На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Искусство

72 066 подписчиков

Свежие комментарии

Тема русской косы в творчестве известных художников

Филипп Будкин. «Девушка перед зеркалом». 1848 г. Фото: открытые источники

Филипп Будкин. «Девушка перед зеркалом». 1848 г. Фото: открытые источники

Когда-то девичья коса по пояс была не редкостью, как сегодня, а предметом гордости хозяйки и восхищения окружающих. Она имела такой же важный священный смысл, как та же борода у мужчин. Считалось, что чем толще коса, тем здоровее девушка, а значит шансов удачно выйти замуж у таких счастливиц было больше. Кроме того, коса многое могла рассказать о ее обладательнице. Если она не замужем, то заплетает одну, а в браке у девицы их уже две. На картинах талантливых авторов шикарными косами можно залюбоваться, такие они красивые.

В 1848 году академик Императорской Академии художеств Филипп Осипович Будкин написал произведение «Девушка перед зеркалом». Эта картина хранится в коллекции Национального художественного музея Республики Беларусь. Красивая чернобровая девушка, с косой по пояс и синей лентой в ней стоит у зеркала в прекрасном наряде. Она надевает кокошник и явно собой довольна. Красавица точно не из бедной семьи: на ней жемчужные бусы, на скамье перед зеркалом лежат жемчужные серьги и золотые украшения, сарафан и блуза пошиты из дорогого материала. Замуж она вероятно выйдет удачно: и хороша собой, и семья богата.

Зинаида Серебрякова.  «Портрет Ольги Константиновны Лансере». 1910 г. Фото: gallerix.ru

Зинаида Серебрякова. «Портрет Ольги Константиновны Лансере». 1910 г. Фото:gallerix.ru

Какая же шикарная, толстая, тяжелая коса у Ольги Константиновны Лансере, жены родного брата известного российского художника Зинаиды Серебряковой (в девичестве Лансере). Черная как смоль, густая, коса еле вмещается в руку прекрасной женщины. Ольга на портрете молода, кожа ее светлая и бархатная, из украшений только бусы, чтобы ничего не отвлекало от самой героини. Этот взгляд плюс приспущенное с плеча белое платье - такой соблазнительный, пленительный образ, но в то же время светлый и чистый. Портрет находится в частной коллекции.

Николай Рачков. «Девушка-украинка». Вторая половина 19 в. Фото: artsait.ru

Николай Рачков. «Девушка-украинка». Вторая половина 19 в. Фото: artsait.ru

Картины Николая Ефимовича Рачкова, живописца, талантливейшего мастера бытового жанра 19 века, хранятся в Русском музее и Государственной Третьяковской галерее. Он написал немало портретов красивых девушек, милых детей, простых женщин и старушек. Его «Девушка-украинка» совсем юна, но со взрослым, пронзительным взглядом. Она красивая, черты лица правильные. Позирует в традиционном украинском наряде, с венком на голове, множеством бус на шее. Но главное, конечно, густая коса - богатство и достоинство дивчины.

Константин Маковский. «Чарка меду». 1890-е. Фото: artchive.ru
Константин Маковский. «Чарка меду». 1890-е. Фото: artchive.ru

У Константина Маковского, воспевающего в своих работах все исконно русское, национальное, красавица с косой на картине «Чарка меду» - просто идеал женской красоты, чистоты, невинности. Ее коса не заплетена туго, она выглядит немного воздушно, легко, чуть растрепано. Константин Маковский написал довольно много портретов боярышень, богатых, статных, знающих себе цену. Его творчество любили, а дорогие картины успешно продавались. Сегодня они находятся в фондах лучших музеев.

Василий Суриков. «Девушка с косами. Портрет А.А. Добринской». 1910 г. Фото: classic-art-ru.livejournal.com

Василий Суриков. «Девушка с косами. Портрет А.А. Добринской». 1910 г. Фото: classic-art-ru.livejournal.com

Все женщины у Василия Сурикова особенные, суриковские. Ася Добринская на портрете его кисти мила, скромна и утонченна. И это несмотря на такое объемное платье, крупные, даже массивные, руки девушки и тяжелый подбородок. Добрый мягкий взгляд, красивый оттенок платья, ненавязчивый зеленоватый фон, а главное две чуть растрепанные длинные косы делают свое дело - образ получился нежный, свежий и очень трогательный. Асю здесь хочется обнять и прочесть ей пару-другую строк из лирики Есенина.  

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх