На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Искусство

72 066 подписчиков

Свежие комментарии

К.С. Петров-Водкин

 

К.С. Петров-Водкин
Пространство Эвклида

Глава двадцать первая 
ЖИВАЯ НАТУРА

   …С Анжеликой меня познакомил горбоносый и предложил написать ее.

   Анжелика с первого впечатления на людях показалась мне несколько заносчивой: у нее был взрывчатый смех и недобрый оскал зубов при смехе, изобличающий некоторую хищность. Но кроме этого в ее лице было нечто от голов Александра Иванова: пытливая открытость глаз на окружающее и законченный до совершенства итальянский тип с матовой смуглостью кожи. Одета она была просто и со вкусом. Ей уже случилось позировать для скульптуры...

   Встреча с Анжеликой заняла у меня немного времени, но резонанс от нее остался надолго. До этой встречи, очевидно, я абстрагировал и компоновал "от себя", как говорится в живописи, некоторые человеческие отношения...

   Первый выход у модели всегда сопровождается легким смущением; когда бы он или она ни были уверены за свои формы, у них всегда явится некоторое: а вдруг они не создадут должного впечатления?

   В скромной нейтральной по окраске мастерской появление обнаженного тела производит впечатление цветовой вспышки; ведь для живописца голизна, в профессиональном подходе к ней, является тем же натюрмортом, букетом цветов, пейзажем, средством живописной выразительности, и только в процессе работы специфицируются эти разнозначимости: возникает идея предмета, со всеми привходящими в него функциями внутреннего, физиологического, психологического содержания.

   Нет живописца в истории, который бы не оставил в своем творчестве образа женщины как канона форм материнства, любви или женщины-товарища, и нет народного эпоса, в котором не было бы "красной девицы" и "добра молодца", представляющих образцы исторических совершенств для своего времени, творящих жизнь и потомство. По этим типовым представлениям можно разобраться во многих органических качествах и дефектах целых эпох, где образ женщины претерпевает метаморфозы от Изиды до Нана, от матриархата до женщины-безделушки, от Беатриче Данта до пошлости девятнадцатого века, с его орнаментальной женщиной, обезличенной и в труде, и в материнстве, и даже в любовничестве. 

   Анжелика оказалась совсем не такой, какой мелькнула она мне на людях.

   С первой же установки ее на позу я понял, что ее надо взять такой, какая она есть, без обозначения ее формами побочного сюжета.

   Остановился я на позе незавершенного движения: на ходу Анжелика сбрасывала с себя белую ткань, оттенившую ее колорит. Голова ее была повернута на зрителя, где как бы происходило некое интересующее ее событие, но событие не волнующее и не смущающее.

   Ноги Анжелики представляли небольшой разворот, а ступни подсказывали дальнейшее направление движения. Левая нога была на подъеме, с приподнятой слегка пяткой и опирающимися о пол пальцами.

   Вероятно, по классической традиции и только итальянцы могут иметь такие ноги, с длинными, обделанными хождением по холмам их страны пальцами, легко и бодро несущими торс и голову. Да к тому же, пожалуй, только у восточных людей да в Италии жители не портят обувью свои ноги и дают им возможность нормального роста.

   Очень быстро начал я бороться живописью с моей привязанностью к Анжелике. И скоро почувствовал, как бессилел мой холст и все мои силы уходили в нее, в живую.

   Однажды, прощаясь со мной, еще не расставшись рукопожатиями, Анжелика сказала:

   - Амико, не сделаем несчастья из нашей дружбы! Моя жизнь слишком сложна, а может быть, и ваша не проще моей...

   Легко говорить, благоразумить себя до прыжка, но я уже сорвался от одного края над расщелиной, и не все ли мне уже стало равно, когда после ее ухода не знал я, что мне делать и куда девать себя: нити моих мыслей тянулись за ней, обшаривая Рим и отыскивая тот уголок, где жила Анжелика. Где и в каких условиях сна жила, я не знал. То рисовалась мне бесшабашная бандитская обстановка, со свирепым тираном-любовником, то рабочая, тихая семья, с обожающим Анжелику мужем, со стариками родителями, не чающими в ней души... То с сестрой-подростком живет она, коротая вечера за шитьем для заработка на существование... То изолированной, как в монашеской келье, виделась она мне в обстановке, где каждый предмет связан с ней, напоминает о ней.

   Приметы ее внешности были самые разноречивые: то полновесный аметист на тонкой золотой нитке оцепит ее шею. То, как украдкой, блеснет в волосах драгоценный гребень, то кораллы обовьют запястье, а то нет больше украшений, и до убогости обеднится прекрасное тело Анжелики костюмом. Английского пледа пальто да темно-синяя шляпка с темно-серым пером и тонкое кольцо с рубином одни оставались неизменными.

   Развивалась моя привязанность, казалось, я вымещал всему моему длительному одиночеству. У меня мутилось в глазах, когда я представлял себе, что Анжелику я мог бы поцеловать. Кисть начинала глупить и бездарить на холсте - форма ускользала из-под моей власти.

   Поистине от прямого признания меня только спасала и удерживала нагота Анжелики, ибо профессиональный такт, привычный для живописца, защищает модель лучше всяких костюмов от посторонних работе импульсов; он превращает тело в явление особого, рабочего порядка.

   Уже, очевидно, так следует, что к любви, вздымающей бодрость и жизнерадостность, примешивается мучающее, принижающее жизнь чувство. Предвидит ли влюбленный грядущий отлив влечения или он ощущает порабощение, связанность воли и действий. Ведь в таком состоянии все интересы от внешнего мира отвращаются и сосредоточиваются на предмете привязанности. Жизнь однобочится, вторая ее половина делается пустой, абстрактной, и чувствуешь себя скользящим по наклонной плоскости. Он и она похожи на две дождевые капли, катящиеся одна за другой, - тронет - не тронет одна другую, да и этого мало, надо, чтобы капли достаточно крепко ударились своими шариками и образовали одну. Счастливее или, вернее, спокойнее сторона, менее возбужденная встречей.

   - Амико, насколько бы было лучше, если бы не случилось того, что случилось... - позднее говорила задумчиво Анжелика, трогая мою голову...

   Теперь я писал другую Анжелику, вскрывшуюся для меня до конца... До конца! - глупое слово, как будто бы в текучести есть концы, как будто даже очень близкого можно исчерпать, когда сегодня, да что сегодня, - каждый момент неповторяемо строится и открывает, как в калейдоскопе, новые и новые вариации бытийствующий организм...

   Писал я жадно, чтоб осталась она прочно во мне и на холсте, чтоб сроднившиеся для меня формы оставили живую магическую память, - Леонардо, довел ты меня до твоей "Моны Лизы", и такой же живой, не хотящей жить, становилась моя Анжелика... На этом пути, следуя твоим указаниям, мудрен, сорвался и я: чем больше вливал я крови в образ любимой, тем менее жизненным становилось изображение: вне меня и вне живой Анжелики возникало третье существо и забродило в мастерской, лишенное моей и Анжелики воли; как побеспокоенный утопленник Пушкина, он требовал дать ему могилу или нормальную жизнь в искусстве, - ему не было среди живых дела. 

   До сей поры я не знал ее адреса. Обычно мы расставались на углу виа Капо-ди-Каза и переулка, пересекающего эту улицу... Анжелика была не из таких, чтоб из-за каприза или кокетства делать секреты, - значит, причины были вескими, я и не пытался проникнуть в них, но тем не менее мое самолюбие ущемлялось, да и ревность, эта спутница любви, находила себе поводы для сыска и подозрений.

   Ко мне зашел горбоносый. До сей поры для меня не было ясно, была ли моя работа заказной. Он нашел большую схожесть картины с моделью. Долго сидел он пред мольбертом, вставал, отходил и снова приближался к холсту и потом произнес: "Бениссимо". Закурил трубку и подошел ко мне.

   - Какая удивительная женщина Анжелика - а, питторе?! - сказал он мне. Было ли что себе на уме в этих словах, но показалось, что горбоносый намекает на что-то, словно он в курсе моих отношений с Анжеликой.

   - Анжелика - прекрасный человек и прекрасная женщина... - ответил я сердечно.

   - Гэ, то-то!.. - что означало "гэ, то-то", - мне было неясно, но бандит сказал это серьезно; засунул руки в карманы и отошел к окну... Потом он резко повернулся ко мне и коммерчески спросил:

   - Сколько стоит? Расставаться мне с работой не хотелось, но в словах горбоносого я почувствовал право заказчика, и я сказал, что не знаю, что пусть берет он ее на память о нашей встрече.

   Бандит махнул рукой и с развязностью буржуа  вынул бумажник, отсчитал 250 лир и положил на стол.

   Мне стало неприятно, словно я продавал мою Анжелику, и я сделал отрицательный жест.

   Бандит засмеялся и тронул меня по плечу.

   - Гэ, питторе, нехорошо! Воровать не умеете, а от денег отказываетесь! Возьмите! Мало, но от души!

   …Привычный стук в мастерскую подбросил меня к двери, и, только отодвигая засов, перевел я мое состояние в сдержанное. Вошла Анжелика. Она вошла так, как никогда еще не входила. Так входят к близкому больному, зная, что его дни сочтены... В первом ее слове: "Амико", в протяжном "и" уже наметилось большое предстоящее событие, грозящее мне.

   Ни слова не было сказано о разлуке между нами, но все свидание было овеяно бравадой похоронного марша нашей близости. Уходя от меня, ее глаза так заволновались, что я взрезал правду:

   - Анжелика, неужели нельзя избежать разлуки?

   Она строго, повелительно, как бы собравшись вся в клубок, сказала:

   - Разлука необходима для нас обоих... Ты еще ищешь жизнь, моя жизнь кончилась, повернуть ее я никуда не могу, не могу, амико!.. А тебя в мою жизнь я не допущу... Пойми, ты дорог мне... Я буду мучиться больше тебя, я рву нитку, за которую, может быть, первый раз за мою жизнь ухватилась по-настоящему, может быть, от тоски по другой, чем моя, жизнь...

   Но что за чертов водоворот, которым швыряются людские жизни, какой злой дьявол предписывает поведению человека, загоняет его в безвыходные притоны и лишает права вернуться к желанной жизни? А если я брошу все, чтоб спасти Анжелику? Не все ли мираж, кроме нее, вот этой живой, запутавшейся, погибающей, близкой из всех мне близких, женщины?

   Как я мучился в тот момент за нее, когда я сказал:

   - Я отдам мою жизнь, чтоб спасти тебя!

   Анжелика взяла мою голову руками, улыбнулась и сказала, как мать баловню, просящему гибельной игрушки:

   - Бамбино мио! Ты лучшее должен сделать с твоею жизнью, поверь Анжелике...

   На следующий день я получил письмо от Анжелики, извещавшее меня об ее отъезде из Италии.

   …В следующий мой приезд в Рим я бродил местами, связанными с ней. 

   Разыскал окраинный кабачок; расспрашивал содержателя о горбоносом, но кабатчик каждым наростом своей физиономии прикинулся форменным идиотом, никогда в своей жизни не встречавшим ни одного бандита. Горбоносый как в воду канул...

   Все, казалось, было схоронено об Анжелике.

   В Генуе я познакомился с подсевшим к моему столику в кафе авантюристом.

   Разговор между нами зашел о сенсационной смерти некоей "международной хищницы", как об этом заглавили рубрики некоторых газет, с присущей развязностью вульгаризируя событие.

   Мой знакомый уверил меня, что в газетах изложение всей этой драмы сплошь ложно, что погибшая была замечательного героизма и такта женщина... В заключение он вынул из бумажника фотографический снимок и показал мне; я едва не вскрикнул от неожиданности: снимок был сделан с моей римской картины, изображавшей Анжелику.

   - Вот это она и есть! - сказал авантюрист.

http://dugward.ru/library/petrov-vodkin/petrov-vodkin_prostr...

 

 

   И, конечно же, Петров-Водкин - прежде всего художник.

 

В мастерской художника. 1901

 

Богоматерь с младенцем. 1903 - 1904

 

Портрет жены художника. 1906

 

Сидящий мальчик. 1906

 

Африканский мальчик. 1907

 

Негритянка. 1907

 

Алжирская женщина. 1907

 

Кафе. 1907

 

Автопортрет. 1907

 

Портрет М. Ф. Петровой-Водкиной. 1907

 

Портрет неизвестной. 1908

 

Портрет А. П. Петровой-Водкиной, матери художника. 1909

 

Женщина в хитоне. 1910

 

Голова юноши. 1910

 

Играющие мальчики. 1911

 

Купание красного коня. 1912

 

Портрет Н. Грековой (Казачка). 1912

 

Портрет жены художника. 1912

 

Портрет М. Ф. Петровой-Водкиной. 1913

 

Портрет мальчика. 1913

 

Мать. 1913

 

Ангелы с образом Спаса Нерукотворного. 1914

 

Мать. 1915

 

Портрет Рии. 1915

 

Богоматерь с младенцем.

 

Богоматерь. Умиление злых сердец. 1914 - 1915

 

Девушки на Волге. 1915

 

Фектя

 

Скрипка. 1916

 

Утро. Купальщицы. 1917

 

Утренний натюрморт. 1918

 

Натюрморт с селедкой. 1918

 

Розовый натюрморт. 1918

 

Скрипка. 1918

 

Натюрморт с зеркалом. 1919

 

Натюрморт с синей пепельницей. 1920

 

1918 год в Петрограде. 1920

 

Самарканд. На террасе. 1921

 

Голова мальчика-узбека. 1921

 

Самарканд. Шахи-Зинда. 1921

 

Автопортрет. 1921

 

Вася. 1922

 

Голова девочки

 

Портрет А. Ахматовой. 1922

 

Портрет Н. А. 1922

 

Дочь художника. 1923

 

Портрет Л. М. Эренбург. 1924

 

Девушка в красном платке. Работница. 1925

 

В детской. 1925

 

Материнство. 1925

 

Девочка на пляже. 1925

 

Портрет С. Н. Андрониковой. 1925

 

Самовар. 1926

 

Автопортрет. 1926

 

Самарканд. 1926

 

Цыганки. 1926-1927

 

Мать и дитя. 1927

 

Девушка в саду. 1927

 

Землетрясение в Крыму. 1927-1928

 

Смерть комиссара. 1928

 

Девушка у окна. 1928

 

Портрет С. М. Мстиславского. 1929

 

Пушкин в Петербурге. 1930

 

Черемуха в стакане. 1932

 

Портрет Андрея Белого. 1932

 

Дочь художника. 1933

 

Тревога. 1934

 

Девочка за партой. 1934

 

Портрет дочери художника. 1935

 

Дочь рыбака. 1936

 

Девочка с куклой. Портрет Татули. 1937

 

Виноград. 1938

 

Девочка в лесу. 1938

Картина дня

наверх