На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Искусство

72 075 подписчиков

Свежие комментарии

  • Валерий Николаевич
    К. Коровина очень люблю, а про П.Коровина впервые слышу. СпасибоПётр Коровин «С п...
  • Grandad
    О каком живописце речь?Легкий эротизм и ...
  • Сергей Дмитриев
    Инсинуации вокруг жизни и смерти Христа продолжаются уже 2024 года, который тоже одним боком - счастливый номер. Стат...Главная загадка ...

Акварель Премацци «Зал новейшей русской скульптуры в Новом Эрмитаже»

 

Николай I не только собирал скульптуру иностранных скульпторов, но очень много внимания уделял русским скульпторам. В построенном по его инициативе и указанию Новом Эрмитаже помимо Зала новейшей западноевропейской скульптуры был создан Зал новейшей русской скульптуры. Новый Эрмитаж был открыт в 1852 за три года до смерти Николая I.

Оба зала содержали скульптуры новейшего времени, то есть созданные примерно начиная со второй половины XVIII века, но преимущественно —  при жизни Николая I, причем часто по его заказу во время посещения мастерских скульпторов.

Премацци. Новый Эрмитаж. 1861. Литография

Премацци. Новый Эрмитаж. 1861. Литография

В цикле акварелей с интерьерами Нового Эрмитажа Луиджи Премацци (1814-1891)  изобразил Зал новейшей западноевропейской скульптуры, о чем рассказывалось в части 2 данного цикла статей, посвященных Николаю I. Эта акварель была нарисована после смерти Николая I.

Зал новейшей русской скульптуры в Новом Эрмитаже

Премацци также  изобразил «Зал новейшей русской скульптуры». По ней можно увидеть, какую скульптуру и каких скульпторов отобрал лично император для своей коллекции.  Эта акварель была нарисована при жизни Николая I (умер в 1855).

Премацци. Зал новейшей русской скульптуры. 1854

Премацци. Зал новейшей русской скульптуры в Новом Эрмитаже. 1854

Обратим внимание на подбор цвета стен: они цветные, создают хороший фон для белого мрамора скульптур. Можно вспомнить, как Рамазанов указывал на убивающий красоту мрамора серый цвет стен  Ватикана, отмечая, что в античные времена залы были разноцветные. Обратим также внимание на то, что из всех мраморных красавиц и красавцев бережно оградили легкой решеткой только «Венеру» Витали, приблизте ее изображение и увидите. Надо полагать, Николай I очень ценил эту скульптуру и наградил скульптора за ее создание. У царя был отменный вкус.

Подборка работ русских мастеров в Зале новейшей русской скульптуры как бы продолжает рассказ о посещении Николаем I Рима, где в соборе Св.Петра среди примерно двадцати художников, скульпторов и архитекторов ему были представлены четыре молодых скульптора, четыре золотых медалиста, отправленных в качестве пенсионеров (т.е. с пансионом) Императорской Академии художеств за казенный счет в Рим, чтобы углубить свои навыки и начать создавать новые произведения.

Во время своего посещения Рима в декабре 1845 Николай I, сопровождаемый вице-президентом Академии художеств графом Ф.П. Толстым, встретился с четырьмя молодыми русскими скульпторами.

В итоге им были заказаны для перевода в мрамор следующие работы этих скульпторов:

  •  П.А.Ставассер.  «Фавн, разувающий нимфу», «Русалка»;
  • Антон А.Иванов. «Отрок Михайло Ломоносов на берегу моря»;
  • К.М.Климченко. «Девушка с зеркалом»;
  • Н.А.Рамазанов. «Нимфа, ловящая бабочку на плече».

Несмотря на нарекания в адрес скульпторов по части их поведения, досрочно был возвращен в Россию только самый из них большой «бонвиван» Н.А.Рамазанов (пробыл в Италии с 1843 по 1846), но, как показало время, остальные скульпторы тоже долго не смогли бы задержаться в Италии из-за начавшейся там в 1848 революции. Лишь смертельные болезни Ставассера и Климченко «позволили» им задержаться.  Ставассер умер в 1850, Климченко — в 1849, оба похоронены в Италии, а вернувшийся Антон Иванов умер в России в 1848.

«Нимфа» Рамазанова была переведена в мрамор, но по дороге в Россию была разбита. Если учесть, что в России не так уж много подобных «красивых» скульптур, сделанных русскими скульпторами, это — большая потеря. Остался рисунок этой скульптуры самого Рамазанова.

Надо сказать, что рисовали все эти скульпторы изумительно, умение рисовать скульпторов — золотых медалистов Академии художеств непререкаемо, некоторые даже писали картины (Н.С.Пименов, который тоже был в это время в Италии, ровесник упомянутой четверки). В одной из статей приводился рисунок молодого Пикассо, из которого со всей очевидностью видно, что рисовать ступни ног и вообще рисовать он ну совсем не умел.

Итак, на акварели Премацци легко различить девять мраморных скульптур. В настоящее время эти скульптуры уже не в Эрмитаже.

Премацци. Зал новейшей русской скульптуры. Номерами выделены отдельные скульптуры.

Премацци. Зал новейшей русской скульптуры. Номерами выделены отдельные скульптуры

ФИГУРА 1

Ставассер. Фавн, разувающий нимфу. 1845. По заказу Николая I переведена в мрамор в 1849. Сейчас находится в Русском музее

Ставассер. Фавн, разувающий нимфу. 1845. По заказу Николая I переведена в мрамор в 1849. Сейчас находится в Русском музее

ФИГУРА 2.

М.И.Козловский (годы жизни 1753-1802). Амур со стрелой. 1797. Есть в Русском музее, есть и в Третьяковской галерее

М.И.Козловский (годы жизни 1753-1802). Амур со стрелой. 1797. Есть в Русском музее, есть и в Третьяковской галерее. Амур-Гарпократ

ФИГУРА 3.

Б.И.Орловский (годы жизни 1787-1837). Парис. 1824

Б.И.Орловский. Парис. 1824. Третьяковская галерея.

Б.И.Орловский (годы жизни 1787-1837) сделал модель  Париса в Риме во время шестилетней стажировки в мастерской Торвальдсена. Модель переведена в мрамор в 1840. Доводил эту статую С.И.Гальберг, проживший на два года больше Орловского.

ФИГУРА 4.

Антон Андреевич Иванов. Отрок Михайло Ломоносов на берегу моря. 1845. Русский музей

Антон Андреевич Иванов (годы жизни 1815-1848). Отрок Михайло Ломоносов на берегу моря. 1845. Русский музей

ФИГУРА 5.

Бродзский В.П. Амур, спящий в раковине. 1852-1853. Русский музей

Бродзский В.П. Амур, спящий в раковине. 1852-1853. Русский музей

ФИГУРА 6.

К.М.Климченко. Девушка с зеркалом. 1850 (переведена в мрамор после смерти скульптора). Русский музей

К.М.Климченко. Девушка с зеркалом. 1850 (переведена в мрамор после смерти скульптора). Русский музей

ФИГУРА 7.

И.П.Витали. Венера. 1852. Николай I вдохновил скульптора на эту «лебединую песню». Шедевр

И.П.Витали. Венера. 1852. Николай I вдохновил скульптора на эту «лебединую песню». Шедевр

ФИГУРА 8.

Ставассер. Русалка. 1845. Русский музей

Ставассер. Русалка. 1845. Русский музей

ФИГУРА 9.

С.И.Гальберг. Фавн, прислушивающийся к шуму ветра в тростнике (Рождение музыки). 1830. Русский музей

С.И.Гальберг. Фавн, прислушивающийся к шуму ветра в тростнике (Рождение музыки). 1830. Русский музей

Особняком среди перечисленных выше стоит самый именитый русский скульптор М.И.Козловский (1753-1802) (о нем речь пойдет в отдельной публикации), но он умер, когда Николаю Павловичу (будущему Николаю I)  было 6 лет.

Зато все остальные скульпторы – «птенцы гнезда Николаева» —  должны быть благодарны Николаю I за  все хорошее, что происходило в их жизни и на их профессиональном поприще, и особенно это касается Витали и Орловского.

Витали и Орловский являют собой  хороший пример того, как Николай I мог разглядеть талант, поскольку они не получили систематического образования в Академии художеств, пройдя школу мраморщиков, но это не помешало царям (Орловского заприметил еще Александр I) сделать их ведущими скульпторами наряду с признанными профессорами (тогда звание профессора было намного почетнее звания академика).

Они (Витали и Орловский) стали хорошими педагогами. Много талантливых учеников было и у Гальберга, но тот прошел самую лучшую академическую выучку у самого Мартоса, то есть был высоким профессионалом, о чем не устает повторять Рамазанов в своих «Материалах для истории художеств в России».

Итак, учеником Орловского был Рамазанов, Гальберг учил Ставассера, Иванова и Климченко, а после  смерти Орловского – и Рамазанова. У Витали учился Бродзский.

Таким образом, можно сказать, что все четыре скульптора, представленные Николаю I в соборе Св.Петра в Риме — Рамазанов, Ставассер, Иванов, Климченко, хотя и считались учениками, проходившими стажировку в Риме, но уже вовсю работали над высочайшими, царскими заказами.

Удивляет то, с какой заботой отнесся Николай I к скульпторам, которых сам и взлелеял.

Как мудрый правитель, он не стал жестко карать молодых скульпторов за «прегрешения» во время их римской стажировки.

Как уже отмечалось, трое из них умерли, не достигнув расцвета своего мастерства. Рамазанову же удалось доказать, что не напрасно ему была вручена золотая медаль в Академии. За свою недолгую жизнь (умер в 50 лет) он успел создать скульптурный класс в московском Училище живописи, ваяния и зодчества — подобный класс был организован в Москве впервые.

Эстетические предпочтения Николая I очевидны: это прежде всего поражающая зрителя красота.  Можно, конечно, выяснять, чем классицизм отличается от новых жанрово-реалистических тенденций, но у всех этих скульптур, помимо вложенного в них таланта их создателей, есть одна общая основа – академическое мастерство.

Похоже, Николай I тоже не очень был озабочен артстилями и тенденциями, но заказывая, например, «Отрока Ломоносова» Антону Иванову, отчетливо понимал необходимость прославления величия России и сохранения памяти о людях, это величие в себе воплощавших.

Зал новейшей русской скульптуры, изображенный на акварели Премацци, просуществовал весьма недолго, в 1857 шедевры русской скульптуры были смешаны с шедеврами западноевропейских скульпторов. Некоторые статуи «попутешествовали»: в частности, «Отрок Ломоносов» совершил путешествие в Царское Село. В конце XIX века большинство шедевров русской пластики были переданы из Эрмитажа во вновь созданный Русский музей императора Александра III. Там они и стоят в наше время.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх