь на землю пролила…»

Зато после этой грозы Геба больше не смеялась и ей стало грустно, потому что влетело от папаши Зевса.

Именно это грустное состояние Гебы и изобразил Торвальдсен, находя в этом настоящую женскую красоту (жестокосердный).

Но слегка грустить может даже Афродита (ей ли грустить с ее красотой!), которую в одежде трудно отличить от Гебы.

Афродита. Римская копия с греческого оригинала, созданного Каллимахусом в конце 5 века до н.э. Лувр

Афродита. Римская копия с греческого оригинала, созданного Каллимахусом в конце 5 века до н.э. Лувр

Торвальдсен создал два варианта «Гебы».

1.1.Первый вариант «Гебы»

Модель первого варианта «Гебы» Торвальдсен сделал уже после того, как Канова сваял свою шагающую по облакам «Гебу». Канова подвергся за эти облака критике. Зато у Торвальдсена Геба уже в первом варианте печальна и стоит в поликлетовском контрапосте, слегка отставив ногу назад. Действительно, зачем рисковать со всякими облаками, тем более, что это вызывает барочные реминисценции, а барокко при классицизме почетом не пользовалось. Это, конечно, шутка: Торвальдсен искренне считал свою Гебу правильнее и красивее (а иначе зачем было делать).

Торвальдсен. Геба. (Первый вариант). 1819-1823. По модели 1806. Копенгаген. Музей Торвальдсена

Торвальдсен. Геба. (Первый вариант). 1819-1823. По модели 1806. Копенгаген. Музей Торвальдсена

Торвальдсен уверенно завоевывал публику. Маленькие хитрости большого мастера: «Геба» была сделана  в пандан (для того, чтобы две скульптуры создали пару, ансамбль) к «Ганимеду» 1804 года. По принципу: один виночерпий хорошо, а два лучше. Ганимед тоже виночерпий на Олимпе, сменивший Гебу.

Для сравнения:

Торвальдсен. Слева «Ганимед». 1804. Копенгаген. Музей Торвальдсена

Торвальдсен. Слева — Ганимед. 1804. Копенгаген. Справа — Геба (по модели 1806). Музей Торвальдсена

Пей – не хочу!

1.2. Второй вариант «Гебы».

Торвальдсен. Геба. 1816-1822. Копенгаген. Музей Торвальдсена

Торвальдсен. Геба. 1816-1822. Копенгаген. Музей Торвальдсена

Создавая второй вариант Гебы, Торвальдсен явно приблизился к античному «оригиналу», каковым без труда усматривается знаменитая кариатида, особенно в части складок одежды.

Неизвестный мастер. Кариатида из храма Эрехтейон, Акрополь, Афины (Греция). Около 420-406 гг. до н.э. Находится в Британском музее в Лондоне

Неизвестный мастер. Кариатида из храма Эрехтейон, Акрополь, Афины (Греция). Около 420-406 гг. до н.э. Находится в Британском музее в Лондоне

Эта та самая кариатида, которая до начала XIX века поддерживала знаменитый портик Эрехтейона в течение примерно 2300 лет (трудяга!), которую выломал (!) воришка посол Англии в Турции лорд Элгин и увез в Англию.

Справка (их нравы). К западному концу южной стены небольшого храма Эрехтейон на Афинском акрополе примыкает знаменитый небольшой портик кор (девушек) в виде кариатид (от слова нести) каждая высотой 2,1 метра, заменяющих колонны. В 1687 во время турецко-венецианской войны попадание венецианской бомбы взорвало пороховой турецкий склад, расположенный  внутри доселе невредимого главного храма акрополя Парфенона. Но в портик кор бомба не попала. Зато туда в начале XIX века попал выламыватель скульптур англичанин Элгин. Заодно он выломал из Парфенона десятки метров фриза, метопы, почти все сохранившиеся после взрыва скульптуры фронтонов, после чего все это оказалось в Британском музее. Поэтому в 1815 Канове для знакомства с творчеством Фидия, автора скульптур Парфенона, пришлось ездить в Лондон. Копии этих обломков москвичи и гости столицы могут видеть сразу после того, как поднялись по центральной лестнице Пушкинского музея в Москве и повернули налево к греческому залу. Спасибо И.В.Цветаеву, создававшему музей.

И кто скажет, что у Торвальдсена складки одежды хуже, чем у кариатиды?

Для сравнения:

Слева направо: первый вариант «Гебы», второй вариант «Гебы» Торвальдсена, античная кариатида

Слева направо: первый вариант «Гебы», второй вариант «Гебы» Торвальдсена, античная кариатида

Воочию можно видеть, что значит «встать на плечи гигантов».

2. Ганимеды Торвальдсена

Торвальдсен оценил Гебу и особенно Ганимеда как удобные поводы изобразить настоящую красоту, причем юношескую. В то время древнегреческая мифология была удобным и привычным набором символов для дворянской элиты и не только. От обилия Ганимедов у Торвальдсена может закружиться голова: Ганимеды на все  вкусы, начиная с зевсова.

Справка. Сказать, что Ганимед – очередной виночерпий на Олимпе, значит не сказать ничего. Это не главный его функционал. Главный его функционал – быть красивым. В этом отношении он подобен Антиною или Эндимиону, но гораздо моложе. Ганимед – сын троянского царя Троса (правил до троянской войны). Зевс из-за его красоты положил на него глаз (чёрт проклятый), похитил Ганимеда, вознес его на Олимп, сделал своим возлюбленным и кравчим (разносчиком напитков), обессмертил. По одной из версий Зевс сам провернул похищение, обратившись в орла, по другой версии Ганимеда похитил просто орел по заказу Зевса.

2.1. «Ганимеды» Торвальдсена 1804 года

Торвальдсен. Ганимед стоящий. 1804. Музей Торвальдсена. Копенгаген

Торвальдсен. Ганимед стоящий. 1804. Музей Торвальдсена. Копенгаген

Торвальдсен. Ганимед стоящий с орлом Юпитера. 1804. Национальный музей в Познани

Торвальдсен. Ганимед стоящий с орлом Юпитера. 1804. Национальный музей в Познани

В общем, все Ганимеды хороши: с орлом, без орла, главное – фригийский колпак (шутка), но о нем ниже.

2.2. «Ганимед поит орла» Торвальдсена

Данная скульптура была сделана в период создания очень красивых скульптур, в частности, «Венеры».

Торвальдсен. Торжествующуя Венера. 1819-1821 (модель 1813-1816). Девонширская коллекция, Чатсворд

Торвальдсен. Торжествующуя Венера. 1819-1821 (модель 1813-1816). Девонширская коллекция, Чатсворд

Венера торжествует, так как выиграла суд Париса: ей он вручил яблоко (раздора) как самой красивой, обидев при этом Геру и Афину (не на ту поставил, что доказало поражение в троянской войне).

Гипсовая модель скульптуры «Ганимед поит орла» была создана Торвальдсеном в 1817. В 1820 она разбилась, затем ученик и помощник Торвальдсена И.Шолль по сохранившейся гипсовой модели сделал мраморную версию, которая находится в Музее Торвальдсена.

Торвальдсен. Ганимед поит орла. Мрамор. 1817 (модель). Музей Торвальдсена. Копенгаген

Торвальдсен. Ганимед поит орла. Мрамор. 1817 (модель). Музей Торвальдсена. Копенгаген

Торвальдсен. Ганимед поит орла. Мрамор. 1817 (модель). Фрагмент. Музей Торвальдсена. Копенгаген

Торвальдсен. Ганимед поит орла. Мрамор. 1817 (модель). Фрагмент. Музей Торвальдсена. Копенгаген

Всего мраморных версий этой скульптуры шесть, среди них не значится эрмитажный вариант. Видимо, некто сделал еще одну мраморную копию, которая и попала в Эрмитаж.

Торвальдсен. Ганимед поит орла. Слева – эрмитажный вариант, справа – из Музея Торвальдсена. Отличий довольно много

Торвальдсен. Ганимед поит орла. Слева – эрмитажный вариант, справа – из Музея Торвальдсена. Отличий довольно много.

 

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх