Арон Зинштейн
Арон Зинштейн родился 13
октября 1947 года в городе Нижний ТагилСвердловской области. В
детстве занимался рисованием в местном Дворце Культуры. В 1968 году окончил
Уральское училище прикладного искусства в Нижнем Тагиле. В 1972-1977 годах
учился на факультете «Интерьер и оборудование» Ленинградского высшего
художественно-промышленного училища им. В.И. Мухиной (ныне СПГХПА им. А.Л. Штиглица). После окончания работал в «ГлавЛенинградСтрое», занимался
монументально-прикладным искусством, в это время начал свои первые опыты в живописи. Художник уже тогда
делает зарисовки, на основе которых позднее будут созданы многие из его работ.
В 1983 году получил свою первую мастерскую, именно тогда стал
экспериментировать с жидкой краской — с гуашью, начал писать в свойственной ему
манере, благодаря которой его называют «русским Матиссом». С 1988 — член Союза
художников СССР.
С 1994 — член
Санкт-Петербургской Академии современного искусства.
Авопортрет. Холст. Масло
У Хармса есть
цикл с названием "Случаи" - мозаика из "эпизодов",
"анекдотов", "иллюстраций", "историй" и
собственно "случаев". Хармсовский термин, как кажется, исчерпывающе
характеризует и содержание, и общую "композицию" живописного
повествования Зинштейна. Каждая его картина - отдельный, конкретный - часто
автобиографический - "случай", в чем-то похожий хотя бы на такой из
описанных Хармсом: "Вот однажды один человек пошел на службу да по дороге
встретил другого человека, который, купив польский батон, направлялся себе
восвояси. Вот, собственно, и все". Характерным образом художник объясняет
свои сюжеты: "вот это мы как-то стояли на остановке", "однажды
Оля играла нам на органе, а потом ели торт", "а вот это мы
фотографировались на выставке Заславского в Лесном". Целое, как и у
Хармса, выстраивается по принципу сцепления подобных "случаев." (Ирина Карасик)
Вернисаж
Велосипедисты
На балконе
Сюжет -
"случай" Зинштейн усиливает соответственными пластическими
средствами. Он любит "случайную" композицию - фигуры не полностью
"попадают в кадр", изображение сдвигается в край, люди сидят спиной
или боком. Цвет едва успевает обрести нужную форму и не всегда укладывается в
"прыгающий" контур, торопливая кисть учащает ритм мазков, оставляя
потеки свободной краски. ( Ирина Карасик)
Зима. Исаакий
Загородный проспект
Его пейзажные
интересы сосредоточены не на архитектурных видах, а на усиленных произволом
воображения ритмах и звуках современной городской жизни ("шум
трамваев"), меняющих до неузнаваемости исторические реалии. "Пляшет" вместе с туристами, теряя
застылую торжественность, Александрийский столп. Готов смешаться с толпой
грозный "Медный всадник"…
Зинштейна
влекут городская сутолока и суета - "людской водоворот". Он питает
явное пристрастие к изображению людских скоплений. Ситуации могут быть самыми
разными - метро в час пик, велосипедная гонка, футбольный матч, театральный
спектакль, музыкальный концерт, праздничное гулянье, вернисаж, рынок, ресторан,
оркестр, хор. (Ирина Карасик)
Дворик Эрмитажа
При этом мотив
"человеческого муравейника" лишен критического или сатирического
пафоса и, кажется, привлекает художника своей чисто пластической
выразительностью, фантасмагорической зрелищностью. Зинштейна, в отличие от
многих современных художников, интересует не психология или социология толпы,
но ее органика. (Ирина Карасик)
Дружеский банкет
Рейс-160
Большой
комплекс произведений связан с музыкальными мотивами. Люди поют, играют на
различных инструментах (как и всякий художник, Зинштейн особенно ценит скрипку
и гитару), слушают музыку. Причины живописной меломании кроются не только в
реальной любви к музыке, в претворенном в сюжет искусства опыте завсегдатая
вечеров и концертов. Зинштейна привлекает присущая исполнительству визуальная
демонстративность действия и облика, особенно заметная в ситуации
"отключенного звука" - броскость нарядов, преувеличенность жестов,
динамика поз, яркость характеров, сила страстей. (Ирина Карасик)
Меньше всего
внимания Зинштейн обращает на лица своих персонажей. Как уже говорилось, герои
зачастую повернуты к зрителю спиной, так что в фокусе оказываются лишь затылки,
волосы, шляпки. В том случае, если художник дает вид спереди, а не сзади, черты
лица едва намечены, "сокращены" или вовсе отсутствуют. Такой прием в
русском искусстве ХХ века - не редкость. Вспомним хотя бы
"полуобразы" Казимира Малевича, супрематические лики Николая Суетина,
спортсменов, мальчиков и крестьянских женщин Веры Ермолаевой, хулиганов
Александра Арефьева…
Исчезновением
лица Зинштейн обостряет другие признаки индивидуальных различий: физическая
конституция, поза, манера держаться, выбор одежды или прически. Повышается роль
атрибутов, аксессуаров, деталей туалета (размер которых, как правило, выходит
за рамки обычных параметров) - чудная шляпка, немыслимый воротник, пышный бант,
вычурная сумочка, крупные серьги... Удивительно, но люди с лицом-пятном
абсолютно узнаваемы - даже тогда, когда их облик лишен говорящих деталей…
(Ирина Карасик)
Певица
Таня и кактус
Двое
Художник и модель
Старое фото
. Нередко лицо,
как в детском рисунке, замещено какой-то характерной для внешности персонажа
(или особенно необходимой по сюжету) его частью - открытый рот, ярко
накрашенные пухлые губы, большой нос, подмигивающий глаз, усы…
(Ирина Карасик)
Из интервью
Вы относите свою живопись к какому-то направлению?
— Я считаю себя экспрессионистом.
— Вы можете дать определение этому направлению?
Экспрессионизму в литературе, например, никто так и не дал внятного
определения.
— Экспрессия. В то же время я считаю, что экспрессионизм присутствует и в наивном
искусстве. Наивное искусство тоже очень разное. Анри Руссо, например,
прорисовывал каждую деталь. А есть Пиросманишвили, которого я считаю настоящим
экспрессионистом…( Ксения
АИТОВА.21.04.2006)
http://www.aronzinshtein.ru/interv_3.html
«Работы Зинштейна, действительно,
даже стилистически вызывают ассоциации с детским творчеством. Однако речь ни в
коем случае не идет о банальном подражании, равно как и о модном рефлексивном
"присвоении". Причина - в совпадении видения: мастер и ребенок
оказываются "друзьями по ощущению".
…Искусство Зинштейна, без
сомнения, соотносится с широкой - сквозной для всего ХХ века - экспрессионистической
тенденцией (для которой, кстати, детский рисунок был одним из источников). Экспрессионизм
как понятие шире конкретного художественного направления и определяет,
скорее, тип художественного сознания и пластического темперамента. В
работах Зинштейна признаки такого сознания и такого темперамента
совершенно очевидны: приоритет выразительности над изобразительностью,
активная деформация реальности, стремление к острой характерности пластической
интерпретации натуры, безудержное воображение, "громкая", стихийная,
"темповая", спонтанная живопись, стремительный, вибрирующий мазок,
форсированный, эмоционально заряженный цвет, предельная искренность и
открытость авторской интонации.
Однако при полном наборе
экспрессионистической лексики работы Зинштейна обнаруживают иную, скорее
свойственную импрессионизму, тональность мировосприятия. Он слишком ценит непосредственные зрительные впечатления. Он, как ребенок,
"балуется красками" и получает видимое удовольствие от самого
процесса писания. Его философия - философия радости, а не боли, надежды, а
не отчаяния. В его живописи много озорства и азарта». (Ирина Карасик)
Философы
Чёртово колесо. Сухая игла
Стена плача
Впервые
Арон Зинштейн познакомился с фарфором еще в юности: художник входил в
студенческое научное общество, где изучал надглазурную роспись. А в 2010 году
началось сотрудничество Арона Зинштейна с Императорским фарфоровым заводом в
Санкт-Петербурге.
Присоединившись к творческому коллективу
предприятия, художник создал серию графических работ в бытовой стилистике
Арон Зинштейн - портретист.
«Портрет — это авторское суждение Зинштейна
о человеке, в котором главное не степень известности портретируемого, а его
личностные и творческие черты. Экспрессивность, пастозность фактуры и
обобщенность форм — одна из характерных черт живописного стиля мастера.
…В работах Арона Зинштейна присутствует
доля иронии, гротескность и художественно продуманная наивность, что в целом
создает впечатление светлого и немного меланхоличного настроения». (Пётр
Алексеев)
http://gorod-pushkin.info/vystavka-11-08-2012
Арон Зинштейн создал галерею портретов представителей артистического слоя. Это
художники, поэты, коллекционеры, музыканты, актёры, режиссёры…
Аркадий Илин. Поэт
Борис Лихтенфельд. Поэт
Поэт и переводчик Владимир Гандельман со своим портретом
Николай Благодатов. Коллекционер
Полина Фрадкина. Пианистка
Татьяна Зусес. Художник. Жена Арона Зинштейна
Марина Солопченко. Актриса
Феликс Лейбович. Художник
Книжная графика Арона Зинштейна может быть темой особого
разговора.
Свежие комментарии