На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Искусство

72 075 подписчиков

Свежие комментарии

  • Валерий Николаевич
    К. Коровина очень люблю, а про П.Коровина впервые слышу. СпасибоПётр Коровин «С п...
  • Grandad
    О каком живописце речь?Легкий эротизм и ...
  • Сергей Дмитриев
    Инсинуации вокруг жизни и смерти Христа продолжаются уже 2024 года, который тоже одним боком - счастливый номер. Стат...Главная загадка ...

Юрий Пименов

Юрий Иванович Пименов (1903 - 1977)

 

   Запах дождя и горячего асфальта. Аромат фиалок и душное дыхание солярки.
Снежная поземка на затемненной улице. Свежесть цветущего сада...
Тишина и томление весны. Угар и грохот московского лета. Радость зимнего вечера, синего, синего, манящего теплыми огнями окон.

Прелесть осеннего утра, убранного каплями росы. 
Шелест новых платьев. Цокот каблучков по доскам, перекинутым через лужи...
Первые звуки оркестра. Шепот притихшего зала. Пение ветра в лесах новостроек и смех девушек - штукатуров и маляров...  Вздох актрисы и колдовской свет рампы... Звонок телефона, обещающий разлуку...
   Весь этот поток звуков, запахов, красок охватывает вас, когда вы входите в мир сложный и простой, полный поэзии и будничности, радостей и печали. Мир трепетного ощущения необыкновенности обыкновенной жизни, дарящей ежеминутно, каждодневно все новые открытия, мир творчества художника Юрия Пименова.

   Юрий Пименов любил Москву, ее новь, ее людей. Живописец это свое чувство щедро отдает зрителю. Мастер открывает нам мир, к которому мы привыкли. Ведь каждодневно мы ходим, ездим в метро, на автобусах и автомашинах и зрим рядом этот интересный, увлекательный, чудесный мир.
   Но, в отличие от детей, не устающих удивляться, многих из нас, закрученных текучкой, давно уже покинула радость удивления, радость новых открытий. В сутолоке занятости, в круговерти будней нам стал казаться привычным, примелькался этот вечно меняющийся, трепетный, прекрасный мир природы...
   Мы часто говорим: утро, день или ночь... Но всегда ли мы замечаем, сколько бессчетных перемен таят в себе нюансы переходов из одного состояния дня в другое, сколько изумительных сочетаний открывается нашему глазу в острых силуэтах деревьев, домов, архитектурных ансамблей, словно вписанных в воздушную панораму движущихся облаков, феерического света восходов и закатов?
   Всегда ли мы видим прелесть пейзажа современного большого города?
Ведь сколько жизненных коллизий открывает нам эта вечная драматургия обыденности.
   Город...  Великий волшебник и режиссер. Он показывает нам ежеминутно тысячи никогда не повторяющихся мизансцен, живых, полных движения человеческой души, отражающих все оттенки характеров и положений, от лирической взволнованности юности до суровой уравновешенности старости. Надо только видеть!

   А это нелегко...  Ибо наблюдатель, поэт и художник, живущий в каждом из нас, пока мы бываем детьми, потом, с годами, с превеликим тщанием изгоняется нами самими. И мы в большинстве своем становимся мудрыми скептиками и резонерами, которым не до цветов или закатов... Словом, как это ни грустно, такова логика жизни...
   Большие художники и поэты помогают нам как бы вновь обрести это чувство, это состояние юной лирической возбужденности. Они заставляют нас властью своего искусства понимать всю огромную значимость слов - непреходящее в преходящем.
   Учат нас замечать и любить прекрасное, столь обильно заключенное в мире, окружающем нас.
Полотна Пименова, полотна-новеллы, таят в себе свежесть неуставшей души художника, тонкость и в то же время широту обобщений. Его холсты помогают нам понимать поэзию прозы.
   Глубокая интимность пименовских картин - в их истинной несочиненности, в несомненной их жизненности. Мастеру глубоко чужда литературщина в живописи, подменяющая порой художественность пластического выражения.
   Метафоричность языка Пименова - это цепь открытий длиной в полвека.

   "Каждый день нас охватывает поток жизни, — говорил Пименов, - порой он накрывает нас целиком энергией больших событий действительности, порою только задевает тихим краем, мокрой от дождя веткой, розовым облаком в вышине. Все, что встречается за день, огромно и поразительно разнообразно
   Душа искусства - тонкая душа, и чем сложнее и умнее будет становиться человек, тем богаче и умнее будет становиться его искусство.
   Искусство - дело интеллигентное, оно требует не умения ремесленника, а особого, сложного строя души..."
   Станковая, реалистическая живопись Пименова предельно проста. Рисунок, цвет, композиция ясны. Но это сложная простота.

   Всякие коммерческие, карьеристские задачи никогда не были и не будут действительными заботами творчества. Особенно страшно равнодушие, рождающее серость.
   И это не только красивые слова. Это - психология Пименова, смысл его художнической судьбы.
   Однажды он прочел мне отрывок из Блока: 
   «Писатель - растение многолетнее. Как у ириса или у лилии росту стеблей и листьев сопутствует периодическое развитие корневых клубней, так душа писателя расширяется и развивается периодами, а творения его - только внешние результаты подземного роста души".
   Думается, в блоковских строках - разгадка молодости и долголетия пименовского таланта, который с годами только набирал силу и остроту. 
   Таких художников очень немного, ибо душа истинного живописца как бы движет кистью, и если стареет душа - быстро дряхлеет палитра, немощным становится колорит.

И. Долгополов. Мастера и шедевры. 

 

Даешь тяжелую индустрию. 1927

 

 Инвалиды войны. 1926

 

Взяятие английского блокгауза (Северный фронт). 1928

 

Художники в мастерской. (А. Д. Гончаров и Ю. И. Пименов). 1928

 


Цветочница

 

 Женщина в гамаке.1934

 

«Работницы Уралмаша в ложе театра» 1934Левая часть триптиха

 

«Работницы Уралмаша на заводе» 1934. Центральная часть триптиха

 

 «Работницы Уралмаша дома за чаем» 1935. Правая часть триптиха

 

Актриса. 1935

 

Новая Москва. 1937

 

             

Почта пришла. 1940

 

Война. Городские окраины. 1941

 

Следы шин. 1944

 

 Фронтовая дорога. 1944

 

1

Ленинградский пейзаж. 1944

 

 Осенняя станция. 1945

 

Германия. Город у моря. 1945-1946

 

Весеннее окно. 1948

 

В порту. 1950

 

            

Утренние покупки. 1951

 

Богато накрытый стол.

 

Клубника с молоком. 1956

 

Район завтрашнего дня. 1957

 

Гостья фестиваля. 1957

 

Проливной дождь. Фрагмент. 1957

 

Одинокая продавщица цветов. Венеция. 1958

 

            

Венецианские окна. 1958

 

Лавка соломенных шляп. Венеция. 1958

 

Париж. Улица Сен-Доминик. 1958

 

Ожидание. 1959

 

Утренние окна. 1959

 

 Дальняя дорога. 1959

 

Уголок кабинета. 1950-1960

 

 Между работой и театром. 1960

 

Первые модницы нового квартала. 1961

 

Начало любви

 

Раннее утро в Москве. 1961

 

           

Прозрачный зонтик 

 

Свадьба на завтрашней улице. 1962

 

 Окраина Москвы

 

Бумажные цветы и первоцветы

 

            

 В комнатах

 

Воспоминание о военном пайковом хлебе. 1962-1963

 

Утро нового дня. 1964

 

Утро в городе. 1964

 

          

Портрет девушки в белой кофточке. 1960-е

 

Лирическое новоселье. 1965

 

             

Девушки из магазина. 1965

 

Сумерки. 1966

 

            

Портрет Татьяны Самойловой в роли Анны Карениной. 1966

 

 Кусок стекла. 1966

 

Синяя чашка. 1967

 

Натюрморт с тыквой и сковородой

 

 Чашки

 

Стюардесса

 

             

Борис Пастернак. Оттепель. 1967

 

             

Спор. 1968

 

             

Калининград. Дождь. 1968

 

Костюмерная Большого театра. 1972

 

Сотворение мира. 1973

 

             

В магазине. 1973

 

Афиша к художественному фильму С. Герасимова «Дочки-матери».1974

 

            

 Токийское окно. 1975

 

            

 Болгарский этюд. 1977

 

                   

Ливень

 

                

 Ночь в городе

 

Кижи. Старинная красота

 

         

Картина дня

наверх