За окном уныние и серые краски: самое время вспомнить про то, какими красками (масляными) писали осень великие живописцы прошлого. И поучиться у них замечательному качеству — находить красоту даже в самом депрессивном. Потому что от этого оно становится как-то отраднее... Именно для этого искусство было придумано, между прочим, еще до всяких антидепрессантов в форме таблеток.
Филипп Робер. Осенние листья. 1909 год
Исаак Левитан. «Золотая осень» (1895)
Для каждого, кто принадлежит к русской культуре, номером первым, разумеется, пойдет эта картина Левитана — и потому что мы помним ее с детства (еще с репродукций в книжках для школьников), и потому, что она отражает действительно русскую природу, осень в средней полосе России, именно тот пейзаж, который уже в подкорку въелся.
Ландшафт, изображенный Левитаном — близ деревни в Тверской губернии, где он жил в поместье своих друзей и покровителей. В жену владельца усадьбы он был влюблен (и пользовался взаимностью). Возможно, это еще одно объяснение, почему эта картина получилась такой удачной, поэтичной — ее наполняет особенное настроение художника.
Джузеппе Арчимбольдо. «Осень» (1573)
В европейском искусстве, где светские сюжеты появились намного раньше, чем в русском, есть намного более древние «осенние» картины. Такова эта аллегория, написанная великим шутником и любителем ребусов Арчимбольдо.
Осень в этом портрете-натюрморте предстает в виде своих плодов: овощей и фруктов (тыква, грибы, груши, корнеплоды всякие). И, в первую очередь, автора интересует такой осенний сельскохозяйственный процесс, как виноделие. Поэтому особенное внимание здесь у виноградных плодов, листьев, лозы, а также гигантской бочки, которая будет наполнена душеспасительным напитком. (Появившимся раньше таблеток-антидепрессантов, но позже изобразительного искусства, между прочим).
Петер Брейгель Старший. «Возвращение стада» (1565)
Картину Брейгеля записывают в список великих не только потому, что она такая вся красивая и гармоничная по цветам и композиции. Важная часть ее славы и в том, что она достаточно ранняя, написана в XVI веке, когда с чистым пейзажным жанром в европейской живописи была еще большая напряженка. Так что Брейгель со своим полотном без какого-либо мифологического или религиозного сюжета выступал таким пионером.
Впрочем, не все так просто: эта картина — из цикла про двенадцать месяцев и времена года. А в то время каждое из этих понятий имело свою символику. Так что пейзажи про позднюю осень на языке той эпохи — это аллегория зрелости, праведными трудами нажитого богатства и потомства, а также того, что зима (то есть смерть) — не за горами.
Винсент ван Гог. «Падающие осенние листья» (1888)
Список у меня получился какой-то с нарушением хронологии: сейчас как раз место классического реалистического пейзажа, но та картина — (Левитан) возглавила список. Так что реализм перескакиваем, и оказываемся в шокирующем модернизме, если точнее — в постимпрессионизме.
Обратите внимание, как ван Гог использует приемы кадрирования, которые подсмотрел у японской гравюры: у его предшественников, европейских пейзажистов, такая обрезка была немыслимой.
Картина ван Гога — редкий случай осеннего пейзажа, который городской, но при этом красочный. В основном осень в городе рисуют серой и промозглой, где одного цвета и небо, и стены, и мокрые дороги...
Густав Климт. «Березовая роща I» (1902)
Неприятная новость для тех, кто считает «родные березки» исключительно русской прерогативой. Это дерево растет по всей Европе к северу от Альп и Пиренеев с Родопами всяческими и, судя по всему, у всех художников вызывает вдохновение своей трепетностью.
Но обычно белые стволы березок сочетают с зеленой травкой: Климт один из немногих, кто предпочел контрастные осенние краски. Это все его любовь к золоту.
Филипп Робер. Осенние листья. 1909 год
Исаак Левитан. «Золотая осень» (1895)
Для каждого, кто принадлежит к русской культуре, номером первым, разумеется, пойдет эта картина Левитана — и потому что мы помним ее с детства (еще с репродукций в книжках для школьников), и потому, что она отражает действительно русскую природу, осень в средней полосе России, именно тот пейзаж, который уже в подкорку въелся.
Ландшафт, изображенный Левитаном — близ деревни в Тверской губернии, где он жил в поместье своих друзей и покровителей. В жену владельца усадьбы он был влюблен (и пользовался взаимностью). Возможно, это еще одно объяснение, почему эта картина получилась такой удачной, поэтичной — ее наполняет особенное настроение художника.
Джузеппе Арчимбольдо. «Осень» (1573)
В европейском искусстве, где светские сюжеты появились намного раньше, чем в русском, есть намного более древние «осенние» картины. Такова эта аллегория, написанная великим шутником и любителем ребусов Арчимбольдо.
Осень в этом портрете-натюрморте предстает в виде своих плодов: овощей и фруктов (тыква, грибы, груши, корнеплоды всякие). И, в первую очередь, автора интересует такой осенний сельскохозяйственный процесс, как виноделие. Поэтому особенное внимание здесь у виноградных плодов, листьев, лозы, а также гигантской бочки, которая будет наполнена душеспасительным напитком. (Появившимся раньше таблеток-антидепрессантов, но позже изобразительного искусства, между прочим).
Петер Брейгель Старший. «Возвращение стада» (1565)
Картину Брейгеля записывают в список великих не только потому, что она такая вся красивая и гармоничная по цветам и композиции. Важная часть ее славы и в том, что она достаточно ранняя, написана в XVI веке, когда с чистым пейзажным жанром в европейской живописи была еще большая напряженка. Так что Брейгель со своим полотном без какого-либо мифологического или религиозного сюжета выступал таким пионером.
Впрочем, не все так просто: эта картина — из цикла про двенадцать месяцев и времена года. А в то время каждое из этих понятий имело свою символику. Так что пейзажи про позднюю осень на языке той эпохи — это аллегория зрелости, праведными трудами нажитого богатства и потомства, а также того, что зима (то есть смерть) — не за горами.
Винсент ван Гог. «Падающие осенние листья» (1888)
Список у меня получился какой-то с нарушением хронологии: сейчас как раз место классического реалистического пейзажа, но та картина — (Левитан) возглавила список. Так что реализм перескакиваем, и оказываемся в шокирующем модернизме, если точнее — в постимпрессионизме.
Обратите внимание, как ван Гог использует приемы кадрирования, которые подсмотрел у японской гравюры: у его предшественников, европейских пейзажистов, такая обрезка была немыслимой.
Картина ван Гога — редкий случай осеннего пейзажа, который городской, но при этом красочный. В основном осень в городе рисуют серой и промозглой, где одного цвета и небо, и стены, и мокрые дороги...
Густав Климт. «Березовая роща I» (1902)
Неприятная новость для тех, кто считает «родные березки» исключительно русской прерогативой. Это дерево растет по всей Европе к северу от Альп и Пиренеев с Родопами всяческими и, судя по всему, у всех художников вызывает вдохновение своей трепетностью.
Но обычно белые стволы березок сочетают с зеленой травкой: Климт один из немногих, кто предпочел контрастные осенние краски. Это все его любовь к золоту.
Свежие комментарии