Юрий Иванович Пименов (1903 - 1977)
Запах дождя и горячего асфальта. Аромат фиалок и душное дыхание солярки.
Снежная поземка на затемненной улице. Свежесть цветущего сада...
Тишина и томление весны. Угар и грохот московского лета. Радость зимнего вечера, синего, синего, манящего теплыми огнями окон.
Прелесть осеннего утра, убранного каплями росы.
Шелест новых платьев. Цокот каблучков по доскам, перекинутым через лужи...
Первые звуки оркестра. Шепот притихшего зала. Пение ветра в лесах новостроек и смех девушек - штукатуров и маляров... Вздох актрисы и колдовской свет рампы... Звонок телефона, обещающий разлуку...
Весь этот поток звуков, запахов, красок охватывает вас, когда вы входите в мир сложный и простой, полный поэзии и будничности, радостей и печали. Мир трепетного ощущения необыкновенности обыкновенной жизни, дарящей ежеминутно, каждодневно все новые открытия, мир творчества художника Юрия Пименова.
Юрий Пименов любил Москву, ее новь, ее людей. Живописец это свое чувство щедро отдает зрителю. Мастер открывает нам мир, к которому мы привыкли. Ведь каждодневно мы ходим, ездим в метро, на автобусах и автомашинах и зрим рядом этот интересный, увлекательный, чудесный мир.
Но, в отличие от детей, не устающих удивляться, многих из нас, закрученных текучкой, давно уже покинула радость удивления, радость новых открытий. В сутолоке занятости, в круговерти будней нам стал казаться привычным, примелькался этот вечно меняющийся, трепетный, прекрасный мир природы...
Мы часто говорим: утро, день или ночь... Но всегда ли мы замечаем, сколько бессчетных перемен таят в себе нюансы переходов из одного состояния дня в другое, сколько изумительных сочетаний открывается нашему глазу в острых силуэтах деревьев, домов, архитектурных ансамблей, словно вписанных в воздушную панораму движущихся облаков, феерического света восходов и закатов?
Всегда ли мы видим прелесть пейзажа современного большого города?
Ведь сколько жизненных коллизий открывает нам эта вечная драматургия обыденности.
Город... Великий волшебник и режиссер. Он показывает нам ежеминутно тысячи никогда не повторяющихся мизансцен, живых, полных движения человеческой души, отражающих все оттенки характеров и положений, от лирической взволнованности юности до суровой уравновешенности старости. Надо только видеть!
А это нелегко... Ибо наблюдатель, поэт и художник, живущий в каждом из нас, пока мы бываем детьми, потом, с годами, с превеликим тщанием изгоняется нами самими. И мы в большинстве своем становимся мудрыми скептиками и резонерами, которым не до цветов или закатов... Словом, как это ни грустно, такова логика жизни...
Большие художники и поэты помогают нам как бы вновь обрести это чувство, это состояние юной лирической возбужденности. Они заставляют нас властью своего искусства понимать всю огромную значимость слов - непреходящее в преходящем.
Учат нас замечать и любить прекрасное, столь обильно заключенное в мире, окружающем нас.
Полотна Пименова, полотна-новеллы, таят в себе свежесть неуставшей души художника, тонкость и в то же время широту обобщений. Его холсты помогают нам понимать поэзию прозы.
Глубокая интимность пименовских картин - в их истинной несочиненности, в несомненной их жизненности. Мастеру глубоко чужда литературщина в живописи, подменяющая порой художественность пластического выражения.
Метафоричность языка Пименова - это цепь открытий длиной в полвека.
"Каждый день нас охватывает поток жизни, — говорил Пименов, - порой он накрывает нас целиком энергией больших событий действительности, порою только задевает тихим краем, мокрой от дождя веткой, розовым облаком в вышине. Все, что встречается за день, огромно и поразительно разнообразно
Душа искусства - тонкая душа, и чем сложнее и умнее будет становиться человек, тем богаче и умнее будет становиться его искусство.
Искусство - дело интеллигентное, оно требует не умения ремесленника, а особого, сложного строя души..."
Станковая, реалистическая живопись Пименова предельно проста. Рисунок, цвет, композиция ясны. Но это сложная простота.
Всякие коммерческие, карьеристские задачи никогда не были и не будут действительными заботами творчества. Особенно страшно равнодушие, рождающее серость.
И это не только красивые слова. Это - психология Пименова, смысл его художнической судьбы.
Однажды он прочел мне отрывок из Блока:
«Писатель - растение многолетнее. Как у ириса или у лилии росту стеблей и листьев сопутствует периодическое развитие корневых клубней, так душа писателя расширяется и развивается периодами, а творения его - только внешние результаты подземного роста души".
Думается, в блоковских строках - разгадка молодости и долголетия пименовского таланта, который с годами только набирал силу и остроту.
Таких художников очень немного, ибо душа истинного живописца как бы движет кистью, и если стареет душа - быстро дряхлеет палитра, немощным становится колорит.
И. Долгополов. Мастера и шедевры.
Даешь тяжелую индустрию. 1927
Инвалиды войны. 1926
Взяятие английского блокгауза (Северный фронт). 1928
Художники в мастерской. (А. Д. Гончаров и Ю. И. Пименов). 1928
Цветочница
Женщина в гамаке.1934
«Работницы Уралмаша в ложе театра» 1934. Левая часть триптиха
«Работницы Уралмаша на заводе» 1934. Центральная часть триптиха
«Работницы Уралмаша дома за чаем» 1935. Правая часть триптиха
Актриса. 1935
Новая Москва. 1937
Почта пришла. 1940
Война. Городские окраины. 1941
Следы шин. 1944
Фронтовая дорога. 1944
1
Ленинградский пейзаж. 1944
Осенняя станция. 1945
Германия. Город у моря. 1945-1946
Весеннее окно. 1948
В порту. 1950
Утренние покупки. 1951
Богато накрытый стол.
Клубника с молоком. 1956
Район завтрашнего дня. 1957
Гостья фестиваля. 1957
Проливной дождь. Фрагмент. 1957
Одинокая продавщица цветов. Венеция. 1958
Венецианские окна. 1958
Лавка соломенных шляп. Венеция. 1958
Париж. Улица Сен-Доминик. 1958
Ожидание. 1959
Утренние окна. 1959
Дальняя дорога. 1959
Уголок кабинета. 1950-1960
Между работой и театром. 1960
Первые модницы нового квартала. 1961
Начало любви
Раннее утро в Москве. 1961
Прозрачный зонтик
Свадьба на завтрашней улице. 1962
Окраина Москвы
Бумажные цветы и первоцветы
В комнатах
Воспоминание о военном пайковом хлебе. 1962-1963
Утро нового дня. 1964
Утро в городе. 1964
Портрет девушки в белой кофточке. 1960-е
Лирическое новоселье. 1965
Девушки из магазина. 1965
Сумерки. 1966
Портрет Татьяны Самойловой в роли Анны Карениной. 1966
Кусок стекла. 1966
Синяя чашка. 1967
Натюрморт с тыквой и сковородой
Чашки
Стюардесса
Борис Пастернак. Оттепель. 1967
Спор. 1968
Калининград. Дождь. 1968
Костюмерная Большого театра. 1972
Сотворение мира. 1973
В магазине. 1973
Афиша к художественному фильму С. Герасимова «Дочки-матери».1974
Токийское окно. 1975
Болгарский этюд. 1977
Ливень
Ночь в городе
Кижи. Старинная красота
Свежие комментарии