На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Искусство

72 064 подписчика

Свежие комментарии

  • Майя Maja
    Минкульт.Юрист: Киркорова ...
  • Иван Искренко
    Очень интересная подборка, только я не могу понять, как ее всю посмотреть (?). Здесь 1-я часть, а как найти вторую? Е...Обнаженная натура...
  • Nadya Tertyshnik
    так называемые звезды, настоящие сатанисты....Адвокат Киркорова...

"Об этой жизни ходит много басен..." Художник Пётр Александрович Нилус (1869 - 1943)

Интерьер в квартире Е. Буковецкого

 

Петр Александрович Нилус — художник, литератор, общественный деятель, один из видных представителей Товарищества южнорусских художников и Передвижников. Он разделил драматическую судьбу многих отечественных художников, которые после эмиграции в начале 1920-х годов продолжали плодотворно работать и выставляться в Европе, но оказались забытыми на Родине.

П. А. Нилус по отцовской линии родом из шведов, его дед был генералом — участником войны 1812 года. Родился в Подольской губернии, с семи лет жил в Одессе, учился у известного художника и педагога К. К. Костанди (уникальный пердагог!) в Рисовальной школе Одесского общества изящных искусств. 

 

В 1889 году П. А. Нилус поступил в Императорскую академию художеств, где в течение года занимался у И. Е. Репина. 
Мэтр увидел в молодом художнике вполне сформировавшуюся творческую индивидуальность и посоветовал оставить учебу, уехать домой, «нанять мастерскую и работать».

Революцию 1917 года П. А. Нилус принял с воодушевлением, но вскоре изменил свое мнение. С приходом отрядов Добровольческой армии А. И. Деникина художник выступил в их поддержку серией антибольшевистских плакатов, после чего понял, что в последующей изменившейся обстановке, с победой красных возвращение в Одессу будет грозить ему казнью, в 1919 г он покинул Россию. 

 

Три года живописец ездил по Европе, организовал персональные выставки в Софии, Вене, Загребе, Бухаресте и Белграде. 

И наконец, в конце 1923-го он перебрался в Париж, где поселился в одном доме с И. А. Буниным. Для художника была важна завязавшаяся еще в Одессе дружба с писателем. Без духовной, а подчас и материальной поддержки И. А. Бунина переносить тяготы эмиграции и разочарование от того, «что исчез в Париже тот прелестный мир, который называется искусством», было бы особенно невыносимо.

 

До конца 1920-х годов П. А. Нилус сохранял верность «живописи кринолинов», которая пришлась по душе и французской публике. В 1930-е годы художник отошел от символико-романтических сюжетов. Основными в его творчестве стали виды городов, пейзажи французской провинции, натюрморты, которые он создавал своеобразными сериями, стремясь передать фактуру предметов, богатство цветовых нюансов. 

Особую известность получила так называемая «белая серия», а среди живописцев выражение «белое Нилуса» стало нарицательным.
Первые персональные выставки П. А. Нилуса в Париже состоялись в 1924 году.

Большой успех имела выставка П. А. Нилуса в галерее Zak (1934), ставшая его последней прижизненной персональной экспозицией. 

Помимо российских собраний, произведения художника хранятся в Лувре и других музеях Франции, в Национальной художественной галерее в Софии, в коллекции Джорджтаунского университета в Вашингтоне.

 

Кафе

 

Встреча

 

В один прекрасный зимний день

 

Зимняя прогулка

 

Городской пейзаж. Париж

 

Элегантная женщина

 

У окна

 

Большой натюрморт

 

 

По гостям

 

Билеты на балет "Щелкунчик"

 

Портрет А.П.Чехова

 

В мастерской художника

 

В воскресенье

 

Чтение телеграммы о Цусимском бое

 

После дождя

 

Осень

 

Порт

 

На пляже

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх