Последние комментарии

  • Tanya Tarhova
    Спасибо!Четыре великих австрийских композитора, которых нельзя не знать
  • Tanya Tarhova
    И этот замечательный портрет пожилого льва Самые яркие художники-анималисты
  • Tanya Tarhova
    И еще... Самые яркие художники-анималисты

Художник Василий Тропинин: навсегда свободный, первый,"модный"

Художник Василий Тропинин прожил большую жизнь, застал правление пяти (!) императоров и умер в восемьдесят один год, что для того времени сверх почтенный возраст. Он стал свободным от крепостной зависимости только в сорок семь лет – в качестве подарка от хозяина. Конечно, история отношений с графом Ираклием Морковым заслуживает особого внимания, но остановимся на том, что портреты семьи своего владельца живописец написал великолепные – светлые, дружелюбные, веселые.

 
"Семейный портрет графов Морковых", 1813, холст, масло, 226×291 см
"Семейный портрет графов Морковых", 1813, холст, масло, 226×291 см
 

И все же имя прославленного военачальника графа Моркова вовсе не так известно, как имя его крепостного – слуги, работника, художника.

 
"Автопортрет на фоне окна, с видом на Кремль", 1846, холст,масло,106×84.5 см
"Автопортрет на фоне окна, с видом на Кремль", 1846, холст,масло,106×84.5 см
 
"Портрет А. И. Тропининой, жены художника" , 1809, 51.5×40.4 см
"Портрет А. И. Тропининой, жены художника" , 1809, 51.5×40.4 см
 
"Портрет Анны Андреевны Тропининой, сестры художника", 1827, 72×57 см
"Портрет Анны Андреевны Тропининой, сестры художника", 1827, 72×57 см

Да, Василию Андреевичу ждать вольной грамоты пришлось слишком долго. В один и тот же год (1823) произошли два важнейших события. Академия художеств признала его заслуги в живописи – он стал академиком. Морков даровал ему свободу (за несколько месяцев до этого). Но, кажется, что духом Тропинин был свободен всегда. Только очень человечный и сильный мастер мог писать такие полотна.

 
"Портрет мальчика", 1820-е , 51×40 см
"Портрет мальчика", 1820-е , 51×40 см
 
"Золотошвейка" , 1826, 81.3×63.9 см
"Золотошвейка" , 1826, 81.3×63.9 см
 
"Женщина в окне (Казначейша)". 1841, 87.5×68 см
"Женщина в окне (Казначейша)". 1841, 87.5×68 см

Те, кто смотрят на вас

Не покидает ощущение, что не мы смотрим на портреты, а они на нас, когда стоим перед «Кружевницей»,

 
"Кружевница", 1823, 74.7×59.3 см
"Кружевница", 1823, 74.7×59.3 см

«Сыном художника»,

 
"Портрет Арсения Васильевича Тропинина", 1818, 40.4×32 см
"Портрет Арсения Васильевича Тропинина", 1818, 40.4×32 см

изображением Николая Карамзина

 
"Портрет Николая Михайловича Карамзина", 1818, 62.6×48.3 см
"Портрет Николая Михайловича Карамзина", 1818, 62.6×48.3 см

и другими изумительными картинами. Разве это не чудо, что Тропинин смог показать не просто внешность своих современников, но и их характер, настроение?

 
"Портрет Самсона Ксенофонтовича Суханова" , 1823, 75.5×58.5 см
"Портрет Самсона Ксенофонтовича Суханова" , 1823, 75.5×58.5 см

Тонкие эмоции подвластны Тропинину: смелость, решительность, проницательность, лукавство. Удивительно, но никакая фотография не в силах так точно запечатлеть сущность человека. 

 Существует магия великих портретов, о которой с воодушевлением и мистикой рассказывали лучшие писатели, например, Гоголь или Уайльд. Рисуя облик человека, живописец забирает его душу.

 
"Портрет Александра Александровича Сапожникова", 1852, 110×88 см
"Портрет Александра Александровича Сапожникова", 1852, 110×88 см
 
"Портрет Боцигетти" , 1818, 67×55 см
"Портрет Боцигетти" , 1818, 67×55 см
 
"Разбойник (Портрет князя Оболенского)", 1840, 120.6×95.7 см
"Разбойник (Портрет князя Оболенского)", 1840, 120.6×95.7 см

Как удалось художнику сделать глаза столь выразительными? Вероятно, такова и была задача Василия Андреевича: показать, что душа и мысли человека всегда свободны и независимы.

 
"Девушка со свечой" , 1840-е , 56×47 см
"Девушка со свечой" , 1840-е , 56×47 см
 
"Портрет сына художника за мольбертом", 1820-е , 66.5×57.5 см
"Портрет сына художника за мольбертом", 1820-е , 66.5×57.5 см
 
"За прошивками", 1830, 79×62 см
"За прошивками", 1830, 79×62 см
 
"Девочка с куклой",1841, 57×48 см
"Девочка с куклой",1841, 57×48 см

И какими бы вещами он ни был окружен, чем бы ни занимался, чтобы снискать хлеб насущный, смысл человеческой жизни только в том, чем жива его душа. Вдохновение и веселость, кокетливость и зачарованность, ум и растерянность – все есть в этих живых взглядах.

Два Пушкина

 
О.А.Кипренский, "Портрет А. С. Пушкина", 1827, холст, масло,64.8×56.3 см
О.А.Кипренский, "Портрет А. С. Пушкина", 1827, холст, масло,64.8×56.3 см
 
В,А, Тропинин, "Портрет Александра Сергеевича Пушкина", 1827, 68×56 см •
В,А, Тропинин, "Портрет Александра Сергеевича Пушкина", 1827, 68×56 см •

С детских лет все помнят, что есть два прекрасных портрета Александра Сергеевича. Один – работы Кипренского. Второй – Тропинина. Про первый поэт, как известно, сказал, что «это зеркало ему льстит». Работа Василия Тропинина более естественная и живая. Сравнивая эти два произведения, начинаешь лучше понимать самого Василия Андреевича.

Вся сложность работы творца, его открытия и прозрения – это результат большой самоотдачи, погруженности в творчество. Живой взгляд Пушкина – чуть-чуть отрешенный, направленный как бы внутрь, на свои мысли: это потрясающее решение художника. Именно такой взгляд бывает у людей, страстно увлеченных наукой, изобретательством, поэзией.

Как преодолеть время

 
"Крестьянин, обстругивающий костыль" ,1834, 71×57.4 см
"Крестьянин, обстругивающий костыль" ,1834, 71×57.4 см
 
"Портрет художника Николая Аполлоновича Майкова", 1821, 76.5×63.5 см
"Портрет художника Николая Аполлоновича Майкова", 1821, 76.5×63.5 см
 
"Портрет Карла Павловича Брюллова", 1836, 100×79 см
"Портрет Карла Павловича Брюллова", 1836, 100×79 см

Когда картина становится этикеткой, маркой, репродукцией, стирается ее свежесть и непосредственность восприятия. Подойти как можно ближе к произведению искусства, созданному два века назад – настоящее счастье.

 
"Мальчик со щегленком", 1825, 59×47 см
"Мальчик со щегленком", 1825, 59×47 см
 
"Мальчик с мертвым щегленком" ,1829, 60×47 см
"Мальчик с мертвым щегленком" ,1829, 60×47 см
 
"Девушка с горшком роз", 1850, 100×80.5 см
"Девушка с горшком роз", 1850, 100×80.5 см

Зрителю начинает казаться, что «Гитарист» Тропинина настолько близок и понятен, что они лишь случайно разминулись во времени. Такова магическая сила великих портретистов.

 
"Гитарист",1823, 82×64 см
"Гитарист",1823, 82×64 см

В Москве есть уголок, где еще чувствуются отголоски той удивительной эпохи. Замоскворечье не полностью поддалось разрушительным проектам 70-х и еще стоит под натиском элитных застроек последних десятилетий. Здесь, недалеко от дома-музея А.Н. Островского, есть и другой уютный и камерный островок прошлого. Это Музей Тропинина и московских художников его времени. В нем особая атмосфера, которая помогает понять: что старались донести до нас живописцы прошлого. А кто-то сам решится взяться за карандаши и кисти в студии «Тропа Тропинина».

 
Музей В.А. Тропинина
Музей В.А. Тропинина

Василий Тропин не просто «модный художник» своего времени. Он не так уж и далек от нас, как кому-то кажется.

Источник ➝

Популярное

))}
Loading...
наверх