На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Искусство

72 064 подписчика

Свежие комментарии

  • Майя Maja
    Минкульт.Юрист: Киркорова ...
  • Иван Искренко
    Очень интересная подборка, только я не могу понять, как ее всю посмотреть (?). Здесь 1-я часть, а как найти вторую? Е...Обнаженная натура...
  • Nadya Tertyshnik
    так называемые звезды, настоящие сатанисты....Адвокат Киркорова...

Источники вдохновения Зинаиды Серебряковой.

Рассматривая в музее картины именитых художников, мы думаем о душе, о настроении, о красоте мира, но почти никогда не знаем, при каких обстоятельствах рождались бесценные произведения, в какой атмосфере творили те, чьи имена мы привыкли называть с восторгом и восхищением. Однако порой, некоторые события в жизни художников являются настолько значимыми, что влияют и на жизнь, и на творчество в целом.

Зинаида Евгеньевна Серебрякова (девичья фамилия Лансере́; 12 декабря 1884, с. Нескучное, Харьковская губ., ныне Харьковская обл., Украина — 19 сентября 1967, Париж, Франция) — русская художница, участница объединения «Мир искусства», одна из первых русских женщин, вошедших в историю живописи.

 

«Девушка со свечой. Автопортрет»

Зинаида Серебрякова родилась  в родовом имении «Нескучное», под Харьковом. Ее отец был известным скульптором. Мать происходила из семьи Бенуа и в молодости была художником-графиком. Ее братья были не менее талантливы, младший был архитектором, а старший был мастером монументальной живописи и графики.

Своим художественным развитием Зинаида в первую очередь обязана своему дяде Александру Бенуа — брату матери и старшему брату.

Детство и юность художницы прошли в Петербурге в доме деда, архитектора Н. Л. Бенуа и в имении «Нескучном».

 

«Купальщица»

Вот уж кому и повезло и не повезло так это вот этой женщине. Она стала первой русской художницей в мире. Так уж получилось, что в основном в живописи заняты мужчины и совсем нет мастеров женского пола. Она была первой. Это, пожалуй, единственное, за что её уважали в Академии художеств СССР.

Всё остальное не считалось нужным упоминать. Её картины стали неожиданно популярны в конце 60-х — в начале 70-х годов прошлого века. До этого времени её творчество стояло под прочным грифом «Запрещено».

Всё дело в её эмиграции. Она не приняла революцию, она просто не знала чем себя занять. Рисовать то, что предлагала новая власть, ей не хотелось, да и не её это – портреты вождей и подвиги первых пятилеток. Она всё больше склонна была к классической живописи. И она решила принять заказ, пришедший из Франции, и отправилась туда работать в привычной для неё обстановке.

Но вернуться на родину, увы, она не смогла. Но и детей забрать к себе тоже не получилось. Их у неё было четверо: двое, впоследствии, всё-таки были рядом с ней, друзья помогли переправить. Двое других остались в СССР с её мамой. Лишь только во время «оттепели» в 60-х годах семья смогла воссоединиться. Но Серебрякова тогда уже была подданной Франции.

Что касается самого полотна, то оно только лишь подтверждает её приверженность к классике в живописи. Чёткая линия тела, нежность красок, изумительно доброе лицо женщины, которую не смущает собственная нагота...

 

« Портрет Б. А. Серебрякова»

В юности Зинаида влюбилась и вышла замуж за собственного двоюродного брата Бориса Серебрякова. Семья не одобряла их брак, и молодые были вынуждены уехать из родных земель.

...Одной из её замечательных работ можно назвать его портрет.  Кажется, будто художница предчувствовала, что Борис рано уйдёт из жизни, и потому изобразила его настолько живым и реальным, что даже не до конца прописанные мазки кисти не могут умалить этого впечатления. Только по ним можно понять, что картина была написана для дома, а не для выставок и не на продажу.

В картине чувствуется любовь, тепло и душевный свет. Художница в правом верхнем углу оставила надпись «Боречка. Нескучное. Ноябрь…».

 

«Автопортрет с дочерьми»

Зинаида Серебрякова – одна из первых русских женщин-живописцев, вписавших себя в историю живописи. Творчество ее, не попавшее ни под какое влияние, достаточно независимо и самобытно.

Картина «Автопортрет с дочерьми» написан стремительно, легко. Впечатление, будто бы две маленькой дочки, поймав момент, прильнули к матери, когда та решила передохнуть, в рабочей рубашке и с кисточками в руках. Лица, волосы– выписаны не то чтобы тщательно, но гладко, объемисто, академически, как в этюдах старых мастеров, а в одежде и фоне видна неоконченность и небрежность, что дает картине больше современности...

...Автопортрет – это такое личное произведение художника, в котором он наиболее четко и ясно может показать свой духовный внутренний мир и выразить себя таким, каким, возможно мы его не знаем...

 

«Катя с куклами»

 Работы талантливой художницы – золотой фонд российского искусства. Зинаида Серебрякова –  мастер тонкой живописи и графики. Она была ученицей известного живописца Осипа Браза, и стала одной из первых русских женщин, которые вошли в историю живописи.

В основном, Серебрякова рисовала себя и своих детей. Это было связано с отсутствием денег. После гибели мужа, оставшись с четырьмя детьми и больной матерью, художница переезжает в Харьков из Москвы, а далее – в Санкт-Петербург.

Детей у Серебряковой было четверо – два мальчика и две девочки. Все они рано стали рисовать, что не могло не радовать мать. И впоследствии, увлечение искусством отразилось на судьбе каждого ребёнка. Старший сын, Евгений, стал архитектором-реставратором. Принимал участие в реставрации памятников архитектуры Петергофа, а так же им было написано несколько пейзажей акварелью.

Второй сын, Александр, летом 1925 приехал в Париж, где пребыла на заработках сама Зинаида. Он писал панорамы улиц со старыми замками и домами, картины-пейзажи на прекрасных берегах Сены. Позже он стал заниматься оформлением интерьеров замков состоятельных французов, а также был одним из создателей проектов городских парков Парижа. Здесь он был известным и авторитетным человеком.

Третий ребёнок, Татьяна, окончив хореографическое училище в Ленинграде, работала театральным художником в Минске и Ленинграде. По переезду в Москву, устроилась во МХАТ, а далее в ГИТИС. Только лишь в 36 лет смогла поехать в гости к матери в Париж.

Младшая дочь, Екатерина, стала главной героиней почти всех картин художницы, по которым можно проследить взросление девочки. Она начала писать её с раннего детства, в период послереволюционного времени и до эмиграции. Позже, став взрослой, Катя также увлекается живописью и переезжает к матери в Париж, чтобы помочь хоть как-то выжить, посвятив себя полностью этому.

 

«За обедом»

Наибольший пик творчества художницы приходится на предреволюционные годы. Это картины о крестьянах и прекрасных российских пейзажах, а также и бытовые жанры например, картина «За обедом» («За завтраком»).

Картина  является одной из самых известных в творчестве русской художницы Зинаиды Серебряковой. Известно, что на ней изображены собственные дети художницы... Картина Серебряковой получилась удивительно трогательной, поэтичной и одухотворенной. Невозможно не умилиться, глядя на эти живые искренние лица детей. В их глазах мы будто видим отражение их чистых невинных душ. В подобной манере художница создавала многие свои работы, это был ее особый почерк и стиль...

«На кухне. Портрет Кати»

...На этом полотне изображена дочь художницы...

Сочетание белых и синих тонов в картине передают символизм чистоты и наивности детского образа, который пронизан жаждой жизни...

 

«Автопортрет»

Наибольший восторг у зрителей вызвал автопортрет «За туалетом». Женщина, живущая в небольшой деревушке, в один из коротких зимних вечеров, смотрясь в зеркало, улыбается своему отражению, словно играя с гребнем. В этом произведении молодой художницы, как и она сама, все дышит свежестью. Нет никакого модернизма; уголок комнаты, словно освещенный молодостью, предстает перед зрителем во всей своей прелести и радости.

Картина создана зимой 1909 года в небольшом имении Нескучное. Художнице Зинаиде Серебряковой было тогда 25 лет.  ...«Автопортрет»  является экспонатом Третьяковской галереи.

 

 Внимание Зинаиды всегда привлекала работа юных крестьянских девушек в поле.В полотнах художницы есть множество картин, описывающих жизнь и работу крестьян. Она рисовала работающих на земле людей с натуры прямо на поле, где они трудились. Чтобы успеть схватить все детали, художница вставала раньше рабочих, приходила в поле с красками и кистями до начала всех работ.

«Беление холста»

 

«Осень»

...Бывают осенью и такие дни, когда вроде ещё тепло, а вокруг всё покрыто золотом – пожелтела листва, пожелтели подсолнухи, пожухла и пожелтела немного трава, поля тоже в жёлтом – это осенний урожай пшеницы, который до первых морозов необходимо убрать. А если ко всему жёлтому прибавить жёлтые сенные крыши хат, то и вовсе как в золотой стране окажешься.На полотне Серебряковой как раз всё это есть – всё жёлтое, всё осеннее, всё прекрасное...

 

«Яблоки на ветках»

 

«Кормилица с ребенком»

 

«Балетная уборная Снежинки»

 

«Портрет Е. Н. Гейденрейх в красном»

 

 Серия работ Зинаиды Серебряковой (1884-1967) с нагими фигурами женщин просто восхитительна, составившие в значительной степени ее славу.
Это поистине плоть от плоти нашей. Здесь та грация, та нега, та какая-то близость и домашнесть Эроса, которая все же заманчивее, тоньше, а подчас, и коварнее, опаснее, нежели то, что обрел Гоген на Таити и за поисками чего вслед за Лоти отправились рыскать по всему белому, желтому, черному свету блазированные, избаловавшиеся у себя дома европейцы (Статьи и воспоминания Александра Бенуа, 1932).

Зинаида Серебрякова как художница обнаженной натуры занимает особое место в истории искусства. Она не получила систематического образования, дававшего навыки в изображении тела, она имела природный "вкус" к этой теме. Она изучала коллекции Лувра и делала наброски с работ известных мастеров живописи. Не стесненная рамками "школ", художественных объединений и требованиями вкусов времени, Серебрякова, жившая вдали от столиц и музеев, творила чутко реагируя на идеи, витавшие в воздухе. При этом традиции классического искусства она воспринимала как современные, живые, не утратившие силы.

«Баня»

 

Сегодня творчество Серебряковой изучено вроде бы вполне достаточно. Изданы альбомы, монографии, переписка художницы. Но все же остается необнародованным множество картин и графики, «рассыпанных» по частным коллекциям, и потому каждый год приносит новости. Например, пару лет назад в России впервые показали серию из шести аллегорических панно, которую Серебрякова написала более 70 лет назад для виллы одного из своих французских почитателей. Наследники заказчика долго держали единственную из воплощенных монументальных работ художницы в тайне. Серебрякова в монументалистике - это вообще открытие, считает искусствовед петербургского Русского музея Евгения Петрова.

"Флора" и "Юриспруденция"

 

 

 Еще и потому, что эти работы подтверждают ее блестящее мастерство в столь сложном жанре живописи, как «обнаженная натура». "В России вообще жанр «ню», пожалуй, был характерен только для салонных работ представителей Академии художеств, - отмечает Евгения Петрова. - А вот в русской реалистической живописи это было достаточно редко. И Серебрякова в этом смысле уникальная художница".  В  1916  году  А. Н. Бенуа  была  поручена  роспись  Казанского  вокзала  в  Москве,  он  привлёк  к  работе  и  Зинаиду.  Художница  занялась  темой  стран  Востока:  Индия,  Япония,  Турция.  Она  аллегорически  представила  эти  страны  в  виде  прекрасных  женщин.  Одновременно  она  начала  работу  над  композициями  на  темы  античных  миров.

"Индия. 1916г."

 

 "Япония. (Одалиска) 1916г."

 

 

"Что же в ее творчестве так неодолимо привлекает тысячи  зрителей? Чем оно так радостно их волнует? Волнует оно жизнедарительным духом любви, любви эротической и вместе с тем безгрешной. У Серебряковой эрос легкий, воздушный, незримо проникающий все ею сотворенное. Привлекает гармония здоровой блаженной женственности - и при этом женственности вовсе не первобытной. Серебрякова - это недолговечное чудо равновесного согласия природы и культуры. На земле она видит только райски радостное, прекрасное, детское. В ее мире нет ни трагедий, ни муки, ни смерти.

И это - среди ужасов двадцатого века! Какая удивительная благодать была ниспослана ее южным глазам! В трагической современности им было дано прозревать отблески вечной красоты. Наверное, так видели мир - где-то, когда-то - молодые счастливые матери. В своем творчестве Зинаида Серебрякова не гневается, не обличает, не скорбит. Она любовно любуется."("Ода Зинаиде Серебряковой" Ю. М. Денисов)

 

 

***

 

Вернуться в Россию художница так и не смогла. Её похоронили во Франции на русском кладбище в Сен-Женевьев-де-Буа.

 

 

Источники:

http://allpainters.ru/serebrjakova-zinaida.html

 

http://www.artinconnu.com/2009/06/zinaida-serebriakova-1884-1967.html

 

http://www.artariya.ru/blog/ne-izvestnyie-faktyi-ob-izvestnyih-hudozhnikah-8-chast/

 

http://londonconsultant.blogspot.com/2012/09/blog-post_25.html

 

http://opisanie-kartin.com/serebryakova-zinaida/

 

http://gallerix.ru/storeroom/2054753045/

 

 

Картина дня

наверх