На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Искусство

72 064 подписчика

Свежие комментарии

  • Майя Maja
    Минкульт.Юрист: Киркорова ...
  • Иван Искренко
    Очень интересная подборка, только я не могу понять, как ее всю посмотреть (?). Здесь 1-я часть, а как найти вторую? Е...Обнаженная натура...
  • Nadya Tertyshnik
    так называемые звезды, настоящие сатанисты....Адвокат Киркорова...

Художник Жорж-Пьер Сёра.

 Творческая деятельность Жоржа Сёра насчитывает менее десяти лет: он родился в 1859 году, а в марте 1891 года он внезапно кончался в возрасте тридцати одного года. Его художественное наследие немногочисленно. Но, тем не менее, он успел разработать новаторскую живописную концепцию, изменив ход развития живописи.

Жорж Сёра

 

  

  Жорж Пьер Сёра  (Seurat Georges) родился в Париже 2 декабря 1859 года в зажиточной, но несколько необычной семье. Его отец, Антуан Кризостом, был министерским чиновником. Рано выйдя в отставку, он большей частью жил один в своем втором доме в Ренси, под Парижем. В погребе дома Антуан обустроил молельню, где отдавал дань своей набожности, совершая богослужения (с садовником в качестве служки).

 Жорж видел отца только по вторникам, когда тот приезжал обедать в кругу семьи и "исполнять супружеские обязанности". Между ними не было особой близости, что не помешало сыну унаследовать отцовские черты характера - замкнутость, независимость и скрытность.

 В детстве Сёра ничем не отличался от своих сверстников. Чуть повзрослев, заинтересовался искусством. В местной школе живописи под руководством скульптора Жюстена Лекьена он осваивал традиционную манеру письма, копируя гипсовые слепки и репродукции с картин старых мастеров. У Лекьена он нашел себе первых друзей. Ими стали Эдмон Аман-Жан и Эрнест Лоран, позже получившие известность как художники-символисты.

 В 1878 году Сёра приняли в Школу изящных искусств. Здесь он учился у Анри Лемана. Леман благоговел перед Энгром, учеником которого являлся, -это может многое сказать о его педагогических приоритетах. По сохранившимся студенческим работам Сёра тоже видно, как старательно молодой художник копирует линейную манеру Энгра. При этом он живо интересовался новейшими течениями в живописи. В 1879 году Жорж посетил четвертую выставку импрессионистов и был поражен полотнами Моне и Дега. Знакомство с работами импрессионистов подтолкнуло Сёра к самостоятельным поискам. Около этого времени он покинул Школу изящных искусств.

Жорж-Пьер Сёра. Голова девушки Голова девушки 1879

 Свободой художник наслаждался недолго. Вскоре его призвали на военную службу, и весь следующий год Сёра провел в 119-м пехотном полку, расквартированном в портовом Бресте. Служба оставляла время для досуга, и он продолжал настойчивые штудии, совершенствуя свое мастерство рисовальщика.

 В ноябре 1880 года Сёра демобилизовался и возвратился в Париж. Здесь он (вместе с Аман-Жаном) снял студию, ставшую местом его дальнейшей работы. О самой работе нам мало что известно, потому что до 1883 года Сёра не выставлялся. Можно лишь предположить, что все это время художник занимался самообразованием. Неоконченный курс Школы изящных искусств, конечно же, в этом смысле был недостаточен. Материальная поддержка со стороны родственников позволяла художнику спокойно доучиваться по собственной программе, не думая о куске хлеба.

 Поначалу Сёра вплотную занялся рисунком. Чаще всего он рисовал белым мелом или пастелью. Период 1881-82 годов ознаменован его повышенным вниманием к человеческой фигуре. В эти же годы Сёра написал несколько портретов. Один из них ("Портрет Аман-Жана"), выставленный в Салоне 1883 года, удостоился сдержанных похвал.

Жорж-Пьер Сёра. КамнедробильщикиКамнедробильщики 1883

  Помимо живописи, Сёра много читал, жадно интересуясь новейшими теориями и открытиями в области оптики и стараясь проследить, как использовали законы оптики старые мастера. В частности, он внимательно изучил творчество Эжена Делакруа (1798-1863). В 1850-х годах Делакруа экспериментировал с цветом - наносил параллельными мазками чистые дополнительные цвета, не смешивая их друг с другом.

 Молодой Сёра предпочитал писать не на холсте, а на деревянных досках, делая небольшие этюды маслом. В 1883 году он решился на крупное полотно, планируя им обратить на себя внимание в ближайшем Салоне. Видимо, сыграл свою роль и тот факт, что Аман-Жан и Лоран, вместе с которыми он начинал как художник, уже успели не без успеха выставить свои картины в Салоне. Сюжет работы был продиктован сценой на берегу Сены, поблизости от Парижа. Эти места привлекали многих импрессионистов -отчасти своими красотами, а отчасти тем, что добраться туда не составляло труда: регулярно ходил поезд.

Жорж-Пьер Сёра. Купание в АньереКупание в Аньере

  На "Купание в Аньере" Сёра потратил год, но жюри Салона отклонило работу. Те, кого постигла такая же судьба, в ответ организовали Салон отверженных (независимых). Вскоре состоялась его выставка, где Сёра, наконец, получил возможность представить свою работу широкой публике. В отзывах о выставке царил разнобой. Один из критиков даже назвал работы "независимых" "неудачными, непонятными, ужасными, бессмысленными, анемичными и надуманными". И все равно Сёра был счастлив. А с официальным Салоном он прекратил с тех пор всяческие отношения.

  После выставки Сёра с головой погрузился в жизнь, которую вели "независимые". Посещая их собрания, он тихо сидел в сторонке, посасывал свою трубку и наблюдал за происходящим. Несмотря на молчаливость, Сёра вскоре стал душой компании. Наиболее яркой личностью в ней был Поль Синьяк, художник-самоучка, выросший на традициях импрессионизма. Он проявил огромный интерес к "пуантилизму" (или - "дивизионизму") Сёра. Очень важным оказалось то, что Синьяк гораздо точнее и доступнее автора формулировал новаторские идеи Сёра. И в немалой степени именно благодаря его усилиям Сёра впоследствии признали основателем нового течения в живописи.

Точка. Точка.  Рядом точка. Вышел облака кусочек. Синий цвет на землю тенью Лег в среде земных растений. Точки в небе. Точки в почве. Точки в солнце, В черной ночи. Этот радостный "Канкан" - Был художник, видно, пьян. Он игру придумал эту. Сам судьбу свою сыграл. Стал поэтом средь поэтов - Точкой жизнь нарисовал. Рвутся связи. Рвутся нити. Все друзья ушли в обитель, Где нет красок, Нет кистей Для разлития страстей По холсту И на палитре, Нервной нотой на пюпитре Точка в точке расцвела. Оказалось - Жизнь прошла…
Александр Макаренков

Жорж-Пьер Сёра. Воскресная прогулка на острове Гранд-ЖаттВоскресная прогулка на острове Гранд-Жатт

  Тем временем сам художник приступил к работе над еще одним большим полотном: "Воскресная прогулка на острове Гранд-Жатт". Он писал картину на маленьком островке рядом с Аньером - как всегда, очень тщательно и методично. На ее создание художник потратил почти два года. В 1886 году Сёра показал свой шедевр на восьмой (и последней) выставке импрессионистов.

  "Гранд-Жатт" произвел форменный фурор. Морис Эрмель назвал это полотно "манифестом живописи и знаменем новой школы". Это положение развил Феликс Фенеон. Фенеон стал подарком судьбы для Сёра - он лучше других понял значение его поисков в контексте всей истории живописи. Фенеон писал, что старое течение (импрессионизм) исчерпало себя, и на смену ему приходит новая волна художников, названных им неоимпрессионистами. Лидером и душой неоимпрессионистов критик "назначил" Сёра. Тут, на его взгляд, и спорить было нечего.

  Триумфальное шествие полотна "Гранд-Жатт", между тем, продолжалось. Картину показали на второй выставке Общества независимых осенью 1886 года и на выставке "Группы двадцати", собравшей бельгийских художников-новаторов. Синьяк писал: "Огромные толпы, постоянный шум, возмущенные буржуа и растерянные мазилы. В целом, большой успех для нас. Картину Сёра невозможно было рассмотреть, ее всегда окружали тучи зрителей".

Жорж-Пьер Сёра. Белая собакаБелая собака 1884-1885

  Мода на неоимпрессионизм быстро распространялась, и вскоре десятки художников принялись имитировать "пуантилистскую" манеру Сёра. С одной стороны, все это очень льстило художнику, а с другой, - вызывало ревность. Он теперь пытался уклониться от выставок, опасаясь, что его идеи окажутся просто разворованы падкими на успех "товарищами".

Жорж-Пьер Сёра. Поле люцерны в Сен-ДениПоле люцерны в Сен-Дени 1885-1886Жорж-Пьер Сёра. Мост в Корбевуа Мост в Корбевуа1886-1887 Жорж-Пьер Сёра. Парад-аллеПарад-алле 1888Жорж-Пьер Сёра. Воскресенье в Порт-ан-БессенВоскресенье в Порт-ан-Бессен 1888Жорж-Пьер Сёра. Эйфелева башня Эйфелева башня 1889Жорж-Пьер Сёра. Пудрящаяся женщинаПудрящаяся женщина 1889-1890

  Скрытность Сёра распространилась и на его личную жизнь. В 1888 году он влюбился в белошвейку Мадлен Кноблох. Сёра скрывал роман и от друзей, и от родных. В феврале 1890 года Мадлен родила мальчика. Сёра дал ему имя, зеркально отражавшее его собственное, - Пьер Жорж. Родные по-прежнему ничего не знали.

  В марте 1891 года художник заболел во время подготовки к очередной выставке Общества независимых. Буквально за три дня Сёра "сгорел" - как предполагается, от менингита. Похоронили его в семейном склепе на кладбище Пер-Лашез.

Жорж-Пьер Сёра. Цирк Цирк1890-1891   В последних произведениях Сёра еще больше чувствуется стремление к синтетизму и стилизации. Упругая гибкость криволинейных силуэтов свидетельствует о влиянии модерна.

 
 
 
Landscape with a Boat, Seurat - 1600x1200 - ID 8044. Сера, Жорж
Жорж Сера: Landscape with a Boat.
 
Seurat Port-en-Bessin- Entrance to the Harbor, 1888,. Сера, Жорж
Жорж Сера: Seurat Port-en-Bessin- Entrance to the Harbor, 1888,
Seurat The Eiffel Tower, 1889,. Сера, Жорж
Жорж Сера: Seurat The Eiffel Tower, 1889
 
 
 
Seurat The Seine at Courbevoie, 1885. Сера, Жорж
Жорж Сера: Seurat The Seine at Courbevoie, 1885
 
Seurat The Seine at Le Grande Jatte, 1888. Сера, Жорж
Жорж Сера: Seurat The Seine at Le Grande Jatte, 1888

art 769. Сера, Жорж

,
 
Seurat Boats, Low Tide, Grandcamp. Сера, Жорж
Жорж Сера: Seurat Boats, Low Tide, Grandcamp
 
Seurat Entrance to the Port of Honfleur. Сера, Жорж
Жорж Сера: Seurat Entrance to the Port of Honfleur
 
Seurat Georges The Bec du Hoc at Grandcamp Sun. Сера, Жорж
Жорж Сера: Seurat Georges The Bec du Hoc at Grandcamp Sun
 
Seurat The Channel at Gravelines, Evening, 1890. Сера, Жорж
Жорж Сера: Seurat The Channel at Gravelines, Evening, 1890
 
art 749. Сера, Жорж
Жорж Сера: art 749
 
art 747. Сера, Жорж
Жорж Сера: art 747
 
Seurat End of the Jetty, Honfleur, 1886,. Сера, Жорж
Жорж Сера: Seurat End of the Jetty, Honfleur, 1886,
 
art 774. Сера, Жорж
Жорж Сера: art 774
 
art 768. Сера, Жорж
Жорж Сера: art 768
 

Заросший склон

Жорж-Пьер Сёра. Заросший склон 

1881
32 x 40
Холст, масло
Нью-Йорк. Частное собрание
Пуантилизм (дивизионизм)

Анжелика у скалы

Жорж-Пьер Сёра. Анжелика у скалы 

1878 

Улица Сен-Винсент, Монмартр, Весна

Жорж-Пьер Сёра. Улица Сен-Винсент, Монмартр, Весна 

1883-1884

Рисунки

После возвращения из армии Сёра в течение нескольких лет оттачивал свое искусство рисовальщика. Он делал множество набросков и эскизов к картинам, есть у него и самостоятельные рисунки. Художник очень любил сочетание черной пастели с бумагой "мишле". Пастель он предпочитал, потому что она не крошилась, а бумагу "мишле" ценил за ее фактуру. Если нанести на такую бумагу тонкий слой пастели, сквозь краску будет проступать белая сетка. 
На лучших рисунках Сёра нельзя рассмотреть ни линий, ни контуров. Этого художник добивался за счет втирания пастели в бумагу или нанесения разнонаправленных пересекающихся штрихов. Очень часто изображенные Сёра фигуры находятся в каком-то странном, загадочном окружении, что является данью очень модному в то время символизму.

Шедевры импрессионизма. Жорж Сёра - рисунки


Сёра, Жорж
Античная голова
Около 1875
310 x 240 мм
Уголь на бумаге
Нью-Йорк. Собрание Сэмюелс
Неоимпрессионизм
Франция


Шедевры импрессионизма. Жорж Сёра - рисунки


Сёра, Жорж
Античная статуя: Сатир с козой
Около 1877
636 x 484 мм
Уголь на бумаге
Нью-Йорк. Собрание Розенберг
Неоимпрессионизм
Франция

Шедевры импрессионизма. Жорж Сёра - рисунки


Сёра, Жорж
Обнаженный
Около 1877
213 x 118 мм
Перо и коричневыe чернила на бумаге
Частное собрание
Неоимпрессионизм
Франция

Шедевры импрессионизма. Жорж Сёра - рисунки


Сёра, Жорж
Женщина с ребенком
Около 1880-1881
159 x 102 мм
Соус на бумаге
Нью-Йорк. Собрание Льюит
Неоимпрессионизм
Франция

Шедевры импрессионизма. Жорж Сёра - рисунки


Сёра, Жорж
Полулежащая женщина
Около 1880-1881
180 x 230 мм
Соус на бумаге
Нью-Йорк. Собрание Вуднер
Неоимпрессионизм
Франция


Шедевры импрессионизма. Жорж Сёра - рисунки


Сёра, Жорж
Мужчина возле дерева
1884-1885
615 x 475 мм
Соус на бумаге
Вупперталь. Музей фон дер Хейдт, Собрание графики
Неоимпрессионизм
Франция


Шедевры импрессионизма. Жорж Сёра - рисунки


Сёра, Жорж
Стоящая мoдель
Около 1887
297 x 225 мм
Соус на бумаге
Нью-Йорк. Музей Метрополитен, Отдел рисунка
Неоимпрессионизм
Франция


Шедевры импрессионизма. Жорж Сёра - рисунки


Сёра, Жорж
Портрет Поля Синьяка
1890
345 x 280 мм
Соус на бумаге
Частное собрание
Неоимпрессионизм
Франция

Шедевры импрессионизма. Жорж Сёра - рисунки


Сёра, Жорж
Маленький Форт Филипп
1890
220 x 280 мм
Соус на бумаге
Частное собрание
Неоимпрессионизм
Франция


Шедевры импрессионизма. Жорж Сёра - рисунки


Сёра, Жорж
Райский концерт
1887
297 x 229 мм
Соус на бумаге
Амстердам. Государственный музей (Рейксмузеум) Крёллер-Мюллер
Неоимпрессионизм
Франция

Ужин. Портрет отца (Жорж Пьер Сёра)

Seurat Woman Seated by an Easel, ca 1884-88, 30.5x23.3 cm,. Сера, Жорж

Жорж Сера: Seurat Woman Seated by an Easel, ca 1884-88
 
Seurat Georges Castle in park Sun. Сера, Жорж
Жорж Сера: Seurat Georges Castle in park Sun

Картина дня

наверх