На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Искусство

72 066 подписчиков

Свежие комментарии

Пуризм. Порядок после хаоса.

Уникальный пример в истории искусства, когда серьезно продуманное, актуальное для исторического момента и вполне самостоятельное течение прекратило свое полнокровное существование из-за ссоры его идеологов. В то же время организационный крах не изменил путей развития ярких творцов  — пуристов, от Ле Корбюзье до Фернана Леже.

796965@2x (700x577, 210Kb)

Ле Корбюзье. Натюрморт павильона L' Esprit Nouveau. 1924

Пуризм (от лат. purus — «чистый») — эстетическое направление, которое создали художник и архитектор Шарль-Эдуард Жаннер (которого мы знаем как Ле Корбюзье) и художник Амеде Озанфан. Возникший во  Франции после хаоса Первой мировой войны, пуризм стал символом порядка, целостности, баланса и  ясности, классических упорядоченных ценностей и технического прогресса.

Основные доктрины нового направления Ле Корбюзье и Озанфан изложили в художественном манифесте  «После кубизма». Публикация была приурочена к Первой Пуристской выставке художников, которая открылась 22 декабря 1918 года. В частности, друзья стремились отойти от декоративных аспектов кубизма, его фрагментации объекта. Они ратовали за искусство, подчеркивающее упорядоченность и  логику. Чтобы достичь этого чувства фундаментального порядка, Ле Корбюзье и Озанфан обозначали свое видение визуальных явлений как «гармоничное расположение современных, безличных, „универсальных“ форм». Через некоторое время к пуризму обратился Фернан Леже, прошедший к тому времени путь от  импрессионизма до кубизма и абстракционизма.

21088-entry-1-1581962296 (650x528, 49Kb)

Ле Корбюзье. Натюрморт. 1920

Вот некоторые из постулатов пуризма, манифестированные Ле Корбюзье и Озанфаном: — в искусстве существует иерархия: у основания — декоративное искусство, на вершине — человеческая фигура; — живопись настолько хороша, насколько хороши внутренние качества ее пластических элементов, а не  их репрезентативные или повествовательные возможности; — пуризм хочет ясно мыслить, творить преданно, точно, без обмана…; — серьезное искусство должно изгнать все техники, не верные реальной ценности концепции; — искусство заключается прежде всего в концепции; — техника — это всего лишь инструмент, смиренно служащий концепции; — пуризм не верит, что возвращение к природе означает копирование природы; — он допускает, что всякая деформация оправдана поиском инварианта.

796962@2x (533x700, 117Kb)

Амеде Озанфан. «Аккорды». 1922

Художники считали, что хаос природы должен быть рассеян и упорядочен технологиями, порожденными человеческим разумом. Для популяризации своих идей Озанфан и Ле Корбюзье совместно с поэтом Полом Дерме основали художественный журнал «L'Esprit Nouveau» («Новый дух»), который выходил с  1920 по 1925 год.

525672@2x (700x455, 140Kb)

Три женщины и натюрморт. Фернан Леже. 1921, 60×92 см

796963 (700x572, 39Kb)

Ле Корбюзье. «Nature pâle à la lanterne». 1922. Фонд Ле Корбюзье

В эссе под названием «Пуризм» Озанфан и Ле Корбюзье определили живопись как «объединение очищенных, родственных архитектурных элементов». Эта концепция отражена в их натюрмортах, на  которых оба художника представляют чистые, простые и цельные формы. Новое направление предполагало композиции безупречной гармонии и пропорций, отрицая все странное и оригинальное. Вторая выставка пуристов, состоявшаяся в 1921 году в парижской галерее Дрюэ, сделала движение и журнал еще более знаменитыми. В 1924 году Озанфан и Леже открыли в Париже «Atelier Libre» — «Бесплатную мастерскую», где также преподавали художницы Мари Лоренцин и Александра Экстер.

796966@2x (573x700, 131Kb)

Амеде Озанфан. Натюрморт «Посуда». Государственный Эрмитаж

Пуризм сводил предмет к соотношению его геометрических углов и форм, взаимодействующих по  классическим принципам золотого сечения. Художники делали акцент на чистых цветовых решениях,  отрицая любые украшательства. Они изображали обычные бытовые предметы, превращая их в  эстетически привлекательные формы.

796968@2x (512x386, 55Kb)

Хуан Грис. Бутылка и ваза с фруктами. 1920

Пуризм достиг своей кульминации после экспозиции в «Павильоне «Нового духа» Ле Корбюзье,  построенном в 1925 году для Международной выставки декоративного и промышленного искусства в  Париже. На выставке были представлены работы Ле Корбюзье, Озанфана, Фернана Леже, а также кубистов Хуана Гриса и Жака Липшица.

796955@2x (700x466, 126Kb)

796956@2x (700x466, 153Kb)

796957@2x (700x466, 85Kb)

Ле Корбюзье. Павильон L’Esprit Nouveau на Международной выставке декоративного и промышленного искусства в Париже. 1925

Ле Корбюзье продолжал развивать свои архитектурные таланты. С 1922 по 1925 он работал над еще одним своим проектом, в котором были использованы принципы пуризма — Вилла Ля Рош (Villa La Roche). Проект был разработан для швейцарского банкира из Базеля Рауля Ля Роша, коллекционера авангардного искусства, и включал не только жилые помещения, но и галерейное пространство. И вот тут Ле Корбюзье и Озанфан серьезно поссорились — по идейным соображениям: Озанфан украсил интерьеры картинами,  против чего категорически возражал его друг. Это недоразумение стало окончанием сотрудничества двух художников — и концом движения пуризма.

796969@2x (700x556, 106Kb)

Амеде Ознфан. Натюрморт. 1920−21

Отход пуризма от радикализма, свойственного живописи начала XX века, можно рассматривать как часть стремления «вернуться к порядку» после хаоса Первой мировой войны. Пуризм стал одним из способов вновь обратиться к традициям неоклассицизма, которым следовали европейские художники того времени. Для Ле Корбюзье пуризм стал возможностью оформить свои идеи и придти к собственному уникальному архитектурному дизайну, который был основан на принципах стандартизации конструкций, строгой функциональности и массового производства.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх